Программа семинара «Гайавата» в 2017/2018 году:
отснятые видеоматериалы вы всегда можете просмотреть на странице сайта «Фильмотека» или на канале youtube (если их там нет, то это значит, что их ещё не смонтировали)
17 сентября 2017
1. «Гуарани Парагвая вчера и сегодня«. Ракуц Н., к.и.н., сотрудник Сектора культурологических исследований Института Латинской Америки РАН
Результатом создания иезуитских редукций в Парагвае стало сложение централизованной социоэкономической и культурной системы. Редукции представляли собой крупные экономические центры, при этом в плане культуры именно индейские, а не креольские (единственным допустимым языком был гуарани). Изгнание иезуитов в 1767 г. привело к полной деградации (население разбегалось, производство упало на 75%). Современные гуарани — маргиналы в своей собственной стране, лишенные всех тех прав, которые иезуиты им гарантировали.
2. «Смерть: конец или…? Представления индейцев Северной Америки«. Данчевская О., канд. культурологии, доцент, Московский педагогический государственный университет
В докладе будут освещены представления о смерти и эсхатологические мотивы в мифологии североамериканских индейцев. Также Оксана Данчевская представит свою недавно вышедшую на английском языке книгу «Native American Mythology in Modern American Literature: Analysis of the Novels «House Made of Dawn» by N. Scott Momaday and «Ceremony» by Leslie Marmon Silko», где в первой части книги дан обзор мифологии и истории коренных народов Северной Америки, а во второй части проведён анализ использования мифологии в указанных новеллах.
15 октября 2017
1. «Типи черноногих«. Виноградов М.
Доклад об особенностях конструкции типи у черноногих, о том, как их изготавливали и как трансформировалось жилище в ходе истории. Раскрашенные типи — их особенности, назначение и символизм изображений.
2. «Ассинибойны в исторической ретроспективе. Вопросы ранней истории и современной идентификации«. Котенко Ю.
Рассказ о формировании ассинибойнов как самостоятельного и независимого племени и обзор современных взглядов на этот процесс как исследователей (включая автора), так и самих индейцев.
19 ноября 2017
1. «Инки и конкистадоры: почему Педро Писсаро остался без золота?«. Дубоссарская М., культуролог
Безжалостные конкистадоры, вторгшиеся на земли народов Америки, обычно не видели перед собой ничего, кроме золота, а покоренных индейцев просто не считали людьми. Но были и исключения, причем иногда довольно неожиданные. При разделе выкупа, полученного конкистадорами за Инку Атауальпу, одному из них не досталось ничего, ни единого мараведи. Это был двоюродный брат и оруженосец Франсиско Писарро, Педро. Чем же он так провинился? Может, тем, что увидел в инках людей?
2. «Андская музыка«. Таратон О.
Доклад предлагает всестороннюю характеристику музыкальной культуры народов Анд от времён империи инков до наших дней. Раскрывается отношение древних и современных инков к своей музыке, перечисляются основные музыкальные инструменты и жанры.
17 декабря 2017
1. «Искусство культуры мочика». Леванова Е., к.и.н., Институт археологии РАН.
Лекция посвящена древнеперуанской культуре мочика (I-VII вв. н.э.), известной своей керамической традицией и сложной иконографией росписей, ювелирных изделий и текстиля.
2. «Военный фольклор северных атапасков». Шишелов Н.
Сообщества субарктических атапасков – далеко не лучшая модель для изучения истории войн. В источниках колониального периода зафиксировано ничтожно мало военных конфликтов в западном секторе американской Субарктики, по сравнению с другими регионами Северной Америки. Тем не менее, война занимала существенное место в истории и традиционной культуре субарктических атапасков. Их фольклор содержит достаточно большое количество текстов военной тематики.
21 января 2018
1. «Пачакамак: Центральное побережье Перу в XI-XVI веках». Носков Д.
Лекция посвящена ключевой культуре Центрального побережья Перу с центром в Пачакамаке. Из многовековой истории археологического комплекса основное внимание уделяется политическим и религиозным вопросам развития политии.
2. «Золото и пустыня: культура Чиму северного побережья Перу». Новосёлова Е.
В докладе будет освящена история культуры, искусство, особенности развития, а также современное состояние памятников.
18 февраля
1. «Индейцы майя от конкисты до современности«. Пакин А.
В докладе будет рассказано об исторических судьбах майя и их культуры после испанского завоевания.
2. «Индейский политический протест в современной Канаде«. Романов К.
Политические протесты аборигенного населения в Канаде в последние годы приобрели небывалый масштаб. Широкий общественный резонанс выступления аборигенов вызвали в контексте празднования 150-летия канадской государственности в 2017 году. В докладе Константин Романов предложит свое видение этого явления и проанализирует его истоки.
25 марта 2018
1. “«У многих, и, в частности, у меня можно увидеть образцы их мечей»: Мишель Монтень, деревянный меч-палица и гравюра из ГМИИ им. А.С. Пушкина как повод поговорить об индейцах атлантического побережья Бразилии XVI века”. Окунева О., к.и.н., доктор университета Париж-Сорбонна, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН
Вынесенные в заглавие слова принадлежат Мишелю Монтеню – знаменитому французскому философу XVI века, который в своих «Опытах» обратился, в числе прочего, к проблематике освоения Нового Света, «того Нового Света, который открыт уже в наше время». Высказанные им суждения во многом повлияли на формирование образа «благородного дикаря» в европейской культуре XVII–XVIII вв., однако поводом для них стала, по словам самого Монтеня, встреча с несколькими бразильскими индейцами, привезёнными во Францию как экзотические диковинки. Воспользуемся же и мы тем же приёмом Монтеня и поговорим об одном из знаковых предметов обихода индейцев атлантического побережья Бразилии XVI в. – деревянном мече-палице, что станет поводом порассуждать и о его индейских обладателях. На примере этого меча-палицы мы рассмотрим историю превращения этнографической детали в узнаваемый визуальный атрибут не только конкретно бразильского, но и «американского» индейца, а порой и в элемент аллегории всего Нового Света.
2. «Первые испаноязычные хронисты Нового Света: кто, как, о чем?». Левкова А.
Рассказ о первых испаноязычных хронистах среди конкистадоров и переселенцев в Южную Америку и страны Карибского бассейна. Кто писал, о чем, в каком стиле, с какими литературными достоинствами или недостатками, с какими перегибами или недомолвками…
15 апреля 2018
1. «Аборигены Антильских островов, краткий очерк истории». Александренков Э., д.и.н., ИЭА РАН
Обитатели Антильских островов к приходу европейцев создали устойчивую культуру. Но не пережили интенсивную эксплуатации со стороны пришельцев и исчезли как самостоятельные этнические общности. В последние годы среди их потомков, в разной степени реальных, наблюдается движение этнической ревитализации.
2. «Церемониальные маски ирокезов и чероки». Виноградов М.
Практически все предметы, изготовленные индейскими мастерами имели вполне конкретное назначение, а не являлись исключительно декоративными. И особенно ярко это прослеживается в изготовлении и применении масок. Маски, которые в современном мире стали простым украшением, в религиозных ритуалах коренных американцев являлись священными предметами, обладавшими великой силой, посредством которой человек, надевавший маску, отождествлялся с божеством или представленным маской животным. Маски и церемонии, связанные с ними были вероятно всеобщим явлением среди индейцев. Мы рассмотрим два примера масок, сохранившихся до настоящего времени — это ирокезские маски Общества Ложных Лиц и Общества Кукурузных Лиц и черокийские маски Танца Страшил.
20 мая 2018
1. «Юмор североамериканских индейцев». Данчевская О., канд. культурологии, доцент, Московский педагогический государственный университет
Общепринятые стереотипы рисуют североамериканских индейцев сдержанными, неулыбающимися и строгими, однако мало кто знает, насколько они любят пошутить в реальной жизни – и над самими собой, и над историческими событиями, и над своими проблемами… Более близкое знакомство с анекдотами и широко распространённой традицией подшучивания порой может раскрыть больше глубинных сведений об индейских культурах, чем изучение классических источников.
2. «Особенности «лесной войны» середины 18-го века в Северной Америке». Степкин А.
С момента основания английских и французских колоний в Северной Америке прибывшие из Европы колонисты вели между собой жестокие войны на пустынных и безлюдных территориях, спровоцированные войнами между Англией и Францией в Европе. В середине XVIII века пограничные конфликты между французскими и английскими колонистами привели к широкомасштабному вооружённому конфликту, в результате которого Англия и Франция были вынуждены прислать регулярные войска в свои колонии. Расширение конфликта вскоре привело к войне между Англией и Францией, и впервые война между этими странами началась не из-за споров в Европе, а из-за пограничных конфликтов в Северной Америке. Начавшаяся война получила название Семилетней (1756-1763), в ней приняла участие в том числе и Россия. В ходе этой войны русские войска впервые взяли Берлин…