ЦЕНТРАЛЬНАЯ И СЕВЕРНАЯ ТЕРРИТОРИИ

Без рубрики

Падение великого города Теотиуакана должно рассматриваться как нечто большее, чем лишь эпизод в истории культуры. Эта столица главенствовала в Мезоамерике в течение почти 600 лет и наложила свой отпечаток на культуру элитарных слоев общества данного региона (карта 40). Большинство крупных городов выросли благодаря тому, что оказались связующими пунктами торговых путей на территории, подвластной Теотиуакану, или были вынуждены приспосабливаться к этой роли, чтобы выжить. Продукты из различных климатических зон Мезоамерики поступали в центр, где обменивались на товары из других мест. Чужеземные династии заключали браки со знатью из Теотиуакана, а изображение длинноносого бога воды надежно закрепилось в скульптурах и росписях в самых отдаленных регионах.

Карта 40. Территория, занятая археологическими культурами Мезоамерики (по Schmidt)

Теотиуакан был наследником обширной территории ольмеков. Городу, расположенному на плато, потребовалось 400 лет, чтобы стать в Мезоамерике наиболее важным поселением — крупнейшим узловым пунктом. Падение Теотиуакана привело к переустройству всего региона. Города приходили в упадок и расцветали в зависимости от их участия в прежней торговой сети.

Падение Теотиуакана по-разному сказалось на разных районах. Город Оахака сам выключился из этой торговой цепи задолго до рассматриваемого времени, в период Монте Альбан IIIb, и поэтому в данном регионе нет свидетельств, которые перекликались бы с событиями в долине Мехико. На северо-восточной культуре уастеков данное событие практически не отразилось. Есть основания считать, что местонахождения Тахин на севере штата Веракрус и Сьерра-Горда в штате Керетаро (место добычи киновари), непосредственно связанные с уастеками, не только выжили, но и развивались, поскольку их торговля больше не должна была конкурировать с торговлей на Центральном плато, где доминировал Теотиуакан.

Местонахождения, периферийные по отношению к долине Мехико, такие как Чолула и Какаштла на востоке и Шочикалько на юге, а также многие другие местонахождения и регионы, которые, по-видимому, завязаны с могущественным центром, претерпели в материальной культуре явные изменения, совпадающие по времени с падением Теотиуакана. В случае последних двух местонахождений их отношения с прибрежной территорией побережья Мексиканского залива и через него — с регионом майя, значительно расширились, чему имеются яркие примеры в монументальном искусстве, настенной росписи, гончарных изделиях, подтверждающие эти связи, в частности знаменитый рельеф Шочикалько, изображающий сидящих людей в характерных головных уборах майя; росписи в стиле майя в Какаштле; склепы майя в штате Герреро, Оштотитлане и Шочипале.

Была затронута общая структура всего региона. Фокусирование всех связей на Теотиуакане, сложившееся под его влиянием (по крайней мере до той поры пока его господство стало ослабевать около 600 г.), никогда не было смещено на другой властный центр, сравнимый по мощи с этим классическим городом. Последовал период разобщения культур, в который, судя по всему, Шочикалько в центральной части Мексиканского нагорья пытался заполнить возникший вакуум власти. Распространение артефактов, в которых проявлялось влияние культуры шочикалько, в том числе фигурок со скрещенными руками, показывает, что возможные направления контактов пролегали от р. Бальсас к Оахаке, а оттуда — к современному штату Чьяпас на юго-востоке. Между 750 и 900 гг. следы культуры шочикалько встречаются во многих местонахождениях, самое важное из которых — Тенанго в долине Толука, к западу от рассматриваемой территории. Весьма вероятна, хотя пока и не объяснена, связь между стилями Шочикалько и Тахина. Однако Шочикалько не удалось добиться гегемонии, и в течение 150 лет, как представляется, разные географические части Мезоамерики следовали собственными путями развития с чрезвычайно слабыми попытками добиться большего, чем местной гегемонии.

Возможным свидетельством восстановления торговой сети, по крайней мере в ее уменьшенном и локализованном варианте, является распространение гончарных изделий с красной росписью на темно-желтом фоне, производимых в Койотлателко; эта сеть, по-видимому, включала долины Толука, Морелос, Пуэбла и Мехико. Такие же изделия обнаружены в Теотиукане в строениях, возведенных на развалинах города, а по времени они предшествуют подобным изделиям тольтеков из Масапы.

Информация социальной организации в Теотиуакане отсутствует. Археологические находки позволяют представить огромный город, безусловно значительно больший, чем тот, которым могли управлять власти вождества. Ранее установилось стереотипное представление о нем как о мирном, невоенном поселении, но имеются и многочисленные противоположные свидетельства. Тула, согласно историческим источникам, управлялся либо двойной монархией, которая слишком легко отождествлялась историками с религиозными и светскими чертами правления, либо же там происходило соперничество между вождями, границы власти которых не были тогда четко определены.

После 900 г. возникло множество сильных региональных поселений. Насколько можно судить, в регионе долины Оахака господствовали миштеки, народ, который, как известно, ранее проживал в горах на северо-западе, и, возможно, составлял основную часть населения города Чолула. Есть предположения, что они завоевали долину Оахака, населенную главным образом сапотеками, и стали жить в уже существовавших поселениях. Они стали вновь использовать покинутый центр Монте-Альбан в качестве места погребения своих вождей. Тула (Толлан) в Центральной Мексике, населенная тольтеками (этому имеется документальное историческое подтверждение), разрослась и сделалась господствующим центром всего региона; влияние этого центра распространилось значительно далее его собственных границ и, вероятно, достигало территории майя. Очевидные свидетельства этому присутствуют в архитектуре зданий Чичен-Ицы, в именах на языке науатль, даваемых правителям майя в северной части п-ова Юкатан, и в местных поверьях, утверждающих, что вожди были обязаны получать символы своей власти в месте, называвшемся Тула (илл. 299).

Господство тольтеков обеспечило не только появление новой центральной власти, борющейся за контроль над всей областью Мезоамерики, но также и возрождение торговли в нескольких направлениях. Хотя изделия тольтеков из Масапы, особенно плоские статуэтки, служат важным свидетельством расширения влияния Тулы, основные предметы торговли делались не тольтеками. По-видимому, тонкая «оранжевая» керамика появилась с крайнего юго-востока региона Залива, а стиль «плумбат» — единственная доиспанская глазурованная керамика — считается появившимся в южной части современной Мексики на границе с Гватемалой. Один из их характерных типов скульптуры тольтеков — статуя полулежащего Чак Мооля, судя по всему, имеет западномексиканское происхождение.

Тольтеки формально являются первыми в Мезоамерике, кто начал пользоваться железом. Данная культурная область странным образом запоздала с развитием многих технологий, что резко контрастирует с предшествующими достижениями в науке, астрономии и математике — достаточно сравнения с Центральной и Южной Америкой, главным образом с регионом Анд, где обработка металлов появилась значительно раньше.

Видимо, металлообработка в Мезоамерике никогда не достигала того состояния, при котором металлические орудия могли бы вызвать бурные изменения в обществе. Основными материалами являлись медь, золото и в меньшей мере серебро, хотя, как считают некоторые исследователи, применялись и сплавы меди с оловом, подобные бронзе. Однако свидетельства существования таких сплавов имеются лишь в виде артефактов из частных коллекций и, следовательно, не заслуживают большого доверия. Представляется, что навык применения металлов проник из Центральной Америки в Западную Мексику, распространившись главным образом в районе Оахака и достигнув Юкатана. Большинство найденных металлических изделий имеют ритуальное значение, а ювелирные украшения связаны с обрядами похорон и жертвоприношений. Из обычной домашней утвари было обнаружено большое число игл и прочих мелких предметов.

Основные местонахождения, которые могли бы рассматриваться как богатые источники металлических предметов, не оправдали ожиданий. Хотя установлено, что испанские завоеватели имели возможность собрать много золота, его количество в данном регионе не может сравниться с собранным в Перу. Золото в виде самородков добывалось главным образом на реках. Были обнаружены медные копи доиспанского периода, но они располагались в окраинных областях на западе Мексики, поэтому нет свидетельств, что вклад металлургических производств серьезно влиял на систему хозяйствования всего региона. Большинство золотых изделий, по-видимому, поставлялось из Коста-Рики. Технологии обработки металлов ограничивались ковкой и литьем по выплавляемым моделям; регулирование высоких температур было редкостью в Мезоамерике.

Господство тольтеков длилось недолго. Тула, судя по ацтекским повествованиям, была разрушена варварами, пришедшими с севера около 1000 г. Центральная Мексика вновь стала нестабильным регионом, где соперничавшие города (главным образом Тескоко, Кулуакан и Аскапоцалько) боролись исключительно за локальное господство, хотя их союзы связывали эти города с вождествами на других территориях. Документы несколько более позднего периода, например Кодекс Ксолотль, содержат изображения людей, вооруженных луками и стрелами, вероятно, заимствованными с севера, оказавшими влияние на ведение военных действий и охоту, поскольку заменило атлатль, традиционное метательное приспособление для метания дротиков, которое по-видимому, являлось символом положения в обществе (рис. 34).

Власть тольтеков не распространялась на столь обширную территорию, как власть Теотиуакана. Хотя доподлинно и не известно, а местные предания не позволяют выдвинуть однозначной версии, все же совершенно очевидно, что некоторые поселения достигли регионального верховенства и выработали собственные традиции правления. После падения Тулы Центральная Мексика осталась конгломератом торговых городов, воюющих между собой без четкого выявленного победителя, до тех пор, пока в качестве главной силы здесь после 1428 г. не утвердились ацтеки.

Экспансия ацтеков подтверждена документально. Она распространилась далее, чем любая иная сила, на территорию майя, собирая дань с побережья штата Чьяпас и создав торговую факторию Синакантан на нагорье Чьяпас. Хотя ацтеки рассчитывали на какао как на платежное средство, они так и не смогли установить контроль над его главными источниками на побережье Мексиканского залива в регионе Табаско. Когда ацтеки попытались распространить свою власть на Западную Мексику, они потерпели серьезное поражение от тарасков из Цинцунцана, чья власть рухнула только при испанском завоевании.

Господство ацтеков в Мезоамерике продолжалось до появления европейских завоевателей, к которым присоединились некоторые группы индейских племен, приветствовавшие их как союзников в борьбе против ацтеков. Надо отметить, что с самого начала господство ацтеков было осложнено трудностями с перевозками: в регионе не было крупных вьючных животных и местные жители не знали колеса. Кроме того, здесь не были разработаны подходы к управлению многоэтнической империей: все ограничивалось лишь завоеванием городом окрестных поселений, а собственная социальная организация завоевателей не позволила сформировать сильное централизованное национальное образование.

Очень мало известно относительно социальной организации групп в Мезоамерике в период, предшествовавший ацтекам. Многочисленные указания колониальных историков и летописцев, касающиеся организации правления ацтеков, должны рассматриваться с существенной долей недоверия вследствие необъективности источников информации и недостатка приемлемых сравнительных моделей, которыми располагали европейцы в те времена.

Как представляется, Теночтитлан, столица ацтеков, огромный город с населением, превышавшим, по имеющимся сведениям, четверть миллиона человек, находился в процессе перехода от земледельческой столицы к настоящему урбанизированному центру. У них был могущественный, недоступный правитель, соединивший в себе черты монархов Европы и вождей африканских зулусов. Имелось централизованное регулирование торговли и рынка, но одновременно сосуществовал и более ранний способ распределения земли и собственности. В религии главенствовало могущественное жречество, связанное с монархией, но жрецам были присущи качества, которые заставляли их одновременно придерживаться верований, связанных с традиционными сельскохозяйственными божествами. Насколько можно судить, в то же самое время некоторые главные боги считались покровителями местных племен, что перекликалось с космогоническими легендами на ацтекском языке (науатль) (илл.300-307).

Ко времени ацтеков вождество находилось в состоянии перехода к организации более территориальной, менее связанной с племенной формой. Ауисотль, один из последних правителей ацтеков, пытался реформировать разрастающуюся бюрократию методами, включающими назначение на государственные посты лиц незнатного происхождения, но его последователь прекратил эти преобразования.

Во времена испанского завоевания в мезоамериканской культуре происходили постоянные изменения. Территориальное господство ацтеков явно находилось под угрозой и безвозвратно ослабевало. Их общество переживало процесс перехода от своих первичных устоев к формированию новых структур, которые по современным понятиям уже приближались к строению государства. Технологии ацтеков, хотя и примитивные, начинали включать в себя использование металла, что в свою очередь вызывало дальнейшие социальные изменения. Испанцы застали этот мир в самом разгаре критических перемен. Появление европейцев именно в то время обеспечило им более легкое завоевание региона и подготовило почву для быстрого принятия здесь европейской религии, технологии и обычаев.


Источник - История человечества. В 8 томах. Том 4. VII-XVI века. Под редакцией М. А. Аль-Бахита, Л. Базена и С. М. Сиссоко

.