Музыка мешиков

Без рубрики

Изображение музыкантов. Флорентийский кодекс. ||| 54,7Kb Музыка – была составной частью мешикских ритуалов. Одним из первых европейцев, кто был потрясён ацтекской музыкой, сопровождающей различные обряды, в том числе и ритуалы жертвоприношений, стал Берналь Диас дель Кастильо (1492(96?)-1584), привыкший к совершенно другой обрядовой музыке — христианской. Но более утончённый слух был у францисканского монаха Бернардино Саагуна и доминиканского монаха Диего Дурана (ок.1537 — 1588), более пристально взглянувших на мексиканскую музыку и отметивших уникальные инструменты, с помощью которых достигалось превосходное качество звучания и гармоничность мелодий. В те времена это было совершенно новое звучание для европейца.

Фото тепонастли (тепонацтли) ||| 24,2 Kb У ацтеков существовали специальные заведения для получения музыкального образования — Куикакалли (Cuicacalli) («дом песни»), которые находились при дворцах или были на содержании отдельных кварталов. В доме Мишкоалли (Mixcoalli), собирались вместе игроки на тепонастли (тепонацтли), а также хранились различные приспособления и инструменты для пения и танцев. В Мекатлане (Mecatlan), специальном здании для школы тлапицке, музыкантов, обучали играм на различных музыкальных инструментах, уделяя особое внимание духовым.

Танец ацтекских воинов ||| 66,4 Kb Неразрывно музыка была связана не только с обрядами, ритуалами и танцами, но и с поэзией и чтением гимнов. Само слово, обозначающее поэта (куикани, певец), показывает, что стихотворение и песня были синонимами, так как стихотворение всегда пели или, по крайней мере, декламировали под аккомпанемент музыкальных инструментов. Тексту некоторых стихотворений предшествовала условная запись, показывающая ритм для тепонастли, чьи удары должны были сопровождать декламацию.

Сочинением песен и наблюдением за их исполнением занимались специальные жрецы: Эпоакуакуилли тепиктотон (Epoacuacuilli tepictoton) сочинял песни для храмов и частных домов; Тлапицкатцин (Tlapizcatzin) следил за правильностью сочинения песен богам и если что корректировал их. Многим богам были посвящены гимны. В отличие от Eвропы, где искусство носило эстетическую роль, у Мексиканских культур оно было более одухотворено. Мексиканцы (Ацтеки и другие) больше пели не ради того, чтобы продемонстрировать свои навыки и умения, или для развлечения зрителей, а скорее для умиротворения богов своих предков. Музыка и танцы составляли неотъемлемую часть их обрядов и церемоний. Религия тесно переплеталась со всем, что делали ацтеки в повседневной жизни. В общем, у музыкантов в то время был довольно высокий общественный статус.

Из ацтекского пантеона можно выделить несколько богов, связанных с музыкой и танцами в той или иной степени. Это Уэуэкойотль («Старый, старый койот»), который являлся богом безудержного веселья, песен и танцев. Его часто изображали в антропоморфном облике с музыкальными инструментами в руках. В качестве его ипостаси выступал и Макуильшочитль («5 цветок») в роли покровителя искусств, бога музыки и танцев. Однако Макуильшочитль сам был ипостасью — у Шочипилли («Владыка цветов»), который был покровителем певцов и музыкантов, их богом. В то же время, сам Тецкатлипока (один из главных богов науа) был связан непосредственно с музыкальным инструментом, а именно с флейтой. Его имперсонатор, представляя самого Тецкатлипоку, целый год играл на флейтах, а перед жертвенным алтарём разламывал их.

Музыка ацтеков, от которой ничего не сохранилось до наших дней, так как она не была записана, не была богата ресурсами. Из основных было несколько духовых инструментов, морская раковина, труба, флейта, свисток и — что наиболее важно — ударные инструменты: вертикальный барабан (уэуэтль) и двузвучный деревянный гонг (тепонастли). Наиболее популярными у индейцев были всё же тепонастли, ритм которого сопровождал почти все танцы, и разнообразные флейты. Исследователями было сделано такое наблюдение — музыка древних Мексиканских цивилизаций звучала пентатонно (звукоряд содержал пять ступеней в пределах октавы): ля, до, ре, ми, соль.

Примеры музыкальных композиций:

nahuaadoracionalsol.au — 1,47 Mb

nahuacaracolazteca.au — 673 Kb

nahuacascabelesysonajas.au — 992 Kb

nahuaflautaazteca.au — 406 Kb

Список музыкальных инструментов мексиканцев (на науатле):

Айакатли (Ayacahtli или Ayacaztli) — погремушка в форме сосуда (из тыквы) с семенами, бусинками и галькой внутри.

Айотль (Аyotl) — панцирь черепахи, с парой зубцов (с внутренней стороны) по которым ударяли оленьими рогами.

Атекоколи (Atecocoli или Atecuculli) — большая перфорированная раковина моллюска, играли на ней как на трубе.

Какалачтли (Cacalachtli) — глиняная погремушка.

Кикистли (Quiquiztli) — труба из раковины моллюска.

Койолли (Coyolli) — колокольчики сделанные из различных материалов, включая глину, ореховые скорлупы, сушенных фруктов (плодов); танцоры носили их на ожерельях, браслетах, и надевали их на сандалии.

Коколоктли (Cocoloctli) — флейта, которая издавала гудящий звук. Двойная четырёхдырочная тростниковая флейта, связанная около мундштука (где дуть) лентой, которая держит яйцо паука (sac); это яйцо и является источником гудящего звука.

Омичикауастли (Omichicahuaztli или Omichitzicahuaztli) — кости оленя с насечёнными полосками, играли ими, «царапая» (скобля) их по костям меньшими по размеру.

Теккистли (Tecciztli) — духовой инструмент, сделанный из раковины или кости.

Текомапилоа (Tecomapiloa) — барабан из тыквы, ударяемый палками с каучуковыми наконечниками; использовался женщинами.

Тепонастли (Teponaztli или Teponaxtle) — пустотелый деревянный цилиндр, лежащий на боку, ударяли по нему молотками с каучуковыми наконечниками, производя два удара.
Фото тепонастли (тепонацтли) ||| 24,2 Kb тепонастли (Тепонацтли) ||| 20,5 Kb

Тепускикистли (Tepuzquiquiztli) — медная труба; до изобретения меди данную трубу изготовляли из дерева или очень большой тыквы.

Тецилакатль (Tetzilacatl) — медный или каменный гонг.

Тлапицалли (Tlapitzalli) — трёхдырочная вертикальная флейта, сделанная из кости или глины.

Уилакапицтли (Huilacapitztli) — окарина, маленькая флейта или дудка, имеет шаровидную форму, обычно имитирующую животное.

Уэтль (Huehtl или Huehuetl) – цилиндрический деревянный барабан на трех ножках; с одной стороны был обтянут кожей животного, второе отверствие оставалось открытым. Ставился вертикально и играли на нём пальцами. Вместо древесины для его изготовления могла использоваться глина. Наиболее уважаемый у индейцев инструмент.
Уеуетль - ацтекский вертикальный деревянный барабан ||| 50,9 Kb

Цикауастли (Tzicahuaztli) – погремушка.

Чикауастли (Chicahuaztli) — длинные палки-погремушки зазубренные на концах, использовались только в религиозных церемониях.

Чилилитли (Chililitli или Chililihtli или caililiztli) — медные диски корнет, флейт, раковин моллюсков и металлического гонга, по которым били молотком из сосны.

Чичитли (Chichitli) — флейта.


Использованы материалы сайтов http://www.ancientsites.com и http://mexico.udg.mx,
а также книги «Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы», Жак Сустель, М., Центрполиграф, 2003 (Jacques Soustelle «Daily life of the Aztecs»).

.