Советская этнографическая наука решительно отвергает реакционные расистские теории о делении народов на «исторические» и «неисторические», на народы — творца культуры и народы, якобы способные лишь на заимствование чужих достижений. Весь опыт истории человечества с древнейших времен до наших дней убедительно свидетельствует, что все народы земного шара внесли и продолжают вносить свой вклад в сокровищницу мировой культуры, что она создана не избранными, а всеми этническими группами земного шара, теми, кто живет в Европе, Азии, Африке, Америке, Австралии, Океании — европеоидами, монголоидами, негроидами. Важнейшим достижением этого коллективного творчества являются высокоразвитые производительные силы, характерные для современного общества, и в том числе современное земледелие с его богатым разнообразием культурных растений и совершенной агротехникой.
Происхождение земледелия привычно связывается большинством людей с Месопотамией, Египтом, с Индией, а его дальнейшее развитие и совершенствование — со странами Европы.
Однако большое число культурных растений, пищевых и технических, было одомашнено американскими индейцами и в Европе появилось только после открытия Америки. Это прежде всего кукуруза, картофель, томаты, перец, тыква, кабачки, фасоль, какао, арахис, подсолнечник и многие другие. И как справедливо писал видный мексиканский ученый Альфонсо Касо: «Культивирование и одомашнивание американских растений и животных является самым большим вкладом из того, что к настоящему времени внесла в мировую культуру Америка»[1].
Что же представляло собой индейское земледелие? Чтобы ответить на этот вопрос, придется кратко остановиться на истории и культуре индейцев, а также на природных условиях американского материка.
Еще несколько десятков тысяч лет назад Америка была безлюдна. В отличие от Старого Света там не было высокоразвитых обезьян, от которых мог бы произойти человек, и поэтому человек в Америке мог появиться лишь в результате переселения извне, с других континентов.
Вопрос о том, какой уровень развития хозяйства и культуры был достаточен для переселения в Америку и первоначального освоения ее огромных пространств, очень важен. Ответ на него позволит определить, каким было хозяйство первых насельников Америки и какие элементы культуры они могли принести с собой ив Старого Света.
Уже довольно давно установлено, что заселение Америки совершено из Азии через Берингов пролив. В последнее время с помощью радиокарбонного анализа, анализа ленточных глин со дна ледниковых озер и некоторых других методов датировки, а также в результате новых археологических находок удалось несколько уточнить время первоначального проникновения человека в Америку из Северо-Восточной Азии. По-видимому, оно произошло в конце ледникового периода, приблизительно около 30—20 тысяч лет назад, и археологически датируется верхним палеолитом или мезолитом.
Одной из наиболее древних стоянок на территории Америки является стоянка в пещере Сандия (штат Нью-Мексико, США). Там вместе с костями вымерших животных найдены наконечники, напоминающие позднепалеолитические солютрейские острия с выемкой. Другая древнейшая стоянка в Северной Америке — Тьюл-Спрингс (штат Невада). В Южной Америке древнейшими являются стоянки в Южном Чили и Эквадоре, датируемые 10—8 тыс. лет [2].
Земледелие возникло в Старом Свете, на Ближнем Востоке, не ранее 8—7 тысячелетия до н. э., поэтому представляется бесспорным, что этнические группы, переселявшиеся в Америку, не могли принести с собой ни культурных растений, ни каких-либо земледельческих навыков. Это подтверждается и тем, что среди всего многообразия культурных растений нет ни одного, которое в доколумбово время было бы общим для Старого и Нового Света[3].
Первые пришельцы в Америку, как можно судить по археологическим находкам, а также из сравнения с позднепалеолитическим населением Европы и Азии,— были охотниками за крупным зверем. Занимались они также и собирательством.
Флора Америки, в особенности к югу от США, богата видами растений. В Северной Америке (без Мексики), по подсчетам Хемсли, имеется 9403 вида однодольных и двудольных растений, а только в Мексике и Центральной Америке 11 626 видов, в том числе в Южной Мексике 7546[4]. Но Северная Америка была богаче крупными животными (олени, бизоны и т. д.), чем Мексика, Центральная и большая часть Южной Америки. Понятно поэтому, что основой хозяйственной деятельности большинства североамериканских индейцев являлись охота и рыболовство при подсобной роли собирательства. Развитие производительных сил шло у них главным образом путем совершенствования принесенных еще из Азии таких отраслей хозяйственной деятельности, как охота и собирательство, а не путем изыскания и создания новых отраслей. Именно этим, на наш взгляд, объясняется то, что индейцы Северной Америки не стали создателями американского земледелия. Конечно, известную отрицательную роль сыграла и бедность территории США и Канады видами растений. Н. И. Вавилов пишет по этому поводу следующее: «Факт концентрации видообразовательного и формообразовательного процесса культурных растений (к югу от США.— Л. Ф.) стоит в полной связи с той же закономерностью в отношении дикой флоры. Флора северных частей Америки очень бедна числом видов по сравнению с Мексикой и Центральной Америкой»[5].
В настоящее время представляется бесспорным, что земледелие в Америке впервые появилось у индейцев Мексики, Центральной Америки и андских стран. Собирательство же у индейцев Северной Америки дает возможность представить себе тот путь, который привел человека от присваивающего хозяйства к производящему, от собирательства к земледелию.
Индейцы Северной Америки использовали в своем хозяйстве до 1100 видов диких растений[6].
Но для многих племен роль собирательства по сравнению с другими отраслями хозяйства была невелика. Значительно важнее было собирательство для ирокезов, хотя его роль несомненно уменьшилась после того, как ирокезы под влиянием своих южных соседей стали заниматься земледелием. Ирокезы собирали и употребляли в пищу местные виды дикого картофеля (Solanum), земляной орех (Arios tuberosa), земляную грушу (Helianthus tuberosus), различные орехи, каштаны, желуди, из которых приготовляли муку, молоко, вываривали масло. Использовались в пищу и молодые побеги многих растений, грибы и ягоды.
Большой шаг по пути от собирательства к земледелию сделали алгонкинские племена, жившие в области Великих озер Северной Америки: потаватоми, оджибве и меномини. Наряду с охотой и рыболовством в их хозяйстве имело значение и собирание дикого риса (Zizania aquatica), росшего в озерах и небольших реках. Хотя его и не сеяли, но за дикорастущим рисом ухаживали. Когда рис достигал молочной спелости, верхние части стеблей связывали в пучки, а колосья пригибали книзу, чтобы сохранить их от поклева птицами. В конце августа — начале сентября урожай убирали. Рис собирали прежде, чем зерно дозреет, чтобы не дать ему осыпаться в воду, а затем сушили и доводили до состояния спелости на медленном огне. Участки для сбора риса находились в пользовании отдельных семей. Сбор риса нашел свое отражение в духовной культуре индейцев. Алгонкины отмечали праздник первых пожинок, праздник урожая. Даже календарь их был связан со сбором дикого риса: так, у них были месяцы «созревания риса», «сбора риса», «сушки риса», «уборки риса на зиму».
Основой хозяйства собирательство было только для племен Калифорнии и Большого Бассейна. Они собирали желуди и, удалив таннин, приготовляли желудевую муку, из которой пекли лепешки и хлебцы. Собирали также семена подсолнечника (Helianthus annuns), лебеды (Chenopodium), зерна так называемого индейского горного риса (Oryzopsis himenoides) и семена еще полутора десятков видов диких трав, клубни различных луковичных растений и т. п. Съедобные корни растений выкапывали палками-копалками. Однако собирательство носило у них более примитивный характер, чем у приозерных алгонкинов. Постепенно вырабатывались навыки ухода за полезными растениями, приемы защиты их от вредителей, приемы сбора урожая и обработки получаемых пищевых продуктов. Но окончательный переход от собирательства к земледелию, как мы сказали уже, является заслугой индейцев Мексики, Центральной и отчасти Южной Америки.
Горы и предгорья Мексики, Гватемалы, западной части Южной Америки были издавна, не менее чем 10—12 тыс. лет назад заселены человеком. Здоровый климат, обилие тепла и света без чрезмерной жары привлекали сюда людей. В горах и предгорьях было много полезных растений, например, различные виды дикого картофеля, предки кукурузы, томата, перца, дикий хлопчатник и т. д.[7] Отсутствие в этих местах крупной дичи приводило к увеличению хозяйственной роли собирательства. Так же как и у индейцев более северных областей, здесь постепенно вырабатывались навыки ухода за растениями. Отбросы пищи удобряли землю вокруг поселков. Поэтому произраставшие около поселков полезные растения давали более высокий урожай, чем их собратья, росшие в других местах, и условия здесь были особенно благоприятны для формообразования новых растений.
Сбор и обработка дикого риса
1 — колос дикого риса; 2 — сбор дикого риса; 3— сушка зерна; 4 — очистка зерна от шелухи; 5 — провеивание зерна
Как пишет Н. И. Вавилов, «приуроченность основных мировых очагов формообразования культурных растений — центров происхождения преимущественно к субтропическим и тропическим горным зонам, установленная нашими исследователями, становится до некоторой степени диалектически ясной, связуясь с общим эволюционным процессом в мире растений и с факторами среды. Тропики и субтропики с их оптимумом влажности, тепла, субстрата обусловили могучий видообразовательный процесс. Горнообразовательные процессы, горный рельеф, разнообразие условий, наличие естественных изоляторов здесь же послужили новым важным фактором в расчленении и дивергенции видов… Если сами влажные тропики характеризуются преобладанием древесных видов, то у пределов их и в горных районах создаются оптимальные условия для видообразования травянистых растений, однолетних видов, к которым относится большинство важнейших культурных растений»[8]. Так, в результате сочетания многих благоприятных условий в Мексике, Центральной Америке, Андах возникло земледелие. В отличие от земледельцев Старого Света американские индейцы не имели домашних животных, которых можно было бы использовать как тягловую силу при сельскохозяйственных работах. Все земледельческие работы приходилось выполнять вручную с помощью примитивных орудий: палки-копалки, мотыги и так называемой лопаты таклья (Анды). Это был деревянный кол с бронзовым наконечником, упором для ноги и изогнутой рукоятью.
Несовершенство сельскохозяйственных орудий и отсутствие тягловых животных, а также нехватка удобных для земледелия участков привели к тому, что особое внимание уделялось не расширению посевных площадей, а повышению урожайности с единицы площади.
Многие местные сорта кукурузы, фасоли, хлопчатника и других культурных растений Нового Света у этих народов достигли большого совершенства. Так, у некоторых сортов кукурузы в Гватемале размеры початков доходят до 40 см.
Возникновение земледелия привело к резкому увеличению объема воспроизводства, обеспечило необходимые условия для оседлой жизни и создало экономическую базу для последующего развития индейского общества в Мексике, Гватемале, Перу. Не случайно центры возникновения земледелия в Новом Свете географически совпадают с локализацией высоких древнеамериканских цивилизаций. Пышный расцвет культуры майя, ацтеков, древних кечуа, чибча был бы немыслим без развития земледелия. Судя по археологическим данным, развитие земледелия в Центральной Америке и Андах представляло собой длительный процесс. Достаточно сказать, что по данным радиокарбонного анализа, население Северного Перу уже за 2300 лет до н. э. занималось земледелием (стоянка Хуака Приета) [9]. Следы развитой земледельческой культуры андских стран хранят стоянки Куписнике (870 лет до н. э.) и несколько более поздние стоянки Паракас и Наска. На юге-западе США в 1948 г. были обнаружены остатки кукурузы, лежавшие на глубине около 2 м в пещерах. Все они относятся к периоду от 2500 г. до н. э. до 500 г. н. э.
Земледельческие работы у индейцев Юго-Востока Северной Америки (с гравюры XVI в.)
А вскоре была найдена кукуруза в еще более древних слоях. Находки в пещере Ла Перра в штате Тамаулипас (северо-восточная Мексика) датируются 4450 г. до н. э.[10] Таким образом, ко времени знакомства испанцев с индейским земледелием его древность исчислялась не менее чем в 4—6 тыс. лет.
Ботаническими исследованиями последних лет было установлено, что родиной кукурузы, возможно, являются не Мексика и Гватемала, как это думал Вавилов, а нижние зоны гор Перу и Боливии, откуда она позднее была занесена индейскими племенами в Мексику. Понятно, что если кукуруза в Мексике выращивалась уже 4—6 тыс. лет назад, то в Перу и Боливии, может быть, еще раньше.
Таким образом, кукуруза, бывшая, по словам У. Фостера, «основой цивилизации коренного населения Америки», являлась одной из ранее всего одомашненных культур американского континента[11]. Другие культурные растения также были одомашнены в отдаленные времена. Так, на уже упоминавшейся стоянке Хуака Приета были найдены остатки бобов, тыквы, перца, хлопка.
Две важные культуры — маниок и арахис были одомашнены в Бразилии. Вопрос о времени введения их в культуру пока еще остается открытым.
В значительно более позднее время земледелие распространилось среди индейских племен Северной Америки. Например, у индейцев Аризоны и Нью-Мексико, ранее других познакомившихся с сельским хозяйством, земледелие развивалось с конца первого тысячелетия до н. э., но своего расцвета оно достигло только в XIV—XV вв. н. э.[12]
Какова же была земледельческая культура индейцев к концу XV — началу XVI в., когда с ней познакомились испанцы?
Земледелием к этому времени занималось большое число индейских племен и народов, живших на территории, простиравшейся от острова Чилоэ (среднее Чили) на юге до южной части Канады на севере. Уровень развития земледелия у этих племен был неодинаков. На территории Северной Америки можно было видеть такие начальные формы, как собирательское хозяйство индейцев Калифорнии, мотыжное земледелие в форме огородничества у племен востока и центральных областей Северной Америки (в частности, земледелие племен района Огайо), а также более развитое ирригационное земледелие югозападных индейцев (пуэбло и пима), генетически связанных с некоторыми народами Мексики.
Так, например, кочими, жившие в Нижней Калифорнии, засевали кукурузой небольшие участки земли, но за посевами не ухаживали, и они нередко гибли. Основным способом добывания средств к существованию у кочими оставалось собирательство. Напротив, у кечуа Южной Америки существовало развитое ирригационное террасовое земледелие с большим ассортиментом продовольственных и технических культур и удобрением почвы. Между этими двумя крайними формами существовало много промежуточных звеньев, которые мы попытаемся проследить с севера на юг.
На северо-востоке США вокруг озер Эри и Онтарио в XV—XVI вв. жили ирокезы. Вопрос об их происхождении еще окончательно не решен. Долгое время их считали сравнительно недавними пришельцами с юга Северной Америки, однако теперь все больше распространяется убеждение, что ирокезская культура длительное время складывалась на северо-востоке США. Но сторонники обеих точек зрения согласны в том, что некоторые черты ирокезской культуры, и в частности, земледельческие навыки, появились у ирокезов в результате заимствования. К открытию Америки возделывание сельскохозяйственных культур было уже основным занятием ирокезов[13]. Их земледелие было подсечно-огневым. Как мы увидим ниже, земледелие такого типа было широко распространено в лесных областях Америки. Важнейшей сельскохозяйственной культурой ирокезов была кукуруза. Следующими по значению были бобы и тыква. Кроме того, ирокезы также культивировали табак, подсолнечник, земляную грушу, кабачки. Ирокезы возделывали до II сортов кукурузы (мягкие, твердые, сахаристые сорта). По сообщениям путешественников, стебли некоторых сортов кукурузы достигали 5 м высоты, а их початки 45 см длины. Кукурузные ноля ирокезов занимали тысячи гектаров и, по словам одного из ранних путешественников, в них было легче заблудиться, чем в лесу. Основным земледельческим орудием ирокезов была палка-копалка, которой делали углубления, в почве, куда бросали семена.
Верховный инка (первый слева) начинает земледельческие работы (рис. слева). Вскапывание земли и посев кукурузы (рис. справа) (с гравюры XVI в.)
Ирокезы применяли целый ряд агротехнических приемов, способствовавших скорейшему созреванию кукурузы и тыквы и увеличению их урожайности. Так, им было известно проращивание семян. Перед посевом они вымачивали семена в специальном отваре из различных трав и кореньев, а затем давали им слегка прорасти. Семена тыквы клали между двумя кусками коры и хранили их неподалеку от очага, чтобы они скорее проросли. Землю вокруг всходов кукурузы сначала рыхлили, а через некоторое время после этого окучивали. Ирокезы обычно вместе выращивали кукурузу, тыкву и бобы, что улучшало почву и увеличивало урожай. Со своих полей ирокезы собирали большие урожаи кукурузы. Поэтому очень важным было ее хранение. И в этом отношении ирокезы достигли больших успехов, найдя удачные способы хранения собранного урожая. Наиболее ценными из них были два: кукурузу либо хранили в ямах, а также в специальных амбарах, либо подвешивали в сплетенных из початков гирляндах внутри жилища [14].
С земледелием ирокезов было сходно земледелие их соседей, южных алгонкинов, а также индейцев юго-востока США: криков, чикасавов, чоктавов, повхатанов и др. Значительно более развито было сельское хозяйство у так называемых индейцев пуэбло и пима на юго-западе США. Это область с засушливым климатом, и без искусственного орошения развитие земледелия здесь невозможно. Индейцы рыли оросительные канавы и выкладывали их каменными плитами, сооружали дамбы, чтобы задержать воду, накапливали дождевую воду в особых резервуарах. Исторически хозяйство этих индейцев было тесно связано с высокими земледельческими культурами Мексики.
Интересной особенностью земледелия ацтеков были плавучие сады-чинампа. Это были плоты из тростника и дерева, привязанные к сваям и покрытые смесью из ила, взятого со дна озера, и земли. Растения, высаженные на эту плодородную почву, давали высокие урожаи. Ацтеки выращивали кукурузу, фасоль, помидоры, тыкву, кабачки, перец, агаву, табак, хлопок. У майя и других народов Мексики, Центральной Америки и Вест-Индии земледелие было подсечно-огневым и искусственное орошение, как правило, не применялось.
Как уже было сказано выше, в Южной Америке наиболее развитым было земледелие в андских странах у кечуа и чибча. Древние кечуа культивировали около 40 видов полезных растений, из которых важнейшими были кукуруза и несколько видов горного морозостойкого картофеля (Solanum andigenum, Solano goniocalyx, Solanum ajanhuiri, Solanum curtilobum и др.). Картофель был основной пищей для обитателей высоких холодных плоскогорий, где не росла кукуруза. Известный советский исследователь С. М. Букасов пишет по этому поводу: «Жизнь доколумбовских индейцев нагорий Перу и Боливии сильно зависела от культуры картофеля, и в настоящее время, где нет рудников или вторгнувшейся европейской культуры, положение остается таким же»[15].
Уборка картофеля (рис. справа) Сбор урожая кукурузы (рис. слева). (с гравюры XVI в.)
Все работы по выращиванию картофеля проводились вручную с помощью такльи. Таклью втыкали в землю и, действуя ею как рычагом, отваливали комья земли. Затем женщины и дети сажали картофель. Андские сорта картофеля давали урожай от сам-20 (около 240 ц на 1 га) до сам-100. Картофель так называемых столовых сортов (Solanum goniocalyx и Solanum andigenum) не требовал специальной обработки перед употреблением в пищу. Но индейцы умели делать пригодным в пищу и несъедобный без специальной обработки высокогорный особо морозостойкий картофель (Solanum ajanhuiri и Solanum curtilobum) с горьким вкусом. Его не употребляли сразу в пищу, а приготовляли так называемое чуньо — сушеный и вымороженный картофель. Для приготовления чуньо клубни рассыпали на открытом месте, где они ночью промораживались, а днем сушились на солнце. Промораживание и сушка длились от 2—3 до 15—20 дней. Затем картофель вытаптывали ногами, чтобы выдавить из него воду. Оставшуюся массу еще несколько раз замораживали ночью и оттаивали днем на солнце и затем, покрыв циновками, хранили в замороженном виде. Кроме обычного чуньо, кечуа приготовляли еще белое чуньо — тунту. Тунту делали из мытого картофеля. Промороженные клубни около месяца держали в проточной воде, пока они не становились белыми. Затем из них выжимали влагу, пользуясь прессом из камней, и замораживали. Готовая тунта по виду напоминала картофельную муку и могла сохраняться очень долго. Из чуньо приготовляли лепешки и многие другие блюда. До сих пор перуанские крестьяне пользуются методами консервации картофеля, изобретенными древними кечуа.
Другую важнейшую культуру кечуа — кукурузу сажали в более низких местах, чем картофель. Зерна кукурузы по большей части не варили, а ели вымоченными или поджаренными.
Кечуа применяли немало интересных агротехнических приемов, позволивших им развивать земледелие на склонах гор. Потоки воды, стекавшие по склонам Анд в дождливый сезон, смывали плодородный слой почвы. В сухое же время года влаги на склонах гор не хватало. Поэтому кечуа располагали поля по склонам ступенчатыми террасами. Край каждой террасы укреплялся каменной кладкой, задерживающей почву. Для орошения от горных рек к полям были проведены отводные каналы. Современные перуанские крестьяне унаследовали от древних кечуа и террасное расположение полей и систему орошения.
К северу от страны инков на территории нынешней Колумбии индейцы чибча выращивали картофель, киноа (лебеда — Chenopodium quinoa), кукурузу, фасоль, тыкву, томаты, хлопчатник и некоторые другие полезные растения.
Важным центром земледелия к югу от Перу, в Чили, была область расселения арауканов. Ко времени испанского завоевания земледелие было основной отраслью их хозяйства. Арауканы выращивали восемь или девять сортов кукурузы, четырнадцать сортов бобов, просо, картофель.
Особенно большое значение имел картофель для арауканов-уильиче, живших на острове Чилоэ. На этом острове произрастает свыше 130 сортов дикого картофеля. Из них около 30 были одомашнены обитателями острова. Все эти 30 сортов принадлежали к виду Solanum tuberosum, тому виду, который, будучи привезенным в Европу, стал прародителем нескольких тысяч сортов картофеля Старого Света. Дело в том, что виды картофеля, выращивающиеся индейцами Анд, для созревания нуждаются в таком соотношении дня и ночи, которое типично для местностей, лежащих близко к экватору, а именно: в сравнительно коротком и почти неизменном весь год по продолжительности дне. В условиях же длинных летних дней Европы андский вид картофеля почти не образует клубней. Напротив, чилийский картофель на родине рос при более длинном дне. Поэтому он хорошо образовывал клубни и в Европе, т. е. в северных широтах. Таким образом, индейцам Чили мы обязаны тем, что имеем одну из важнейших пищевых и технических культур — картофель.
К востоку от Анд на многие тысячи километров простираются тропические леса бассейна Амазонки. К приходу португальцев и испанцев там жили индейские племена, принадлежавшие к аравакской, карибской, тупи-гуарани и другим более мелким языковым семьям. Эти индейцы не достигли такого высокого уровня развития, как индейцы Анд. У них не было государственных образований и они жили небольшими родовыми или (соседскими группами на самой Амазонке или ее притоках. Значительную роль в хозяйстве почти всех этих племен играло подсечно-огневое земледелие. Основными земледельческими орудиями индейцев Амазонки были каменный топор, палка-копалка и дубинка для разбивания комьев земли. Общий низкий уровень развития производительных сил тормозил развитие земледелия и препятствовал расширению посевных площадей.
О другой стороны, для введения в земледелие новых растений в Амазонии имелись благоприятные предпосылки. Флора ее исключительно богата видами растений. Среди них много полезных. Индейцы, впервые пришедшие в эту область несколько тысяч лет назад, принесли с собой некоторые земледельческие навыки. Прекрасно изучив растительный мир Амазонии, они стали широко использовать в пищу, для технических и лекарственных целей сотни полезных растений этой области, а некоторые из них одомашнили. Важнейшим из них был крахмалоносный клубнеплод маниок. К XVI в. амазонские индейцы культивировали два вида маниока. В большей части Амазонии выращивался так называемый маниок съедобный или маниок полезнейший (Manihot Esculenta Crantz). Это многолетний быстрорастущий кустарник. Его корни утолщаются, образуя веретенообразные клубни, достигающие 15 кг веса. Эти клубни содержат 25—40% крахмала, до 5% сахара, 1—2% белка. Но, кроме этого, корни маниока содержат ядовитую синильную кислоту. Индейцы не только одомашнили маниок, но и нашли способы удаления ядовитых веществ и приготовления из корней высокопитательной маниоковой муки. Они растирали клубни маниока на специальных каменных терках, затем получившуюся массу закладывали в длинный плетеный пресс — типити, один конец которого был привязан к какой-нибудь балке, а другой с силой вытягивали, пока из маниока не выдавливался весь ядовитый сок. Затем получившуюся массу подсушивали над огнем и просеивали. В результате получалась маниоковая мука, из которой приготовляли лепешки, кашу, напитки.
Другой вид маниока, так называемый сладкий маниок (Manihot dulcis Bâillon), выращивался главным образом индейцами западной части Амазонии. Сладкий маниок не ядовит, но по своим питательным свойствам он уступает маниоку полезнейшему. Возможно, что сладкий маниок был создан индейцами в результате длительной селекции ядовитого вида этого растения.
Большое место земледелия в жизни кечуа, ацтеков, майя, а также ряда других индейских групп Америки нашло свое выражение в существовании у них развитого земледельческого культа. Так, у майя было божество молодых початков кукурузы и божество зрелых початков. В честь их устраивались специальные обряды. С земледелием же были связаны широко распространенные у индейцев Мексики обряды вызывания дождя. В религиозных представлениях древних кечуа отразилось большое значение картофеля в их жизни. Кечуа верили в духа — мать картофеля — Адомаму. Клубни картофеля наряжали в женское платье, хранили их как священные предметы до следующего года и приносили им жертвы. Жертвоприношениями духу картофеля сопровождались и праздники урожая. Испанский конкистадор Сиеса де Леон так описывает праздник урожая, который он наблюдал в 1547 г. в Перу: «В городе Лампа на Кальяо собралось большое количество индейцев, созванных барабанным боем. После того как вожди, одетые в лучшие свои платья, сели на богато расшитые плащи, появилась процессия роскошно одетых мальчиков. Каждый из них нес оружие в одной руке и мешок листьев кокаинового куста в другой. Сзади шла группа молодых девушек в богатых платьях с длинными шлейфами, которые поддерживали старые прислужники. Девушки несли мешки с богатыми нарядами, золотом и серебром. За ними следовали местные земледельцы с ручными плугами на плечах. Завершали процессию шесть пажей и каждый нес мешок с картофелем. После торжественного парада и танца с мешками над головой под звуки барабана принесли годовалую ламу одной окраски, которую сначала показали вождю, а потом зарезали. Внутренности были вынуты и переданы жрецам. После этого нисколько индейцев собрали всю оставшуюся кровь ламы и вылили ее на картофель в мешках»[16].
С. М. Букасов отмечает, что в некоторых глухих высокогорных районах Перу духу картофеля до сих пор «служат молебны» с курением, которое приготовляется из листьев особых растений, сырого сала ламы, вигони и алкоголя. Все это торжественно воскуривается, в то время как хозяин молится о хорошем урожае. Зола рассыпается по полю, после чего следуют «возлияния и пляски»[17].
По-видимому, в древнем Перу и Эквадоре в честь духа картофеля приносились иногда и человеческие жертвы.
Существовал у кечуа и культ духа кукурузы Сарамама. На празднествах в честь Сарамама стебли кукурузы наряжали в женское платье и приносили им жертвы.
У племен конфедерации криков (юго-восток США) праздник урожая, называвшийся «пляской кукурузы», был самым значительным праздником в году вплоть до XIX в. Этот праздник служил объединяющим началом для племен конфедерации, на нем забывались все ссоры, прощались оскорбления, прекращались войны. При праздновании торжественно уничтожались остатки старого урожая кукурузы, старая одежда и утварь, тушились все костры и зажигался новый огонь в ознаменование нового урожая нового года.
Ирокезы под именами «Трех сестер», «Нашей жизни» и «Наших кормилиц» почитали свои основные культурные растения: кукурузу, бобы и тыкву. Четыре из шести праздников ирокезов были связаны с земледелием. У них были праздники нового года, посева, зеленого зерна и урожая.
Таким образом, к XVI в. земледелие было основой всей жизни многих племен Америки и в значительной мере определяло не только их материальную, но и духовную культуру.
Европейцы, прибывшие в Америку, сразу же столкнулись с необходимостью использовать индейский опыт в земледелии (так же как и в других областях жизни). Не сделав этого, они но смогли бы закрепиться на американском континенте и были бы обречены на голодную смерть или вынуждены возвратиться в Европу.
Видный американский историк-марксист Г. Аптекер, говоря о культурных достижениях коренного населения Америки, воспринятых европейскими поселенцами, пишет: «…именно индейцы научили пришельцев, как расчищать первобытные леса и делать землю пригодной для обработки. Они же научили белых, как сеять маис и табак, горох и ‘бобы, тыкву и кабачки, дыню и огурцы; как приготовлять кленовый сахар; как использовать рыбьи головы в качестве удобрения; как охотиться на диких животных, ставить на них капканы и выделывать их шкуры; как делать челны из березовой коры (без которых колонистам никогда не удалось бы проникнуть в дикие чащи) ; как печь съедобных моллюсков на взморье. Тропинкам индейцев предстояло стать трактами колонистов (точно так же, как многим из этих трактов предстояло стать дорогами автомобильной эры). Одним словом, индейцы научили европейцев, как жить в Новом Свете, а те отплатили им тем, что отобрали у них этот Свет» [18].
Очень характерно в этом отношении свидетельство бразильского специалиста по истории сельского хозяйства Луиса Амараль: «Без этой „дряни“,— пишет он,— какой является маниок, выращивавшийся здесь в период открытия Бразилии, была бы невозможна колонизация страны в XVI в. И не только из-за нерентабельности перевозки продуктов питания из Европы на такое расстояние, но и потому, что Европа сама испытывала в то время недостаток продовольствия и искала возможные источники снабжения им»[19].
Это высказывание бразильского ученого верно и в отношении других стран Америки и других продовольственных культур. Не будет преувеличением сказать, что если испанцы колонизовали Америку в поисках прежде всего золота, то материальной основой, обеспечившей освоение ими Америки, был не этот драгоценный металл, а индейское земледелие.
В Северной Америке заимствование опыта индейского земледелия не раз спасало колонистов от голодной смерти. Очень Ярким примером этого является колония Нью-Плимут в Новой Англии, основанная в 1620 г. В первую же зиму половина поселения умерла от голода и болезней. От гибели колонию спасла кукуруза, так как первые попытки выращивать пшеницу окончились неудачей.
Большое значение для экономики английской колонии Виргиния имело выращивание табака, опыт разведения которого опять-таки был заимствован у индейцев. Выращивать табак колонисты Виргинии начали в 1613 г., а через пять лет, в 1618 г., колония уже отправила в Англию табака на 20 тыс. фунтов стерлингов, а в 1629 г. на 500 тыс. фунтов. Табак в те годы в Виргинии служил средством обмена, им уплачивали налоги и долги. Огромное значение табак имел и для экономики испанских колоний в Америке (Куба и др.).
Но индейское наследие в земледелии было важно для населения Америки не только в колониальный период. И в настоящее время культуры, заимствованные у индейцев, а в некоторых районах также индейская техника земледелия и приемы хранения и переработки его продуктов играют решающую роль в сельском хозяйстве многих стран Америки. Перед второй мировой войной V7 стоимости всей сельскохозяйственной продукции США составляли культуры, унаследованные от индейцев[20].
Во второй по численности населения стране американского континента — Бразилии из восьми основных сельскохозяйственных культур пять (хлопок, какао, кукуруза, фасоль, маниок) унаследованы от индейцев и только три (кофе, сахарный тростник, рис) завезены с других континентов. В Чили из семи основных сельскохозяйственных культур четыре являются по своему происхождению индейскими (фасоль, кукуруза, картофель, табак). Для Мексики важнейшей сельскохозяйственной культурой является кукуруза. Площади, занятые под кукурузой, более чем в пять раз превышают площади под любой сельскохозяйственной культурой Мексики.
В Северной Бразилии (Амазонии), горных районах Перу, в Боливии и Эквадоре и отчасти в Мексике и Гватемале современное население (индейское и неиндейское) во многом унаследовало старую индейскую технику земледелия и способы переработки и хранения продуктов, что связано с технической отсталостью сельского хозяйства этих стран и районов.
Современное неиндейское население Амазонии переняло у индейцев не только технику земледелия, но и технику переработки основной сельскохозяйственной продукции — маниока.
Применяется и другой способ, также заимствованный у индейцев: вместо того чтобы протирать клубни, их кладут на четыре дня в ручей или ib корыто с водой, а когда они совсем размягчатся, выдавливают из них влагу, пропускают мягкую массу через сито и поджаривают. Получившаяся таким образом маниоковая мука входит в состав почти всех амазонских кушаний, опять-таки перенятых в основном у индейцев.
В высокогорных районах Перу современные крестьяне кечуа до сих пор используют ирригационную систему древних кечуа, располагают поля террасами, применяют те же земледельческие орудия, что и в далеком прошлом. Как и в доиспанские времена, большая часть урожая картофеля перерабатывается в чуньо, и самые способы этой переработки оставались неизменными в течение столетий. В сельском хозяйстве многих других стран Америки индейское наследие также занимает немалое место.
В первые же десятилетия после открытия Америки индейские культурные растения стали вывозиться в Европу, Азию, Африку и довольно быстро заняли значительное место в сельском хозяйстве Старого Света и пищевом рационе его жителей.
Так, уже в конце XV в. в Испанию были привезены зерна кукурузы, где их первоначально стали выращивать в садах. Из Испании кукуруза быстро распространилась во Франции, Италии и Турции. В Россию она проникла в XVIII в. через Крым под названием «турецкой пшеницы». В Индию, Индонезию, Индокитай и Китай кукурузу завезли португальцы. Кукуруза нашла широкое употребление как продовольственная культура, кормовое растение, а также техническая культура, перерабатываемая на крахмал, декстрин, сиропы, сахар, масло, этиловый спирт. Посевы кукурузы во всем мире непрестанно увеличиваются. Перед второй мировой войной она занимала в капиталистическом мире третье место по валовому сбору после риса и пшеницы, а в 1959—1960 гг. она вышла на первое место, ее среднегодовое производство составило 162,8 млн. т против 136,2 млн. т риса и 129,0 млн. т пшеницы в 1959—1960 гг.[21]
В нашей стране производство кукурузы особенно быстро увеличилось в последнее семилетие после исторических решений Партии и Правительства о развитии сельского хозяйства, в которых большое внимание было обращено на ценнейшие продовольственные и особенно кормовые качества этой культуры. С 1953 по 1959 г. посевы кукурузы в СССР увеличились с 3485 до 22 414 тыс. га, а валовый сбор возрос с 3,7 до 12 млн. т [22].
История проникновения картофеля в Европу и введения его в культуру подробно изложена в неоднократно упоминавшейся выше книге С. М. Букасова и H. Е. Шариной «История картофеля».
В 1536—1537 гг. военная экспедиция Гонсало де Кесады познакомилась с этой культурой недалеко от города Велес в Колумбии. Участник этой экспедиции Кастельянос писал о картофеле, что это «мучнистые корни хорошего вкуса, вполне приемлемый дар для индейцев и деликатное блюдо даже для испанцев». Однако рукописи Кастельяноса были опубликованы только в 1886 г., и следовательно, не от него в Старом Свете узнали о картофеле. В 1538 г. Сиеса де Леон встретил картофель у жителей горных районов Колумбии и Эквадора. В 1550 г. он опубликовал дневник своего путешествия, где, в частности, говорилось, что картофель «это сорт земляного ореха, который в вареном виде становится мягким, как каштан, но имеет кожуру не толще, чем у трюфеля», и сообщалось, что он является главным питанием жителей горных селений.
Первое упоминание о чилийском картофеле, датируемое 1551 г., содержится в письме участника завоевания Чили Педро де Вальдивия Карлу V. Испания была первой страной, куда попал картофель, однако ни точное время, ни пути его проникновения не выяснены. Неизвестно даже, какие виды картофеля были первоначально привезены в Испанию — андские или чилийские. Если даже первоначально картофель был завезен в Испанию из Перу, он быстро выродился из-за неблагоприятных для него климатических условий и уступил место чилийскому. Вероятно, впервые картофель был привезен в Испанию как диковинное экзотическое растение, но уже в начале 70-х годов XVI в. он выращивался там как продовольственная культура. Так, в 1573 г. картофель входил в число продуктов, закупавшихся госпиталем в Севилье. Интересно, что в 1584 г. госпиталь закупал картофель фунтами, а позднее — арробами (одна арроба = 25 фунтам). Очевидно, к этому времени посевы картофеля в Испании значительно увеличились, стоимость его упала и он перестал быть предметом роскоши.
Во все другие страны, по мнению С. М. Букасова, картофель попал не непосредственно из Америки, а через Испанию. Около 1580 г. он уже выращивался как садовая культура в некоторых районах Италии. В 80-х годах XVI в. папский легат в Нидерландах подарил картофель префекту г. Моне, который в 1588 г. послал картофель в Австрию известному ботанику Клузиусу. В 1589 г. Клузиус приехал в Германию и привез картофель. В начале XVII в. картофель был уже довольно обычен для большинства садов Германии. Но только через полвека после этого он начал возделываться в Германии как огородная культура. Фридрих-Вильгельм I прибегал к энергичным мерам для распространения картофеля, угрожая отрезать носы и уши всем, кто откажется его сажать. Одновременно картофель бесплатно раздавался беднякам. В конце XVIII в. в Германии снова проводилась большая кампания по внедрению культуры картофеля. Были изданы строгие приказы, обязывавшие крестьян сажать его.
Во Францию картофель попал в начале XVII в., но до конца XVIII в. почти не использовался в пищу, так как многие врачи утверждали, что он ядовит и является причиной болезней. Агрономы считали, что картофель портит почву. Заслуга введения картофеля во Франции принадлежит Антуану Огюсту Пармантье, который во время Семилетней войны попал в плен к немцам и научился у них ценить картофель. Вернувшись во Францию, он повел упорную борьбу против связанных с картофелем предрассудков и добился того, что крестьяне стали его сажать.
В Ирландию картофель попал в 1587 г. и к 1672 г. стал основной и почти единственной пищей ирландских бедняков. Значительно медленнее картофель входил в культуру в Англии. Интересно, что в Северную Америку картофель попал в 1719 г. из Ирландии.
В Россию картофель прислал Петр I из Голландии. Приказ Петра о распространении посадок картофеля встретил большое сопротивление. Крестьяне называли картофель чертовым яблоком и не хотели его сажать.
Во второй половине XVIII в. при Екатерине II правительство всячески поощряло посадки картофеля, но все-таки распространение его шло очень медленно, особенно в центральных областях России, и даже в 1830-х годах площади под картофелем были незначительны. Насильственное принуждение к посадке картофеля вызывало озлобление среди крестьян и даже так называемые картофельные бунты. Лишь в 1840-х годах культура картофеля получила широкое распространение в России и он стал для крестьян привычной пищей. Постепенно стали изготовлять из картофеля муку и печь лепешки, а также научились производить патоку, крахмал и водку.
Важными продовольственными культурами Старого Света стали и другие индейские крахмалоносные растения — маниок и батат, или сладкий картофель. Во второй половине XVI в. маниок был завезен португальцами в Западную Экваториальную Африку и Юго-Восточную Азию и быстро распространился там. В настоящее время, кроме Америки, большие площади под маниоком заняты в Индонезии (особенно на островах Ява и Мадура) и в Западной Экваториальной Африке.
В Африке под маниоком занято 3719 тыс. га, больше чем в Америке и Азии вместе взятых, и ежегодно в Африке производится около 26 млн. т маниока. В тропических районах мира маниок так же важен, как в средних широтах зерновые и картофель. До недавнего времени маниок был питанием преимущественно сельского населения Африки, но в последние годы быстро возрастает его роль в пищевом рационе городских жителей. Широкое распространение маниока объясняется тем, что в тропических районах он дает больше калорий в расчете на 1 га сельскохозяйственной площади, чем зерновые. Например, в Африке рис и зерновые дают в среднем 4—5 млн. калорий на 1 га, а маниок — 11 млн. калорий.
Наряду с распространением маниока в Африке до сих пор сохраняются и некоторые индейские способы приготовления его в пищу[23].
Батат попал в Европу и Африку вскоре после открытия Америки и быстро распространился в Западной Экваториальной Африке. Задолго до Колумба, по-видимому, в результате древних связей между Америкой и Океанией батат был завезен в последнюю и стал одной из основных продовольственных культур.
Важное место в мировом сельском хозяйстве занимают теперь и такие заимствованные европейцами у индейцев растения, как томаты, перец, тыква, кабачки, фасоль, какао, арахис, табак.
Так, например, плоды дерева какао (Theobroma cacao L.) задолго до испанского завоевания использовались индейцами Мексики для приготовления тонизирующего напитка, известного под именем чоколатль (отсюда слово шоколад, в разных вариантах вошедшее во все европейские языки). Семена какао были привезены испанцами в Европу в 1520 г. и вскоре в Кадиксе возникла первая шоколадная фабрика. В XVII в. культура какао распространилась в Венесуэле и Вест-Индии, а на рубеже XVIII в. его начали сажать в Бразилии. Затем какао было привезено в Западную Африку и стало там в ряде районов (особенно на Золотом Берегу) основной культурой. Так, подобно маниоку, какао нашло себе в Африке новую родину.
В заключение кратко остановимся на истории некоторых технических культур, заимствованных у индейцев: подсолнечника, хлопка, каучука, хенекена, сисаля.
Подсолнечник был одомашнен индейцами юга США. В начале XVI в. испанцы, возвратившиеся на родину из Америки, привезли с собой семена подсолнечника и высадили их в Мадридском ботаническом саду. Постепенно подсолнечник распространился во многих странах Западной Европы и в России как декоративное растение. Лишь в 40-х годах XIX в. подсолнечник стал широко разводиться в России как масличное растение, и в настоящее время является важнейшей масличной культурой нашей страны, занимая в 1959 г. площадь в 3,9 млн. га, т. е. больше любой другой технической культуры, включая хлопчатник и сахарную свеклу.
Независимо друг от друга в Старом и Новом Свете (в Мексике) был введен в культуру хлопчатник, но преобладающими в настоящее время в мировом сельском хозяйстве являются американские длинноволокнистые сорта хлопка.
Очень интересна история каучука. В отличие от всех перечисленных растений каучуконосные деревья рода Хевея не были одомашнены индейцами, но индейцы знали свойства каучука и в незначительных количествах добывали его для изготовления мячей, своего рода каучуковых чулок и т. п. В 1735 г. известный французский исследователь Южной Америки Шарль де Кондамин сделал во Французской академии доклад об использовании индейцами каучука. Но до начала XIX в. каучук мало интересовал европейцев. Положение резко изменилось, когда в 1823 г. английский фабрикант Макинтош открыл способ растворять каучук в бензине и пропитывать им материю с целью придания ей непромокаемости. После этого было начато производство непромокаемых плащей. В 1854 г. Ч. Гудьер открыл способ вулканизации каучука, почти сразу после этого из каучука стали изготовлять жесткие шины для повозок. Таким образом, только к середине XIX в. развитие европейской промышленности достигло такого уровня, что были оценены открытые индейцами свойства каучука. После этого добыча каучука стала стремительно развиваться в амазонских лесах, а в конце XIX в. семена каучука были вывезены в Юго-Восточную Азию, где англичане и голландцы создали промышленные плантации каучука.
Двумя другими важными техническими культурами, которые дали миру индейцы, являются хенекен (Agave fourcraydes) и сисаль (Agave Sisalana). Эти два вида агав дают лучшие в мире естественные волокна для изготовления канатов, мешков и т. п. Родина хенекена и сисаля — полуостров Юкатан в Мексике. Индейцы майя использовали волокна хенекена и сисаля для плетения и ткачества. Европейцы быстро оценили эти растения и стали разводить хенекен, и особенно сисаль, в Мексике, Центральной Америке, Вест-Индии, Бразилии и Африке (в Кении).
До настоящего времени, несмотря на появление синтетического волокна, хенекен и сисаль не утеряли своего значения в промышленности и являются важным предметом экспорта из названных выше стран. Наша страна импортирует хенекен из Кубы.
Мы упомянули лишь о некоторых культурных растениях, заимствованных европейскими, азиатскими и африканскими народами у индейцев. В пределах небольшой статьи совершенно невозможно рассказать об истории введения всех этих растений в мировое земледелие.
Мы не останавливались и на открытии индейцами свойств десятков и сотен лекарственных растений (хинина, ипекакуаны и многих других), без которых была бы немыслима современная фармакопея. Это слишком обширная тема и она заслуживает того, чтобы ей была посвящена специальная работа. Вклад индейцев в мировое хозяйство и без этого поистине необъятен.
[1] A. Caso. Contribución de las culturas indígenas de México a la cultura mundial. México y la cultura. México, 1946, p. 56.
[2] J. Steward and L. F а r о n. Native peoples of South America. New York, 1959, p. 32-33.
[3] H. И. Вавилов. Мексика л Центральная Америка как основной центр происхождения культурных растений Нового Света.— Академик Н. И. Вавилов. Избранные труды, т. II. М., 1960, стр. 138; П. М. Жуковский. Культурные растения и их сородичи. М., 1960, стр. 138.
[4] Н. И. B а в и л о в. Указ. соч., стр. 147.
[5] Там же.
[6] Н. И. Вавилов. Великие земледельческие культуры доколумбовой Америки и их взаимоотношения.—Академик Н. И. Вавилов. Избранные труды, т. II, стр. 167.
[7] П. М. Жуковский. Указ. соч., стр. 37.
[8] Н. И. Вавилов. Мексика и Центральная Америка…, стр. 150.
[9] J. Steward and L. F а г о n. Op. cit., p. 33.
[10] Р. М a n g е 1 s d о г f, R. Mac Neis h, W. G a 1 i n a t. Archeological evidence on the diffusion and evolution of Maiz in Northeastern Mexico. «Botanical Museum», Leafleat, 17, 1956, № 6, p. 125 150.
[11] У. Фостер. Очерк политической истории Америки. М.. 1953, стр. 35.
[12] R. Woodbury. Prehistoric Agriculture at Point of Pines, Arizona.— «American Antiquity», vol. 26, 1961, № 3, part. 2, p. 37.
[13] Мы подробнее всего останавливаемся на земледелии у ирокезов не потому, что оно у них было более развито, чем у соседних алгонкинских племен, а потому, что их сельское хозяйство детально описано в литературе.
[14] L. Morgan. League of the НО — DE — NO — SAU — NEE or Iroguois, vol. 1. New Haven, 1954, p. 311.
[15] С. М. Букасов, H. Е. Шарина. История картофеля. М., 1938, стр. 32.
[16] С. М. Букасов, H. Е. Ш а р и н а. Указ. соч., стр. 26
[17] Там же, стр. 29.
[18] Г. А п т е к е р. История американского народа. Колониальная эра. М., 1961, стр. 36.
[19] «Люди и ландшафты Бразилии», М., 1958, стр. 103.
[20] Н. И. Вавилов. Великие земледельческие культуры доколумбовой Америки…, стр. 178.
[21] «Международный политико-экономический ежегодник, 1960», М., 1960, стр. 548.
[22] «Народное хозяйство СССР в 1959 г.», М., 1960, стр. 111, 338—339.
[23] W. Jones. Manioc in Africa. Stanford, Í959. Цит. по рецензии в «American Anthropologist», vol. 63, № 2, part 1, april 1961, p. 433—435.