Катабасис (спуск в преисподнюю) — популярная тема в мифологии, а затем и в литературе, начиная с древнейших времен. Самые известные примеры — это путешествие Одиссея в Аид (XI песнь «Одиссеи») и спуск Энея в глубины подземного мира около Аверна («Энеида» Вергилия, книга VI). И тот и другой герой отправляются туда, чтобы выяснить свое будущее.
В мифологии Месоамерики также присутствует тема катабасиса, но мотивировка его иная. Большинство их изложено в различных стихотворных размерах. Наиболее содержательна и красочна версия, сохраненная в эпосе киче «Пополь-Вух» (горная Гватемала). Два брата отправляются в подземный мир, Шибальбу, по приглашению его владык, чтобы поиграть в мяч. Там их злодейски убивают, и голову старшего брата вешают на дерево. Гулявшая в саду девушка — дочь одного из подземных владык, вступает в беседу с этой головой, беременеет от неё и спасается бегством в верхний мир к матери убитых братьев. У молодой женщины рождаются двое близнецов. Они вырастают, узнают о судьбе отца и дяди и отправляются в Шибальбу, чтобы отомстить. Успешно выдержав все испытания, братья побеждают владык подземного мира и становятся Солнцем и Луной. Культовая игра в мяч является в мифе своеобразной формой борьбы враждующих сторон.
Композиция изложения этого мифа в «Пополь-Вух» достаточно сложна. В основной сюжет вплетаются дополнительные новеллы, иногда со сказочными элементами или этиологическими мотивами. Основная тема — мщение близнецов за отца и дядю — неожиданно выливается в космогоническое окончание. По-иному строится повествование в другом мифологическом материале из Центральной Мексики.
В ацтекской рукописи 1558 г., известной под названием «Легенда о Солнцах», содержится примечательный рассказ о путешествии бога и культурного героя Кецалькоатля в Миктлан — подземный мир, обиталище мертвых. По представлениям древних мексиканцев, вселенная пережила четыре эры или эпохи, мы живем в пятой. Каждая из них имела свое особое солнце и заканчивалась мировой катастрофой, при которой люди погибали. В этой рукописи повествуется, как Кецалькоатль после очередной мировой катастрофы хочет возродить на земле человеческий род. Для этого ему необходимы кости древних людей. Он отправляется за ними в Миктлан.
Владыка подземного мира Миктлантекутли и его жена Миктлансиуатль встретили Кецалькоатля неприветливо. Они спросили его, зачем он пришел сюда. Кецалькоатль ответил, что боги озабочены, чтобы на земле жили бы люди, поэтому он пришел искать драгоценные кости, хранящиеся здесь. Владыка царства мертвых сказал ему, чтобы Кецалькоатль взял бы его раковинную трубу и обошел бы четыре раза владения Миктлантекутли, играя на ней. Кецалькоатль берет трубу, но видит, что в ней нет отверстий. Тогда Кецалькоатль зовет червей, чтобы они проделали дырки, а после этого приказывает пчелам и шершням войти в трубу, и она зазвучала.
Услышав звуки трубы, Миктлантекутли разрешает взять кости. Кецалькоатль отправляется за ними, но владыка Миктлана обращается к своим слугам: «Люди Миктлана, боги! Скажите Кецалькоатлю, что он должен их кости оставить». Тогда Кецалькоатль решает ослушаться его и говорит своему двойнику: «Иди, скажи, что я их оставлю». И науаль (двойник) громогласно произнес, что он оставляет их. Затем Кецалькоатль поднимается (объяснение этому будет дано несколько ниже) и берет драгоценные кости; на одной стороне лежали вместе кости мужчины, а на другой — кости женщины. Кецалькоатль взял их и сделал из них две вязанки.
Тогда Миктлантекутли еще раз сказал своим слугам: «Боги, неужели Кецалькоатлю действительно достанутся драгоценные кости? Боги, идите и сделайте яму.» И они сделали это. И Кецалькоатль упал в неё. Он споткнулся, его испугали перепелки. Бог упал замертво, и драгоценные кости рассыпались, и их обклевали перепелки. Когда Кецалькоатль воскрес, он огорчился и спросил двойника, что же ему делать. А науаль ответил: «Раз ничего не получилось, будь что будет.» Он собрал их (кости), сделал их них сверток и отнес в Тамаончан, страну блаженных.
И как только туда пришла богиня, именуемая Киластли, она же Сиуакоатль, она смолола кости и положила их в драгоценный сосуд. Затем Кецалькоатль пролил кровь из своего детородного члена. И сразу же стали совершать обряд покаяния другие боги, а именно Апантекутли, Уиктолинки, Тепанкиски, Тлаллапанак, Цонтемок и шестой — Кецалькоатль. И они воскликнули: «О боги, родились масеуали (простолюдины), потому что ради нас боги совершили покаяние».
Данная запись мифа, конечно, не полна. В ней отсутствуют некоторые звенья. Может быть, это объясняется дефектами записи, может быть, здесь иные, какие-то более глубокие ритуальные причины. Непонятно, например, падал ли Кецалькоатль в обморок один или два раза. Не назван по имени двойник Кецалькоатля Шолотль. А это близнец Кецалькоатля, бог вечерней звезды, планеты Венера. Ночью он переправляет через глубины подземного мира с запада на восток солнечный диск. Поэтому его роль в Миктлане очень определенна. Образ богини Киластли в произведенном обряде вполне уместен, так как она покровительница рожениц.
Этот древнемексиканский катабасис сильно отличается как от античных, так и древневосточных катабасисов (путешествие Инанны/Иштари в царство мертвых и др.). В отличие от других героев, преследующих личные цели, Кецалькоатли отправляется в Миктлан для блага будущего человечества и процветания богов, ибо люди обязаны кормить их. И неслучайно Кецалькоатль называется в молитвах ацтеков «нашим отцом», «нашим творцом».
В изложении мифа присутствуют и сказочные элементы (слепота Миктлантекутли, труба с пчелами и шершнями, перепелки, клюющие кости мертвых).
Имеется один памятник, изобразительного искусства, отражающий, по нашему мнению, тот же миф. Речь идет о большом каменном рельефе из Бильбао, датирующемся 527+/-136 г. до н. э. В центре его помещена гигантская мужская фигура, делающая шаг влево. В правой руке он держит большой нож, в левой — срезанный плод. Ряд деталей его костюма указывает в нем Кецалькоатля. В правом углу скульптуры на небольшом табурете сидит пожилая женщина, владелица подземного царства, прообраз будущих ацтекских богинь Тоси, Сиуакоатль и др. Слева от центрального персонажа находится третий участник. Он смотрит на героя и, кажется, предлагает ему свою помощь. На правой, согнутой в локте и поднятой вверх руке, находится большая кукла — марионетка с раскинутыми в стороны руками. По нашему мнению, этот персонаж — Шолотль, отвлекающий внимание владычицы преисподней.
По краям рельефа расположены плети какого-то вьющегося растения с многочисленными овальными плодами, на которых можно различить глаза, нос и рот. На растении сидит много птиц, усердно клюющих его (перепелки?).
Этот рельеф неоднократно публиковался и комментировался. Последним его истолковывал Парсонс в своей работе о Бильбао. Он отмечает изощренный символизм этого памятника и считает, что здесь изображена церемония магической подготовки игрока в мяч (возможно, руководителя команды перед игрой). По нашему мнению, сюжет рельефа — позднеклассический вариант того же катабасиса Кецалькоатля, только вместо костей здесь антропоморфные плоды, вместо Миктлантекутли с женой — более архаичная владычица подземного царства.
В известном «Кодексе Борджа» содержится очень интересная, но требующая детального изучения и разбора описание катабасиса Кецалькоатля и Тескатлипоки в царство мертвых. Возможно, последующее исследование этой части «Кодекса» поможет и в понимании сцены на рельефе из Бильбао.
Автор статьи — Р.В. Кинжалов (МАЭ РАН)
Источник — «Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича». Серия «Мыслители», выпуск 8. СПб.: Издательство Санкт-Петербургское философское общество, 2001. 300 С.
взято с сайта «Философская антропология».