В настоящей статье проблема происхождения калифорнийских индейцев рассматривается в этноисторическом аспекте. Большую роль в исследовании этногенеза играют материалы археологии, истори, истории искусства и этнографии. Автором сделана попытка рассмотреть архаические элементы духовной и материальной культуры индейцев Калифорнии и охватить те ее аспекты, в которых прослеживаются азиатские корни или параллели.
В Калифорнии до появления белых существовала своеобразная этнокультурная общность индейских племен. Своеобразие ее определялось не только тем, что она состояла из более чем 60 различных индейских племен, но и тем, что географически Калифорния делится на ряд различных климатических областей: северную лесную часть; горный район (отроги Невады и горных кряжей, ограничивающих долины рек Сакраменто и Сан-Хоакин), равнинную часть (центральная Калифорния) и южную, переходящую в пустыню Мохав.
Географический фактор сказался на экономике и хозяйственной деятельности индейцев. На севере Калифорнии обитают племена индейцев, основой экономики которых являются сезонная охота и рыбная ловля. В центральной Калифорнии живут племена охотников и собирателей, занимающихся сезонным сбором растении (желудей) и охотой. На юге современного штата Калифорния распространены племена кочевых охотников и собирателей.
Земледелие, скотоводство и металл не были известны индеицам Калифорнии до прихода белых. Несмотря на богатые природные ре сурсы, уникальные способности к адаптации, характерные для або ригенов этого района, в хозяйственном отношении они, как отмечают ученые1 могут быть причислены к наиболее отсталым культурно и экономически народам мира. Культура индейцев Калифорнии, какой ее застали первые русские исследователи — моряки, путешественни ки ученые (в том числе И. Г. Вознесенский, работавший там в 40-х годах прошлого века), была своеобразным «резервуаром», где скапливались различные архаические элементы. Племена прибрежных и внутренних районов Калифорнии долгое время продолжали оставаться первобытными охотниками и собирателями, сохраняя в своей материальной и духовной культуре традиции каменного века Замедленное развитие у них металлургии объяснялось отсутствием необходимого сырья, что способствовало сохранению здесь каменных орудий2.
Этнографическая культура калифорнииских индейцев близка археологической культуре «раковинных куч» II—I тысячелетии до н. э. Поселения культуры «раковинных куч» широко распространены по всему Тихоокеанскому побережью Америки.
Факт самобытности и исконно американского происхождения культуры индейцев Калифорнии очевиден. Предположение о том, что корни их этногенеза уходят в Старый Свет, нашло подтверждение в работах американских и советских ученых (Нельсон, Хрдличка, Окладников, Лафлин, Алексеев). Так или иначе, происхождение индейцев Калифорнии связано с проблемой происхождения индейцев Северной Америки и с ходом исторического развития народов Евразии, точнее Сибири, Центральной, Северной и Юго-Восточной Азии. Здесь важно обратить внимание на проблему тихоокеанской культурной общности, ввиду того что многие племена индейцев Калифорнии (толова, юрок, костанью, мивок, помо, чумаш и др.) являются исконными прибрежными жителями.
Процесс миграций населения из Старого Света в Новый длился тысячелетиями. Носители различных культурных традиций могли появляться в Калифорнии в разное время. Однако для проникновения новых культурных элементов не всегда был необходим непосредственный контакт групп населения: эволюция человеческого общества в сходных условиях во многом определяется единым программным развитием3. Кроме того, миграции и культурные контакты населения двух материков Азии и Америки — в силу естественноисторических причин (например, повышения уровня океана и т. п.) носили прерывистый характер. В определенные периоды, часто длительные, культура индейцев, в том числе и калифорнийских, развивалась в изоляции.
В этой связи особое внимание привлекают археологические материалы палеолитического времени из Северной Азии и Америки, которые были получены за последние годы американскими и советскими учеными. Эти данные пролили свет на проблему происхождения «первых американцев».
На территории современного штата Калифорния были открыты памятники палеолита, относящиеся к числу наиболее древних в Америке — к стадии до-наконечников. Это стоянки на берегу озера Фармингтон в центральной Калифорнии, Лейк-Чапел в южной Калифорнии и ряд других. Вероятно, носители культурных традиций стадии до-наконечников жили в Калифорнии около 30 тыс. лет назад. Это были племена бродячих охотников. Их потомки заселили территории к западу от Скалистых гор, на северо-западе и юго-западе США, нынешний штат Калифорнии и продолжали изготавливать каменные орудия в технике стадии до-наконечников, т. е. в период 15—11 тыс. лет назад, чему способствовало «сохранение контактов через Берингию с азиатскими палеолитическими культурами»4. Вероятно, эти контакты осуществлялись в период 20—15—10 тыс. лет назад, когда в районе прерий, на юго-западе США, начала развиваться новая верхнепалеолитическая культура с характерными метательными наконечниками. Время расцвета культуры метательных наконечников типа сандия предшествовало появлению культуры кловис — фолсом и лерма (листовидные крупные острия с двусторонней обработкой), которые получили развитие 11—10 тыс. лет назад5. Особый интерес для нашей темы представляют каменные наконечники культуры кловис. Это двусторонне обработанные мелкой ретушью обычно массивные желобчатые изделия с правильными, слегка выпуклыми сторонами и вогнутым основанием. По краям наконечников идет тонкая тщательная двусторонняя ретушь.
Мастера, которые изготавливали наконечники одной из двух крупных серий наконечников стрел коллекции И. Г. Вознесенского (МАЭ № 570), привезенной им из Калифорнии в 1840-х годах, а именно ретушированные, с выемкой у основания, треугольной формы, из камня (кремень, халцедон, яшма), продолжали работать в традициях культуры кловис-фолсом. Эта серия треугольных каменных наконечников с выемкой у основания является наиболее древней по сравнению с наконечниками «черешковой» серии. Последние имеют лавролистную форму, плечики или широкую ножку в основании (черешок), выемки по краю. Если наконечники типа кловис-фолсом получили широкое распространение в центральной Калифорнии, то «черешковые» — в горных районах Калифорнии и в пустынной зоне.
Многие наконечники стрел коллекции И. Г. Вознесенского первой серии (типа кловис-фолсом) сохранили центральный желобчатый скол и двустороннюю ретушь по краям — свидетельства архаической, но чисто американской традиции каменных наконечников. Они демонстрируют иное направление культуры обработки каменных острий, чем в Сибири. Даже когда индейские мастера в XIX в. обрабатывали стеклянные наконечники стрел, они оставляли нетронутой центральную плоскость независимо от того, имел ли наконечник черешок или выемку в основании.
Но треугольная форма наконечников стрел, тщательная, мелкая ретушь по рабочему краю, выемка в основании и относительно крупные размеры (4 см) указывают на схожесть технических приемов обработки каменных острий (вначале копий и дротиков, а затем и стрел) в Америке с приемами обработки каменных орудий этого же типа в Азии, в частности в Сибири. Эти совпадения объясняются верхнепалеолитическими миграциями населения из Азии в Америку. Параллели наблюдаются и в резцовой технике Мальты, Бурети, Усть-Канской пещеры (Алтай). Сибирская резцовая техника оказала влияние на становление культурных традиций охотников палеолита Северной Америки. Совпадения в технике обработки метательных наконечников из камня проявлялись и позднее. Например, яркие аналогии в технике обработки каменных наконечников прослеживаются в материалах ангарских погребений неолитического времени6. Архаические приемы обработки метательных острий на территории Калифорнии передавались из поколения в поколение до XIX в. в виде изящной техники обработки наконечников стрел из камня, стекла, обсидиана и халцедона (рис. 4).
Рис. 4. Наконечники стрел из собрания МАЭ
Другим элементом культуры калифорнийских индейцев является зодчество. Коренное население Калифорнии делится на три крупные группы: северную, центральную и южную. Древний субстрат всех трех групп, генетически восходящий к азиатскому корню, в течение веков следовал архаическим традициям не только в технике обработки камня, но и в конструкции жилищ. Причем архитектура, как показали материалы проведенного анализа, является одной из наиболее консервативных и устойчивых к влияниям иных культур традицией, которая может пролить дополнительный свет на проблему этногенеза индейцев Калифорнии.
Археологические раскопки в районе Фармингтон у подножья хребта Худ-Крик, где были вскрыты остатки более, чем 40 стоянок охотников верхнего палеолита, показали, что аборигены жили в круглых шалашах из веток (?), обложенных в основании камнями7. В центре таких сооружений располагался очаг. Аналогичные по конструкции жилища верхнепалеолитических охотников обнаружены при раскопках на о-ве Санта-Роза (южная Калифорния).
При анализе функциональных типов построек индейцев Калифорнии удалось выявить наличие трех основных типов сооружений: жилые дома (временные и постоянные), дома для церемоний и дома для потения. Индейцы Калифорнии, как на севере, так и на юге штата, возводили четыре основных типа построек. Наиболее распространенной конструкцией жилого сооружения у индейцев северной Калифорнии был дом типа жилого дома индейцев северо-западного побережья Северной Америки: каркасно-столбовая, прямоугольная в плане постройка с заглублением на 0,8—1,5 м с двух- или трехскатной крышей. Материалом для покрытия стен служили доски.
В центральной Калифорнии жилищем являлся углубленный в землю на 0,5—1,5 м чум или шалаш из досок, стены которого были покрыты досками, корой, землей или листьями.
В центральной и южной Калифорнии среди жилых сооружений и церемониальных домов получила распространение полуземлянка с деревянным каркасом и опорными столбами. Материалом для покрытия стен служили доски, листья, земля. По своей сферической конструкции это был североазиатский тип жилой постройки. В южной Калифорнии была распространена еще одна форма жилого «дома»: навес из тростниковых циновок, травы, веток, которын крепился на четырех опорных столбах. Этот тип жилища известен у индейцев Большого Бассейна.
Характер конструкции жилых домов индейцев Калифорнии в основных чертах обычно совпадал с характером конструкции общественных сооружений: церемониальными домами, домами для потения Особенно наглядно эти совпадения прослеживаются в центральной Калифорнии. Стоит указать, что церемониальные постройки и жилые дома таких племен как мивок, майду, сохранили наиболее архаическую форму дверей — туннель или вход через дымоход в крыше землянки. Спуск в дом осуществлялся через крышу по бревну с зарубками. Этот способ проникновения в жилище трудно объяснить исключительно климатическими условиями, так как климат Калифорнии, особенно центральной ее части, был теплым и не настолько ветренным, чтобы использовать в качестве дверей дымоход. Данный архитектурный элемент может рассматриваться как палеоазиатское наследие в культуре аборигенов Калифорнии.
Впервые сходные черты зодчества калифорнийских индеицев, индейцев Британской Колумбии, северо-западного побережья Северной Америки, а также палеоазиатов, айнов, алеутов были прослежены В. Иохельсоном8. Среди наиболее ярких общих черт он называл входной туннель, наличие двух входов (зимнего и летнего)9, круглое отверстие в крыше или дыра (дымоход, дверь), круглый план основания землянок10.
Применение бревна с зарубками в качестве лестницы было известно у синкин, лассик, вилаки, ачумави и атсугеви, а также у винту, яна, майду, причем у яна и винту такие бревна служили для проникновения в дом как церемониальный, так и жилой. Этот факт наводит на мысль об использовании древними калифорниицами архаических приемов зодчества, характерных для народов Северо-Востока Азии.
Функциональные типы сооружений индейцев Калифорнии жилые дома (временные — летние и зимние — постоянные), церемониальные, дома для потения, хижины для женщин в период месячных — совпадают с типами построек народов тихоокеанского мира, характерными для периода перехода от эпохи камня к металлу. Например, при раскопках поселений эпохи «раковинных куч» в Приморье были найдены жилые и общественные сооружения трех основных типов: 50—70 кв. м, 120—150 кв. м и 200 кв. м. Это прямоугольные полуземлянки с опорными столбами в центре. Функции наиболее крупного по размерам сооружения (200 кв. м), видимо, совпадали с функциями церемониальных домов индейцев в Калифорнии, «мужских домов» жителей Океании, кажимами эскимосов, барабарами алеутов. Аналогии прослеживаются не только в назначении этих сооружений, но и в конструктивном единообразии. Прежде всего как в Калифорнии, так и в Приморье, в Северной Азии это полуподземные постройки с опорными столбами, прямоугольные или круглые в плане. Прямоугольные полуподземные жилища индейцев толова (северная Калифорния) демонстрируют наибольшее сходство с землянками неолитического времени, раскопанными на п-ве Песчаном11. Планировка жилищ в деревнях индейцев центральной и южной Калифорнии — по кругу или «гнездом», т. е. скученно, вокруг центральной, обычно первой или главной постройки (дом вождя), аналогична планировке поселков Приморья неолитического времени12.
Отмечавшиеся в более позднее время многообразие форм и конструкций, свободное использование различных строительных материалов при сооружении жилищ различными калифорнийскими племенами были связаны с тем, что племена древней языковой семьи хока (карок, чимарико, шаста, яна, ваппо, помо, эсселен, салина, чумаш, юки) 4 тыс. лет назад были широко расселены по территории современного штата Калифорния. Но 2 тыс. лет назад, когда в начале нашей эры произошло быстрое продвижение с севера на юг племен алгонкинов, а затем и атапасков, хока оказались разъединенными. Вскоре на побережье Тихого океана устремились племена шошонов Большого Бассейна. Мощный клин пришельцев отбросил к северу и югу две группы хока, разделив их на северных и южных. Эти изменения в этнической структуре населения Калифорнии не могли не сказаться и на материальной культуре, в частности на архитектуре.
Несмотря на наличие поздних, внутриматериковых, индейских миграций, которые привели к образованию новых племенных объединений (появление племен южных, северных, прибрежных и равнинных мивок, майду и др.), новых культурных традиций, смешению культур, индейцы группы хока сумели сохранить в своей культуре архаические «пра-азиатские» черты. Одной из таких широко распространенных по всей Калифорнии древнейших культурных традиций являются птичьи культы и связанные с ними ритуалы. Исследование культов хищных птиц: кондора, сокола прерий, орла, а также утки, дятла, лебедя, ворона затрагивают проблему развития терротеистических представлений и образов орнитоморфных божеств не только Калифорнии, но и древней Сибири, Северной Азии и островов южных морей. Вероятно, развитие религиозных представлений калифорнийцев, в частности птичьи культы и культы орнитоморфных божеств Куксу и Молока, происходило по тем же законам, тем же путем, что и сложение птичьих культов Сибири и у палеоазиатов в Северной Азии.
Яркими свидетельствами существования сходных элементов в верованиях и культовой системе калифорнийских индейцев и палеоазиатов являются церемониальные перьевые регалии. В настоящее время в МАЭ хранятся уникальные перьевые плащи-накидки из перьев ворона, шкуры кондора, головные уборы, налобные ленты, боа, церемониальные пояса, заколки из перьев птиц или украшенные перьями птиц, т. е. весь комплекс сакрального церемониального облачения «шаманов» — персонификаторов божеств. Эти божества имели ярко выраженный орнитоморфный характер. Один из них, Молок-кондор, символизировал творца мира и ассоциировался с солнцем и громом. Другой, Куксу, выступал в роли благодетеля человечества и представал в образе ворона. Оба эти орнитоморфные божества — явление, порожденное древними терротеистическими представлениями общемирового характера. Единые корни этих представлений для культуры калифорнийских индейцев, жителей северо-западного побережья Северной Америки и Азии, а также Сибири стоит искать в Азии. Образ человека-птицы широко распространен в мифолотии, верованиях и искусстве не только Северной Америки, но и Сибири, и Северной Азии. Он нанесен краской и выбит на скалах Сибири (изображения крылатых существ Лены и Алтая; скорее всего это рисунки людей в орнитоморфных костюмах). Шаманские костюмы народов Сибири имеют явные птичьи черты и символику13.
Терротеистичесие представления индейцев Калифорнии носили тотемическую окраску, о чем свидетельствуют мифы. В легендах индейцев центральной Калифорнии повествуется о некоем мифическом «человечестве» птиц, где были человек-ворон, человек-орел и т.п. С циклом предсавлений о «допотопном человечестве» птиц связан сам образ благодетеля человечества — ворона Куксу, устроителя мироздания, который ежегодно во время церемоний тайного мужского союза Куксу появлялся завернутым в плащ из вороньих перьев. Аналогичный образ культурного героя Элха (ворона) известен в мифологии индейцев северо-западного побрежья Северной Америки и у камчадалов (Кутх). В палеоазиатском мифе о Вороне где он выступает в образе создателя Аляски, видимо, нашли отражение воспоминания о реальных событиях древней истории: миграции определенной группы азиатов на Американскии континент14.
По легендам индейцев и палеоазиатов, Ворон-творец является одновременно устроителем мироздания и благодетелем человечества. Он первым приносит на вновь созданную им землюводу в клюве.
Именно таким, с каплей пресной воды в клюве ворон был запечатлен древними художниками на камнях Сакачи-Аляна15. Связь образа мифического Ворона-создателя с пресной жизни подчеркивалась в древних ритуалах индеицев мивок. Танцор, исполнитель роли божеств, Куксу, поивлялся в помещении церемониального дома с куском перламутровой раковины во рту, которая была завернута в листья. Эта раковина символизировала пресную воду, принесенную древним Вороном-божеством16.
При анализе орнитоморфных культов и церемониальных регалий из перьев индейцев Калифорнии удалось установить ряд аналогий с терротеистическими представлениями народов Сибири, в частности якутов. Эти совпадения выражаются в ассоциации орла (кондора) с солнцем; орел (кондор) связан с огненной стихией и является тотемом, он выступает в мифах в роли создатетеля человечества, а также «возродителя» природы. Его образ связан с идеей мирового дерева (тотемного столба) и легендами о происхождении шаманства17.
Рис. 5. Плетенные из травы сосуды с украшениями из бус и подвесками из раковин (собрание МАЭ)
Кроме ритуальных перьевых регалий, у индейцев Калифорнии вплоть до XIX в. сохранялись охотничьи маскировочные костюмы из шкур оленей, генезис которых восходит к охотничьим традициям палеолита, известным не только по материалам Америки, но и Евразии.
У индейцев Северной Америки и южной Калифорнии существовали колдуны-ритуалисты, шаманы и сложные комплексы представлений, связанные с ворожбой, народной медициной, стихийной и охотничьей магией, а также с симпатической и контагиозной магией. Среди сходных элементов, которые в качестве атрибутов применялись в магических обрядах в Калифорнии, Сибири, Азии, можно назвать «магический кристалл». Он был распространен в Азии и Америке и носил название «дождевого камня» (яда-таш). С ним, как правило, красным или прозрачным кварцем, связаны верования о возможности повлиять с его помощью на стихию, в частности, на дождь и ветер. «Магический кристалл» входил в число предметов шаманского набора индейцев помо 18.
Особый интерес для нашей темы представляет искусство плетения из травы, корней кедра, ивовых прутьев, из которых индейцы делали ловушки для рыбы, колыбели, носилки У-образной формы для переноски тяжестей,— водонепроницаемую посуду, ритуальные сосуды, украшенные перьями, раковинными бусами, перламутром и т. п., предметы одежды (пояса) и т. п. (рис. 5). Калифорнийские индейцы, не знакомые с керамикой (за исключением модов: и лоизъено) в совершенстве владели техникой изготовления плетеных изделий которые им заменяли глиняные, сохранив древние технические приемы, материалы и функциональные типы сосудов У индейцев южных районов Калифорнии были распространены плетеные сосуды из травы, обмазанные глиной, — прототипы керамических изделий вообще. Первые глиняные горшки лепили ленточным способом от руки, так же изготавливали и плетеные сосуды в технике кольцевого плетения, о чем свидетельствуют материалы неолитических культур Приморья или бассейна Ангары. На юге штата сохранились найденные в раскопках погребений «Сухих пещер» куски керамики с оттисками травяных волокон, которые еще раз указывают на связь керамического производства с техникой плетения.
Особой сферой деятельности индейцев Северной Америки, в частности северо-западного ее побережья, является наскальное искусство. Здесь получил распространение так называемый, чашечно-желобчатый, абстрактно-криволинеиныи стиль 19.
Основным сюжетом этих геометрических рисунков являются чашечные углубления, точки, крестообразные знаки, треугольники, окружности, концентрические окружности и т. п. Как считают американские ученые, эти геометрические по своему характеру рисунки имели отношение к циклу образов, связанных с магией плодородия определенным образом соотносясь с практикой контроля над стихиями20. Аналогичный набор геометрических элементов ор намента характерен для декора ритуальных поясов, церемониальных сосудов из травы индейцев Калифорнии.
Чашечные углубления, как один пз наиболее архаических элементов наскального искусства, связаны с магией плодородия и обрядами тайных союзов (например, у индейцев северо-западного побережья Северной Америки). Но в то же время это характерный элемент памятников наскального искусства нижнего Амура. Чашечные углубления, как самостоятельный элемент петроглифов и формообразующий элемент писаниц североазиатского и североамериканского круга, входит в число наиболее архаических и широко распространенных для петроглифов тихоокеанского культурного мира, включая северную Калифорнию. Все это ставит проблему распространения культурно-этнических контактов шире, заставляя искать сходные корни в искусстве и культуре палеоазиатов и палеоиндейцев.
Приведенные выше материалы из области духовной, художественной и материальной культуры индейцев Калифорнии, известные по данным этнографии и археологии в плане выявления совпадений с аналогичными явлениями в культуре древней Сибири и Северной Азии, а также Центральной Азии, освещают проблему этногенеза индейцев с точки зрения преемственности древних традиций. Для уточнения путей и исторического развития этой преемственности, выявления соотношений ее с ходом миграционных процессов населения Америки и Азии необходимы дальнейшие исследования.
1. Штернберг С. А., Токарев С. А.. Шаревская Б. И. Племена Калифорнии и Большого Бассейна,— В кн.: Народы Америки. М., 1959, т. I.
2. Самобытная культура индейцев Калифорнии в II—I тысячелетиях до н. э. развивалась во многом аналогично культурам Приморья. Представление о характере и путях ее развития, ее прогрессивном значении дали материалы раскопок на п-ве Песчаном. В ходе анализа материалов культуры «раковинных куч» в Приморье было убедительно доказано, что истоки бохайской и чжурчженьской цивилизаций уходят в местную почву, в приморский неолит, в культуры «раковинных куч» (Окладников А. П. Древнее поселение па полуострове Песчаном у Владивостока.—МИА, 1963, № 112, с. 183).
3. Арутюнов С. А. Предисловие к кн.: Ларичева И. П. Палеоиндеиские культуры Северной Америки. Новосибирск, 1976, с. 3.
4. Ларичева П. П. Палеоиндейские культуры…, с. 46, 73.
5. Wallace W. Post-pleistocene Archaeology 9.000—2.000 В. С.— In: Handbook of the Indians of North America, Washington. 1978, v. 8, p. 26.
6. Окладников А. П. Неолитические памятники Средней Ангары. Новосибирск, 1975, табл. 21, погребение 4, д. Семеново.
7. Tregansa A. Archaeological Investigations in the Farmington Reservoir Area, Stanislaus County, California.— Report of University of California Archaeological Survey, 1952, N 14.
8. Похельсон В. Древние и современные жилища племен Северо-Восточной Азии и Северо-Западной Америки.— В кн.: Ежегодник русского антропологического общества. СПб., 1908, т. 11, с. 54—55.
9. Один вход служит в качестве основного, а другой является вспомогательным и используется как зимний.
10. Круглое основание землянки — черта, присущая зодчеству ограниченного круга палеоазиатских народов (чукчам, эскимосам), ряду сибирских народов п калифорнийских индейцев, а также индейцев северо-западного побережья Северной Америки.
11. Окладников А. П. Древнее поселение…, с. 131.
12. Там же, с. 159.
13. Прокофьева Е. Д. Шаманские костюмы народов Сибири — В кн.: Со. МАЭ, 1971, XXVII.
14. Дзенискевич Г. И. Сказание о вороне у атапасков Аляски.— CЭ, 1976, N. 1, с.73-84
15. Окладников А. П. Петроглифы нижнего Амура. М.; Л, 1971, табл. 42 рис. 2.
16. Loeb Е. Pomo folkways.—University of California Publications in Anthropology, Archaeology and Ethnology. 1926, v. 10, N 2, p. 364.
17. Окладникова E. А. Калифорнийская коллекция И. Г. Вознесенского и проблема древних культурных связей Азии и Америки.— В кн.: Со. МАЭ, 1981, XXXVII с. 54-66.
18. Kelly I. Coast Miwok.— In: Handbook of the Indians of North America, California. Washington, 1978, v. 8, p. 420 (a, b, h — j).
19. Grant C. Rock Art of the American Indians. New York, 1967, p. 114.
20. Heizer Ft., Glewlow W. Prehistoric Rock Art of California. Ramona, 1973, v. 2, p. 54.