Источник – «Источники и историография по антропологии народов Америки» / Отв. ред. М.Ю. Мартынова, Е.С. Питерская, Д.В. Воробьев. 2-е, дораб. изд. М.: ИЭА РАН, 2017. — 380 с. : ил. C. 230-247.
Резюме: Статья посвящена неосуществленному проекту по прокладке трансконтинентального телеграфа. Это эпохальное событие в истории взаимоотношений России и США в XIX столетии. РATЭ оставила определенный след в истории. Материалы, оставленные участниками экспедиции, правомерно рассматривать как единый комплекс источников. Многие из них содержат ценные этнографические и исторические данные.
Abstract: The article is devoted to an unrealized project for laying the transcontinental telegraph. This landmark event of the history of relations between Russia and the United States in XIX century. RATE left a defiite mark on history. Materials, submitted by members of the expedition, are rightly considered as an indivisible complex of sources. Many of them contain valuable ethnographic and historical data.
Ключевые слова: телеграф, Русская Америка, Британская Колумбия, экспедиция, межкультурная коммуникация, аборигенное мостостроение
Key words: telegraph, Russian America, British Columbia, expedition, crosscultural communication, indigenous bridge-building
В 1865г. американская Телеграфная Компания Вестерн Юнион запустила масштабный международный проект по прокладке телеграфной линии, которая, по задумке, должна была соединить Америку, Азию и Европу. Эта линия должна была стать альтернативой строящемуся трансатлантическому телеграфу. К тому времени телеграф был уже проложен от Вашингтона до Тихого Океана, а также от Москвы до Прибайкалья, и оставалось протянуть провода, не много, ни мало, от Нью-Вестминстера до Иркутска [i] через Британскую Колумбию, тогда еще русскую Аляску и восточную Сибирь. Проект был оценен как «один из самых грандиозных мероприятий столетия» [Кеннан 1896: 9], требовал огромных капиталовложений, но поначалу выглядел настолько перспективным, что акции ВЮ в короткий срок были раскуплены по трехкратной стоимости [Там же:18].
Сама идея установки связи между русской и американской столицами зрела уже давно. В 50-х г.г. XIXв. российское правительство рассмотрело несколько предложений по прокладке трансконтинентального телеграфа, однако они были отклонены. Между тем возникала потребность в осуществлении подобного проекта. Незаурядную настойчивость в продвижении идеи об обустройстве телеграфной связи между Россией и США проявил американский предприниматель Пери Коллинз, путешествовавший по Сибири в 1850-х гг. Коллинз был убежден в необходимости торговой экспансии США в район Приамурья, и сумел убедить американские правительственные круги в целесообразности этого проекта. Параллельно он вел переговоры с российскими и британскими дипломатами, а также с Х.Сибли, главой ВЮ, компании, владевшей крупнейшей телеграфной сетью Америки. Наконец, в 1863г. проект Коллинза был одобрен всеми сторонами, и договоры подписаны. Одновременно с этим было принято решение об организации совместной научной экспедиции для изучения местностей, по которым будет проложен телеграф. Особо заинтересованно в научных изысканиях было американское правительство, которое на тот момент рассматривало предложение России о продаже Аляски и изучало вопрос о целесообразности ее приобретения. [Постников 1997]
ВЮ идеально подходила на роль подрядчика, как компания, безупречно зарекомендовавшая себя стремительным развитием телеграфа в западных штатах. Руководить проектом Коллинз пригласил полковника Чарльза Балкли, у которого уже был подобный опыт – во время Гражданской Войны в США Балкли управлял военным телеграфом. Будучи человеком военным, Балкли разделил экспедицию на инженерные корпуса и строительные дивизионы [Robb 1968: 23]. Подготовка и формирование научной секции экспедиции проходила в Смитсоновском Институте. Начальником ее был назначен молодой ученый Роберт Кенникот, уже имевший небольшой экспедиционный опыт в высоких широтах (1860-1861г.г. экспедиция по р.Маккензи и р.Поркупайн). Кроме него в состав научной секции вошли несколько ученых естественно-научных направлений: ботаник Дж.Ротрок, энтомолог Фердинанд Бишов, зоологи Чарльз Пис и Генри Элиот, палеонтолог Генри Банистер и малаколог Вильям Долл. Позже к ученым присоединился Фредерик Вимпер, который стал художником аляскинской партии.
Несмотря на столь ответственный подход и длительную, детальную подготовку к осуществлению главной поставленной задачи экспедиции, проект Русско-Американского телеграфа потерпел полный провал. Уже с самого начала строители столкнулись с немалыми трудностями, связанными с суровыми климатическими условиями и сложностью рельефа. Например, Эдвард Конвей, проводивший исследования в Британской Колумбии, поначалу был шокирован тем, что эта местность вообще не пригодна для какого-либо строительства. На Аляске рабочим приходилось разгребать снег и разводить костры, чтобы отогреть промерзшую землю, иначе вкопать телеграфные столбы было просто невозможно. Возникали проблемы и с обеспечением рабочих продовольствием. Строители и разведчики переносили все тяготы первопроходцев Севера, были случаи обморожения и истощения. Между тем, в июле 1866г. конкурирующая Англо-Американская Телеграфная Компания благополучно завершила прокладку кабеля по дну Атлантики, тем самым решив задачу быстрой информационной связи между Америкой и Европой. Эта весть не сразу дошла до строителей ВЮ, поэтому они продолжали вести работы. Были проложены сотни километров просек, установлены тысячи столбов, однако к февралю 1867г, когда проект был признан нерентабельным и остановлен, связь действовала только на нескольких локальных участках: от Нью-Вестминстера до Квеснелла в Британской Колумбии и в Приамурье от Иркутска до Сретенска [ii] и от Николаевска-На-Амуре до Де-Кастри [Wilcocson1996:112].
Илл.1 Русско-американский телеграф в 1867г. [Wilcocson 1996: 1]
Итак, проект потерпел крах, цели так и не были достигнуты, однако в ходе РАТЭ были собраны многочисленные материалы, которые и на сегодняшний день представляют интерес для научных исследований, в частности исторических и этнографических. В сообщениях участников экспедиции, как ученых, так и инженеров, содержится немалое количество сведений, достойных анализа. В отечественной историографии тема этнографической ценности материалов РАТЭ не рассматривалась, однако исследователи периодически обращались к материалам этого комплекса источников (например, Г.И. Дзенискевич, А.В.Зорин). Также было проведено исследование исторической значимости РАТЭ в деле продаже Аляски США [Постников1997]. В отечественной науке экспедиции уделено крайне мало внимания, так например, в статью В.Морева «Сибирский телеграф во второй половине XIX в.» вкралась фактическая ошибка, заимствованная из старого советского источника. В ней сказано, что этот проект Коллинза был отклонен, что не соответствует исторической действительности [Морев 2010: 24]. В свежей работе этого исследователя, базирующейся на ставших доступными в последние годы источниках, эта ошибка была исправлена, в ней рассматривается участие американских партнеров в развитии сибирского телеграфа. [Морев 2015] В американской и канадской историографии существует целый ряд публикаций, посвященных РАТЭ.
Рассмотрим в общих чертах состав инженерных корпусов и географию маршрутов, пройденных за несколько лет строительными и разведывательными отрядами РАТЭ.
Как уже было сказано, в составе экспедиции действовала организованная Смитсоновским Институтом научная секция. Основные силы науки были «брошены» на Аляску, так как американцы планировали приобрести у России колонии и были заинтересованы в сборе достоверных сведений о территории Русской Америки. Сюда летом 1865г. прибыл Кенникот со своей группой. В Британской Колумбии, еще до начала масштабных строительных работ, с 1864г., научными изысканиями занимался Ротрок.
Корпусом Британской Колумбии руководил Франклин Поуп. Он, совместно с Эдвардом Конвеем и Бленкинсопом, совершил несколько экспедиций по малоизведанным областям от р.Фрейзер через оз.Стюарт и оз.Такла к верховьям р.Скина и далее к р.Стикин. Строительный отряд Конвея прокладывал линию от Нью-Вестминстера к Квеснелу вдоль р.Фрейзер. Отряд Томаса Элвина двигался с юга на север, от р.Фрейзер к р.Балкли и р.Скина, где телеграфисты основали свою базу – Хазелтон. Им навстречу двигался отряд Чарльза Морисона, этот инженер также поднялся по р. Стикин, до места, где была основана еще одна база – Телеграф-Крик. Хоррак Коффин прошел по рекам Скина и Насс. Мэнсон, Лафорк и Германсен совершили переход от Хазелтона к оз.Виллистон. Элвин и Байрнес совершили экспедицию от Телеграф-Крик на север, к верховьям Юкона, где, как предполагалось, в дальнейшем должны были встретиться строительные отряды Британской Колумбии и Аляски и соединить проложенные провода в одну линию. [Wilcocson 1996: 47]
Руководителем инженерных работ на Аляске был Вильям Эннис. Собственно его отряд занимался разведкой местности от Уналаклита до порта Кларенс. Отряды Либби и Чаппела исследовали полуостров Сьюард. Подводный кабель предполагалось проложить через Берингов пролив от порта Кларенс к Чукотке. Отряд Джорджа Адамса прокладывал просеку от Уналаклита в сторону Нулато. [Ibid: 99] Балкли лично назначил Кенникота на пост Начальника Исследований в Русской Америке, таким образом подчинив ему все партии и отряды на Аляске. Баннистер оставался в редуте Св.Михаила, но вскоре, по болезни, вынужден был покинуть Аляску [Постников 1997]. Кенникотт со своей группой перешел с побережья зал. Нортон на Юкон в русский пост Нулато, где велась подготовка к дальнему путешествию вверх по Юкону, к британским владениям, на встречу Поупу. После внезапной смерти Кенникота в мае 1866г., полномочия руководителя научной секции принял Вильям Долл. Разведывательный отряд Лабаржа и Кетчума в сопровождении Ивана Семеновича Лукина, который, фактически, и руководил этой партией, совершил несколько походов вверх по Юкону.[iii] Крайней точкой их маршрута стал форт Селкирк. Этим же путем двигалась партия Долла и Вимпера – именно эти люди оставили наиболее полные сведения о туземцах Аляски. Они поднялись до форта Юкон, где встретившись с Кетчумом и Лабаржем, сплавились по Юкону к редуту Св.Михаила. На обратном пути они получили известие о закрытии проекта РАТЭ и распоряжение сворачивать исследования. Однако, по завершении экспедиции, Долл провел на Аляске еще несколько лет, занимаясь научными изысканиями и обработкой собранных материалов.
В дальневосточной Сибири проектом руководил русский майор Серж Абаса. Его отряд совершил поход по Камчатке. На побережье Чукотки несколько десятков километров телеграфной линии проложили строители Джека Келси, однако труды их были напрасны, линия так и не была подключена. В районе Анадыря работали отряды Макрея и Ричарда Буша. На побережье Охотского моря действовали отряды Кеннана (Гижига-Ямск), Алекса Арнольда (Ямск-Охотск). Буш и Джеймс Махуд прошли по побережью от низовий Амура до Гижиги. [Wilcocson 1996: 116] В Приамурье линию прокладывали русские телеграфисты, изыскания проводил военный инженер Д.И.Романов [Морев 2015: 11, 15]. Полковник Балкли во время экспедиции совершил краткосрочные визиты в порты Аляски и Дальнего Востока, больше времени он провел в Британской Колумбии. Инициативный Перри Коллинс собирался сам заняться научными изысканиями на Аляске и в Сибири, однако получил категоричный отказ от русского министра почты и телеграфа [Постников 1997].
Большинство этнографических данных, накопленных в ходе РАТЭ, содержится, конечно же, в материалах научной секции, одной из задач которой был сбор сведений о народах, населяющих районы, где планировалось проложить кабель. Но отдельные, порой весьма любопытные, сведения обнаруживаются в сообщениях инженеров и других членов РАТЭ. Начальникам партий было дано предписание, в ряду прочего, «собрать сведения относительно… обитателей посещаемых ими стран» [Кеннан 1896: 20].
Комплекс источников, связанных с РАТЭ, весьма обширен. Это рапорты и другая корреспонденция, дневники и мемуары участников экспедиции, рисунки и карты, монографии и публикации в научных журналах, коллекции предметов материальной культуры. Часть источников были опубликованы: это ряд монографий и статей Долла [Dall 1877; 1885; 1895; 1897; 1898], полевые журналы Энниса [Ennis 1954] и Адамса [Adams 1956; 1982], книги о путешествиях Кеннана [Кеннан 1896; Kennan 1970], Буша [Bush 1871], Вимпера [Whimper1868]. По итогам экспедиции, Вимпер также опубликовал отдельную статью о народах Аляски [Whimper 1896]. К рассматриваемому комплексу источников, можно с уверенностью отнести и две монографии Коллинса об изысканиях в Сибири и на Амуре, изданные еще до начала РАТЭ, однако напрямую связанные с этим проектом [Kollins 1860a,b].
Многие материалы РАТЭ до сих пор не издавались и хранятся в различных архивах. В Смитсоновском Институте, организовавшем научную часть работ экспедиции, материалы РАТЭ собранны в отдельную архивную коллекцию (Western Union Telegraph Expedition Collection, 1865-1867). Здесь хранится корреспонденция и документация Ч.Балкли, С.Абасы, Г.Баннистера, Р.Кенникота, В.Долла, Р.Буша, Д.Дайера, Г.Эллиота, В.Энниса, Г.Фишера, Д.Кеннана, Ф.Кетчума, Д.Махуда, К.Макрея, Д.Нортона, Д.Робинсона, Д.Ротрока, Э.Смита, Ф.Вестдала, Ф.Вимпера, Д.Райта. Многие материалы хранятся в Провинциальном Архиве Британской Колумбии. Это большая часть журналов и корреспонденции Ч.Балкли [PABC: Bulkley Journal..], письма и дневники Э.Конвея [PABC: Conway Diaries..; Letterbook..], Ф.Ламба [PABC: Lamb Letters..], Д.Ротрока [PABC: Rothrock Letters..], Ф.Смита [PABC: Smith Diaries..] Часть документов Кенникота хранится в Архиве Северо-Западного Университета [NWUA, Kennicott and Bannister Papers]. Отдельные документы находятся в Портлэндской библиотеке и в Вашингтонском Университете в Сиэтле [Adams – Diary…1866–1867].
Этнографическая коллекция Вимпера хранится в Британском Музее в Лондоне. Коллекция состоит, по меньшей мере, из нескольких десятков артефактов, собранных у аляскинских атапасков и эскимосов, алеутов, береговых сэлишей.
Илл 2. Предметы из коллекции Фредерика Вимпера, собранные на Аляске во время экспедиции (Британский Музей). Сверху вниз: снежные очки коюконов из дерева; рукавицы атапаскского типа; курительная трубка коюконов.
Выше приведены имена далеко не всех участников экспедиции, которые оставили, или могли оставить записи и другие документы, представляющие потенциальный интерес для исследований. Не исключено, что часть архивных материалов еще вообще не попадали в фокус науки.
Надо отметить, что все опубликованные источники – это материалы участников сибирской и аляскинской партий РАТЭ. Среди материалов партии, работавшей в Британской Колумбии, полностью до сих пор не опубликован ни один источник. Фрагменты их включены в зарубежные работы, посвященные истории РАТЭ и освоению территорий Британской Колумбии. На русский язык еще в XIXв. была переведена и издана книга Дж.Кеннана «Кочевая жизнь в Сибири. Приключения среди коряков и других инородцев» [Кеннан 1896]. Ряд статей, содержащих этнографические сведения оставил Д.И.Романов, часть материалов для которых, очевидно, были собраны во времена РАТЭ [Библиографию см.: Брокгауз, Ефрон а]. Автором данной статьи переведены фрагменты из книги Ф.Вимпера «Путешествие и исследования на территории Аляски» [Вимпер 2015].
В отличие от технических задач, РАТЭ можно считать весьма продуктивной в отношении исследовательских достижений, учитывая труднодоступность многих исследованных районов. Участники экспедиции оставили обширное наследие для этнографов. Весьма значимы некоторые источники этого комплекса и в плане исторической ценности. Так, например Долл и Вимпер приводят независимые данные о нападении индейцев коюконов на пост Нулато в 1851г. Собранные ими сведения являются одними из немногочисленных источников по этому историческому эпизоду [Зорин 2012].
Но не все материалы комплекса источников РАТЭ можно назвать кладезем этнографических сведений. Так, например, Вильям Эннис решил наняться на службу в ВЮ и отправится на Аляску руководствуясь желанием познакомится с жизнью незатронутых цивилизацией народов. Находясь в Калифорнии, он писал: «Предприятие такого размаха должно быть полно приключений. Мысли о путешествии по Арктическим районам, где я смогу увидеть эскимосов, сам познакомится с их образом жизни, способами охоты и обычаями, побудили меня обратиться в Компанию. С этими твердыми намерениями я устроится на службу» [Ennis 1954a: 3]. Однако, вскоре его энтузиазм пропал. Вместо романтических приключений, Аляска встретила Энниса морозами, снегом и ветрами в практически незаселенных арктических пустошах. В этих суровых условиях приходилось выполнять поставленные Компанией задачи, и, вероятно, у путешественника не хватило сил и времени реализовать свои замыслы. В его журнале нет описания ни охот, ни быта эскимосов. Хотя ему неоднократно доводилось быть свидетелем эскимосских праздников, Эннис не оставил практически никаких личных наблюдений и ограничился цитированием Л.П.Загоскина, добавив, что в 1866г. он наблюдал все то же самое, что и русский исследователь в 1842г. [Ennis 1954b: 158]. Но и из столь скудных в этнографическом плане сообщений можно сделать определенные выводы. В данном случае просматривается отсутствие культурной динамики у автохтонов Аляски в указанный временной период.
Переходя к вопросу о том, как складывались отношения между участниками РАТЭ и туземным населением, следует перечислить те группы автохтонов, с которыми контактировали исследователи и строители. В Британской Колумбии это были прибрежные и внутриматериковые группы сэлишей, обитающие по р.Фрейзер, атапаски (кэрьер, бабин, талтан), прибрежные и внутриматериковые цимшиан (гитксан). На Аляску участники экспедиции добирались морем, и еще по пути к районам проведения работ, некоторые из них контактировали с тлинкитами. По понятным причинам, контакты с индейцам Северо-Западного Побережья был краткосрочны, и потому сведения о них скудны. На Аляске же контакты с индейцами и эскимосами были весьма активны. В силу этого, а также того, что именно на Аляску была направлена большая часть научной секции, сведения о них в материалах РАТЭ представлены наиболее полно. Это эскимосы юпик и инупиак, а также атапаскские группы (ингалики, коюконы, танана, кучины). Из сибирских народов в материалах РАТЭ упомянуты или описаны коряки, сибирские юпики, чукчи, якуты, эвенки.
К середине 1860-х г.г., то есть на момент начала экспедиции, практически все группы автохтонов Америки, с которыми контактировали ученые и строители РАТЭ, были уже хорошо знакомы с европейцами. Исключение составляют, пожалуй, атапаски танана, которые до этого времени оставались в изоляции и контакты их с русскими и британскими торговцами носили эпизодический характер. Другие группы внутренних районов, по которым проходила экспедиция, вступили в регулярные контакты с европейцами, в среднем, в предшествующие два-пять десятилетий. Контакты европейцев с прибрежными индейцами и эскимосами начались раньше. Во время проведения РАТЭ туземные народы еще не были подвергнуты серьезной аккультурации и многие полностью сохраняли традиционную культуру, однако все уже были вовлечены в товарно-обменные отношения с коммерческими компаниями (РАК и КГЗ).
Предшествующие экспедиции полтора десятилетия нельзя охарактеризовать как полностью мирный и спокойный период межкультурного взаимодействия. Нападение коюконов на Нулато в 1851г. уже упоминалось выше. В том же году тлинкиты чилкат сожгли форт Селкерк в верховьях Юкона [Зорин 2014]. В Британской Колумбии в 1864г., то есть за год до начала экспедиции, чилкотины начали убивать рабочих, строящих железную дорогу в районе форта Александрия, вспыхнула краткосрочная индейская война. Эти события застал будущий художник аляскинской партии РАТЭ Ф.Вимпер. Полковник Балкли считал, что экспедиция должна состоять преимущественно военных чинов. По его мнению, такая организация позволяла эффективно контролировать взаимоотношения с индейцами. Для охраны строительных лагерей им были организованы вооруженные караулы [Robb 1968: 23].
В Сибири также возникали опасения относительно возможных столкновений с некоторыми группами «инородцев», которые еще мало были подвержены аккультурации. Так, немецкий ученый Рихард Андрэ, считавший проект РАТЭ перспективным, писал: «дальше к северу у телеграфа будет враг в образе людей. На Беринговом море живут дикие племена чукчей, атагулов и катюрсов, которые не признают никакую верховную власть и российское господство над которыми, учитывая недоступность этих земель, может сохраняться лишь на словах. Следовательно, телеграф на этом участке пришлось бы строить под охраной вооружённой власти и поддерживать его с помощью военных постов. Частично обойти эти препятствия можно, проложив другую линию» [Andree 1867: 19]. [iv] Вероятно, свежи еще были воспоминания о продолжавшихся полтора столетия чукотских войнах, завершившихся к концу XVIII в. К середине 1860-х чукчи не были окончательно вовлечены в ясачную систему налогообложения и были опасны.
Руководством проекта РАТЭ был взят курс на избегание конфликтов с аборигенами и сотрудничество с ними на коммерческой основе. Полковник Балкли предписывал следующее: «договариваться с индейскими племенами о предоставлении рабочей силы и припасов и придерживаться с ними таких отношений, которые обеспечат их помощь в дальнейшем выполнении нашей работы» [Постников 1997]. «К туземцам следует относиться с предельной добротой и вниманием, а также, по возможности, привлекать их к работам. Рассчитываться с ними следует самым честным образом … распивать спиртные и хмельные напитки в лагерях запрещено, и ни при каких обстоятельствах они не должны попасть к туземцам» [Robb 1968:32]. Конвей поручил бригадиру Либби: «с туземцами следует обходиться хорошо, и ваши люди ни при каких обстоятельствах не должны им ничего навязывать» [Conway in Wilcocson 1996: 33]. Российскими властями наблюдать за ходом работ в Америке был отправлен П.Аносов. Одной из его задач было блюсти «как соблюдение справедливых интересов Компании, так в особенности сохранение дружелюбных и беспритязательных отношений ея с местными жителями» [Постников 1997]. Из этих сообщений видно, что избегание конфликтов с туземцами было вопросом первостепенного порядка. Такая политика оказалась успешной.
Индейцы и эскимосы нанимались проводниками отрядов, обменивали еду и предметы традиционных ремесел на европейские товары, предоставляли жилье и собак для транспорта и всячески содействовали как строителям, так и ученым. В сибирские отряды на работы нанимались якуты на годовой оклад в 60 рублей (чукчи, коряки и тунгусы были менее «трудолюбивы» с точки зрения военных и инженеров) [Wilcocson 1996: 119]. Индейцы тихоокеанского побережья устраивались носильщиками и гребцами на р.Фрейзер и р.Скина. В отряде Конвея было 85 индейцев (хайда, цимшиан, бела-бела, бела-кула и др.), причем, отмечается, что индейцы держались особняком и подчинялись своим руководителям, а также, что они были более дисциплинированы и лучше организованы, чем белые (105 чел) и китайские рабочие. [Ibid: 52-53]. Во внутренних районах Британской Колумбии также поднимался вопрос о привлечении индейцев непосредственно к строительным работам. Весной 1865г., когда индейцы из множества отдаленных деревень собрались на большой праздник, Конвей предложил нанимать их на оклад 15 долларов в месяц (такую же низкую плату получали и рабочие-китайцы) [Ibid: 35], однако позже, познакомившись ближе с ментальностью индейцев, он отказался от этой идеи, поняв, что «индейцев вообще невозможно никак поставить в подчиненное положение. Они будут работать, когда … останутся без еды, но предпочитают бездельничать» [Ibid: 40]. Аналогичную характеристику дал индейцам верховий Юкона Ф.Кетчум: «в силу их привычек и т.д. они совершенно не приспособлены к тяжелому труду любого рода» [Ibid: 88]. В этих сообщениях четко просматривается культурный контраст между индейцами Северо-Западного побережья и субарктическими атапасками внутренних территорий, а также разрыв в степени аккультурации и интеграции разных групп автохтонов в цивилизованную экономическую систему во времена экспедиции.
Многие участники РАТЭ особо отмечали дружественный прием и помощь, которую оказывали им туземцы. Помимо дружелюбного отношения, коренные народы проявляли и интерес к достижениям цивилизации. Вимпер отмечал, что юконские индейцы собрали целый отряд, чтобы удовлетворить свое любопытство и посмотреть на маленький пароход, который должен был подняться по Юкону [Whimper 1868: 188]. У некоторых туземцев было сформировано вполне четкое представление о целях проводимых работ. Так, один береговой чукча по имени Енох, на вопрос, знает ли он, зачем нужна установка столбов и проводов, ответил: «[чтобы] один маликан [американец] из бухты Провидения говорил с любым маликаном в Сан-Франциско» [Ibid: 92].
Можно с уверенностью констатировать, что межкультурный контакт во время проведения РАТЭ носил позитивный характер. Однако, во время экспедиции возникали напряженные ситуации. Так, например, в Британской Колумбии бабины не разрешили рабочим возводить мост через р.Балкли, опасаясь, что это помешает подниматься по реке лососю, который являлся сезонной основой их рациона. Шаман бабинов заявил также, что «все птицы и животные, которые пересекут линию проводов сверху, или снизу, тотчас же умрут» [Morison in Wilcocson 1996: 53]. Только после длительных переговоров индейцы и строители пришли к консенсусу (см.ниже). На Аляске индейцы, сопровождавшие отряд Адамса, были обеспокоены исчезновением в окрестностях просеки стад карибу, и, вполне объективно, видели причину этого в строительных работах. Адамс пишет: «17 марта. К нам возвращаются северные олени. Но они не желают быть убитыми и не подходят близко. Индейцы считают, что телеграфная линия является причиной нехватки оленя. Если из-за этого индейцы создадут нам неприятности, то нам, видимо, придется бросить строительство линии и самим пойти охотится для индейцев» [Adams 1956: 299]. Таким образом, несмотря на интерес к новшествам, индейцы ощущали в инновациях угрозу их миру. В обоих эпизодах видна озабоченность охотников и рыболовов возможным исчезновением главных пищевых ресурсов — лосося и карибу.
Илл 3. Загонная охота коюконов на оленя карибу. Рис. Фредерика Вимпера.
Тревожность, вызванная грядущими переменами, оставила отпечаток в памяти аборигенов. В 1920-х гг. индеец Джон Браун из народа бабинов рассказывал: «до наших людей дошли новости о приближении matask mtu’ls, говорящих проводов. Они были уже недалеко. Люди забеспокоились. Все, что было известно об этом, это то, что они рассказывают о многих вещах и раскрывают тайны. Кто-то сказал: «любой человек, который пожелает знать все о другом человеке может с легкостью сделать это. Стоит только прикоснуться к проводу, и провод раскроет все, ничего не оставив в тайне …» Многие люди встревожились, узнав о приближении этого нового монстра» [Wilcocson 1996: 55].
Несколько напряженная ситуация сложилась во время пребывания аляскинской партии экспедиции на о.Ситка, еще по пути на север. Корабль, на борту которого находились участники экспедиции, был окружен тлинкитскими каноэ, это вполне штатная ситуация, вероятно, индейцы желали завязать торговлю. Однако, один из флотских офицеров приказал матросам отогнать индейцев от судна при помощи водяной помпы. Разумеется, это оскорбило краснокожих, и вскоре возмущенные такой наглостью вожди стали открыто выказывать недовольство произошедшим, что весьма встревожило участников экспедиции, опасавшихся конфликтов с индейцами. По распоряжению полковника Балкли, соблюдавшего мирную политику Компании, на следующий день офицеры, при параде, торжественно приняли на борту судна «Золотые Ворота» делегацию тлинкитских вождей. Для индейцев был устроен большой банкет и таким образом конфликт был улажен [Ennis 1954b: 149].
Как в случае с мостом через р.Балкли, так и других ситуациях, участники экспедиции проявляли корректное поведение в общении с аборигенам, поэтому разногласия и незначительные напряжения в отношениях если и возникали, то не развивались до серьезных конфликтов. В качестве примера накала психологической атмосферы экспедиции, можно также привести случай распространения по Аляске слухов о нападении на научную партию военного отряда коюконов, которые в глазах путешественников выглядели особенно свирепыми. Слухи, к счастью, оказались ложными [Whimper 1868: 188]. Немалую роль в установлении мирных отношений экспедиции с малоконтактными группами атапасков на Аляске сыграли служащие и вольнонаемные РАК. Так, отряды Кенникота, Кетчума и Лабаржа, Дола и Вимпера сопровождали креол И.Лукин и коюкон из Нулато Уноолук (в крещении Кирилл).
Согласно сообщениям Поупа, в горах Британской Колумбии никаких проблем при встречах разведывательного отряда с кочующими группами индейцев не возникало. Такие случайные контакты носили мирный характер, ведь индейцев всегда ожидал «щедрый ‘потлач’ в виде табака» [Pope in Neering 1989: 58].
Похоже, единственный случай, когда строителям пришлось хвататься за оружие произошел на Аляске, в отряде Адамса. Один из индейцев[v] обменял деревянное блюдо на плитку прессованного табака, однако, спустя некоторое время решил, что обмен был не равный и потребовал вернуть ему блюдо, на что получил отказ. Тогда туземец украл кухонный нож и сбежал. Офицеры догнали его и, приставив к голове револьвер, вынудили вернуть украденный нож [Adams in Wilcocson 1996: 100]. Этот частный случай, скорее исключение, вызванное несовпадением представлений о честной сделке у европейцев и индейцев.
По некоторым материалам РАТЭ можно проследить каналы культурной диффузии и донорно-реципиентные связи в сфере как материальной, так и духовной культуры. Так, например, Долл отмечал, что коюконам понравились некоторые американские песни, которые они услышали от путешественников, и вскоре индейцы разучили эти мелодии и включили в свой собственный «репертуар», причем, по словам Долла, эти песни «теперь можно услышать из уст почти каждого индейца на Юконе» [Dall 1897: 198]. Исследователи, в свою очередь, заимствовали элементы арктического и таежного адаптивных аборигенных комплексов, которые в дальнейшем использовались путешественниками при освоении высоких широт. Это и туземная теплая одежда, и средства транспорта (собачьи упряжки, каноэ). Вимпер, например, оставлял рекомендации будущим исследователям использовать на таежных реках не кожаные лодки, а берестяные каноэ, как наиболее удобные лодки для этих акваторий [Whimper 1868: 212]. Вспомним, что одной из причин, заставивших Л.П.Загоскина окончить экспедицию вверх по Юкону летом 1842г., было неудобство использования на этой реке кожаных байдар (это элемент приморских адаптаций, обслуживание кожаных лодок требует постоянных обработок покрышки большим количеством жира).
Что касается характера собственно этнографических данных в материалах научной секции РАТЭ, то они были актуальны для своего времени. Это описания быта и материальной культуры, способов охот и рыбалки, некоторых традиций и обычаев. Есть свидетельства праздников, шаманских камланий. Были проведены попытки зафиксировать некоторые из многочисленных песен туземцев. Так Долл приводит примерный перевод индейской колыбельной [Dall 1897: 199], а Вимпер сделал даже нотную запись одной из песен [Whimper 1868: 233], что для того времени было новационным решением. Однако, степень изученности аборигенных языков на тот период не позволяла проводить глубокие исследования духовной культуры, как то мифологии и религиозных представлений. По этой же причине, вероятно, обделены вниманием вопросы социальной организации автохтонных групп.
Одним из главных направлений этнографических исследований научной секции РАТЭ было выявление родства между различными группами туземцев. На тот период этот вопрос оставался открытым. Доллом были составлены обширные сравнительные словари атапаскских и эскимосских наречий [Dall 1897: 547-575]. Проведенная этим ученым работа – одна из первых, положивших начало системным лингвистическим исследованиям аборигенных языков внутренних территорий Аляски. Вимпер также составил словник языка коюконов, а также включил в свою работу словник кучинов, составленный Кенникотом еще в во время его первой экспедиции на Юкон (1860-1861) [Whimper 1868: 182-185].
В книгах Долла и Вимпера, посвященных их путешествию по Юкону, в ряду прочего, немалое место занимают личные впечатления, полученные от общения с индейцами и эскимосами. Например, Вимпер оставил следующую характеристику индейцев Юкона: «я уверен, что это самые бесхитростные индейцы, которых можно встретить сегодня. Их лица были ярко раскрашены, длинные волосы украшены перьями, а головы на затылке покрыты красной глиной и обсыпаны мелкими пушистыми перышками. Куртки с двумя хвостами, панталоны из оленьей кожи, пояса и огневые сумки – все это богато украшено по краю и аккуратно расшито бисером. Они показались мне эталоном североамериканских индейцев, о которых я читал в книгах, но никогда не встречал» [Whimper 1868: 210].
Идейцы Британской Колумбии описаны как миролюбивые. Эдвард Конвей рапортовал полковнику Балкли: «Индейцы кэрьеры населяют земли между Квеснелом и озером Трэмбл …. Вполне вероятно, что [их численность] не превышает 400; они очень миролюбивы, и я полагаю, трусливы. Индейцы бабины населяют земли близ озера Бабин и верховья реки Скина. Их численность около 1000, и по всем известным отзывам они – совершенные негодяи, и дела с ними следует вести с крайней осторожностью. Вожди имеют репутацию весьма дружелюбных людей. Мой отряд предвкушал возникновения проблем с этими индейцами, но все обошлось, и они расстались с туземцами в очень хороших отношениях. Индейцы сиканни населяют земли в окрестностях реки Пис и озера Коннолли. Это племя насчитывает не более 50 [человек] в общей сложности[vi]. Они очень дружелюбны и миролюбивы. Индейцы отуап занимают земли к западу от озера Коннолли, говорят, что это большое племя, около 50 из них живут в форте Коннолли. Эти индейцы выглядят весьма благообразно. Я не могу рассказать о них много, отмечу лишь, что они обходились с нами хорошо, и что они, кажется, более мужественны, чем индейцы, живущие к югу от их. Индейцы неханни живут в землях к северу от форта Коннолли. Говорят, что это большое племя, но о них очень мало известно. Иногда они приходят торговать в форт и, как ожидается, прибудут туда в этом году.[vii] Говорят, что они очень честные и прямолинейные индейцы, и очень независимы» [Conway in Wilcocson 1996: 40].
Именно на материалах той партии экспедиции, которая проводила работы в Британской Колумбии, я хочу заострить внимание. Эти источники содержат наиболее уникальные этнографические сведения — в некоторых из них встречаются упоминания аборигенных мостов, которые встретили на своем пути строительные отряды ВЮ. Уникальность этих сведений заключается в том, что, во-первых, в Северной Америке, нигде, за исключением северо-западной части Британской Колумбии, к востоку от Берегового хребта, индейцы не строили мостов, и, во-вторых, мостостроение – феномен для субарктических культур, поскольку это требует довольно сложных технологических знаний и навыков, что не характерно для таежных народов. В начале ХХв. высказывалось предположение, что индейцы научились строить мосты, заимствовав эти навыки от евро-американцев, а конкретнее именно от строителей и инженеров ВЮ. И все же, накопленный архивный материал показывает, что еще в доконтактный период у индейцев этой локальной области было развито мостостроение. Так, в дневниках инженеров ВЮ содержится несколько описаний индейских мостов, то они были построены еще до появления в регионе строителей, которые, обладая необходимыми знаниями, могли бы обучить индейцев их строить.
Вот одно из таких сообщений, оставленное в 1866г. Чарльзом Морисоном, начальником одного из строительных отрядов: «… мы достигли слияния рек Скина и Балкли… да будет вам известно, что у этих индейцев [бабины] вообще нет каноэ и они прекрасно обходятся без них, путешествуя по лесам пешком. Они построили замечательный мост через каньон реки Балкли, устроенный по типу консолей. Мост построен без единого гвоздя, в нем нет ни одного куска металла, все детали – это деревянные колья и балки, скрепленные жгутами из [луба] кедра. Это по истине замечательная работа! Но мост настолько шаткий, что пощекочет нервы любому, кто впервые вступит на него.… Каньон Балкли непригоден для навигации, и никто из индейцев не рисковал подняться по нему на лодке или каноэ… Теперь нужно было пересечь реку Балкли. Было необходимо переправить на другой берег всех людей и багаж, включая материалы, две сотни вьючных животных и рогатого скота… тогда бригадир Стив Декер, приказал своей бригаде, лучшим рабочим, построить мост через Балкли; но тут возникла другая трудность, индейцы категорически возразили против этого мероприятия, так как один из их мудрых людей сказал, что, если ‘белые’ построят мост через реку, лосось больше не поднимется по ней, и поскольку Компания не хотела никаких столкновений с туземцами, были проведены длительные переговоры. Индейцев удалось уговорить, и они позволили Стиву Декеру отремонтировать и укрепить их мост, чтобы по нему могли пройти животные. Тогда все шкуры скота, забитого по пути от Квеснела, были порезаны на сыромятные веревки, которыми Стив перевязал мост. Был крепко-накрепко уложен новый настил, и все благополучно перешли на другой берег; хотя я думаю, что и люди и животные были рады, когда все завершилось» [PABC: Morison Reminiscences…: 26].
Мост, о котором пишет Морисон, располагался возле деревни бабинов Аквилгет. Полковник Балкли также был сильно впечатлен инженерными навыками этих индейцев. [Guernsey 2006] Этот же мост упомянут начальником другого строительного отряда, Томасом Элвином. Кроме того, Элвин описывает и другой мост, расположенный возле телеграфной станции №12.: «в устье одного из притоков Вастонква [индейское название р.Балкли], который пересекает линия проводов, имеются выходы сланцевой породы. У висячего моста ширина реки почти сто ярдов, поток резко сужается примерно до пятидесяти футов, далее река петляет через каньон с шириной порядка трехсот ярдов. Этот мост весьма остроумной конструкции подвесного типа, но настил держится всего лишь на нескольких сухих жгутах из лозы, поэтому мост, пожалуй, выглядит более хлипким, чем он является на самом деле» [PABC: Elwyn Letter… 4 sept.1866].
Бренда Гернси, современная канадская исследовательница, обнаружила в архивах Королевского Музея Британской Колумбии карту, составленную в 1866 г. Джоном Уайтом, чертежником ВЮ. На ней обозначены пять индейских мостов: на р.Балкли возле деревень бабинов Кьявилгет и Аквилгет, на р.Сасква, на р.Киспиокс и на р.Састут [Guernsey 2006].
Ввиду того, что в отечественной историографии все имеющиеся упоминания североамериканских аборигенных мостов ограничиваются лишь одним рисунком и кратким комментарием к нему в дореволюционной энциклопедии [Брокгауз, Ефрон 1890 б], полагаю, будет не лишним ознакомить читателя с этой, достойной освещения, темой. Поэтому позволю себе отступить от основной темы статьи и вкратце рассмотреть дополнительно и другие источники, не относящихся к РАТЭ.
Сведения об индейских мостах содержатся и в более ранних источниках. Так, мост в Аквилгете, описанный участниками РАТЭ в 1866 г., был засвидетельствован еще семью годами ранее. Он упомянут в письме-отчете разведчика Вильяма Доуни губернатору Британской Колумбии Джеймсу Дугласу. Осенью 1859г. Доуни исследовал р. Скина. Он пишет: «Мы не могли продолжать путь на каноэ выше Киттамаркса, или развилки Скины [слияние р.Скины и р.Балкли] … 21 сентября я, в сопровождении двух белых и двух индейцев покинул Киттамаркс, и двинулся в путь к форту Фрэйзер по узкой тропе, проходящей по прекрасной местности. Мы прошли по индейскому подвесному мосту, и вышли в превосходные земли. Наш курс лежал примерно на восток, в тот день мы прошли около 12 миль» [Mayne 1862: 452].
Самое же раннее упоминание индейского моста связано с экспедицией первопроходца, служащего КГЗ, Джона Маклеода на р.Стикин в 1834г. Четыре года спустя, в 1838г. Роберт Кэмпбел, чей путь также лежал через устье р.Туя, впадающую в р.Стикин, писал: «здесь мы подошли к «Ужасающему Мосту», по которому в 1834г. возвращался отряд первопроходцев мистера МакЛеода… Это грубое, шаткое сооружение из сосновых жердей, связанных воедино жгутами, нависающее высоко над пенящимся потоком; чтобы мост не разрушился, концы жердей привалены камнями. Эта примитивная конструкция выглядит настолько хилой и зыбкой, а бурлящие внизу воды настолько грозными, что казалось, пересечь их невозможно. Мост перекошен на одну сторону, что никак не вселяет уверенности в его надежности. Подойдя к нему, мы увидели индейца, стоящего перед хижиной. Мы позвали его к себе, но видимо, это вовсе не входило в его планы, поэтому мне и двум парням-индейцам пришлось предпринять самостоятельную попытку пройти по этому мосту. Нам удалось это сделать; шаткий мост раскачивался и изгибался под нашим весом, угрожая низвергнуть нас в бурлящую как кипяток воду» [Campbell in Buckham 1950: 175].
Свидетельства об индейских мостах находятся и в источниках, относящихся к более позднему периоду, последним десятилетиям XIX и началу ХХ вв. Помимо собственно упоминаний и описаний, существуют также зарисовки и фотографии частных путешественников и исследователей региона. Среди них в качестве отдельного комплекса стоит выделить источники, оставленные инженерами Канадского Железнодорожного Департамента, например Чарльзом Хорецки (1872), Дж. О’Двайером (1899) и сотрудниками Департамента Горной Добычи [Horetzky 1874; Guernsey 2006].
Мосты упоминаются и в индейском фольклоре. Джеймс Тейт записал историческое предание талтанов, в котором рассказывается о том, как несколько воинов попали в плен к тлинкитам куана Таку. Пленникам удалось сбежать, и спасаясь от преследователей, они разрушили мосты через р. Налин и р.Чесли. События, описанные в предании, относятся, по всей видимости, к началу XIXв., т.к. сказано, что индейцы еще не использовали ружей, а сын одного из участников повествования в конце века был уже очень старым человеком [Teit 1909: 316].
Илл.4 Индейский мост через каньон р.Балкли возле деревни Аквилгет. По этому мосту в 1866г. строители компании Вестерн Юнион прогнали 200 голов крупного скота. Фото Чарльза Хорецки, 1872г.
Анализ описаний, фотографий и рисунков, оставленных очевидцами, позволяет довольно четко проследить конструктивные особенности индейских мостов и выявить их однотипность, что говорит о развитой технологии мостостроения среди индейцев северо-запада Британской Колумбии. Мосты возводились над глубокими каньонами многочисленных рек, прорезающих горы Скина, нагорье Талтан и плато Стикин. Порой, эти непрочные на вид, однако надежные и продуманные конструкции из жердей и тонких бревен, достигали в длину более 30 метров и на столько же возвышались над бурлящим водным потоком. Мосты, построенные индейцами, засвидетельствованы в бассейнах четырех рек: Скина, Насс, Стикин и Таку. Этот регион населяют атапаски бабины и талтан. Между этими субарктическими народами вклиниваются гитксан – внутриматериковая группа цимшиан, сменившая приморский адаптационный комплекс на таежный. Именно среди этих индейских народов зародилось и развилось мостостроение в Северной Америке. Очевидно, что мосты умели строить также соседние индейские народы -родственные талтанам цецот и родственные гитксан нисга.
Индейским мостам в Британской Колумбии посвящено всего несколько работ. Впервые к этой теме в обратился инженер А.Букхэм [Buckham 1950], собравший ценнейшие материалы по данному вопросу. В 1970-х индейские мосты привлекли внимание другого инженера, А.Сандерсона [Sanderson 1974]. И наконец, в прошлом десятилетии Брэндой Гернси было проведено наиболее полное исследование, обобщающее эти данные и открытые архивные материалы [Guernsey 2006]. Гернси, опираясь, в частности, на материалы РАТЭ, привела ряд более ранних датировок свидетельств мостов, нежели удалось обнаружить Букхэму, а также открыла по архивным материалам месторасположение еще нескольких мостов. К сожалению, работа Гернси до сих пор не опубликована в печатных изданиях. Мне удалось внести свою лепту в исследование вопроса, обнаружив еще несколько свидетельств об индейских мостах, упущенных из виду канадскими исследователями. Новые данные расширяют ареал распространения аборигенного мостостроения (добавляется бассейн р.Таку), и на несколько лет удревняют датировку первого упоминания самого известного индейского моста, моста в Аквилгете. Конструкция индейских мостов, а также совокупность социально-политических связей и географических факторов, повлиявших на возникновение и развитие аборигенного мостостроения в этом локальном регионе Северной Америки подробно рассмотрены в статье «Ужасающие мосты: от рыбацкого азарта к инженерной мысли» [Шишелов 2015].
В разных источниках XIX века, существует около трех десятков сообщений об индейских мостах. Из них почти треть – это сообщения сотрудников ВЮ. Известно примерное или точное месторасположение около 20 индейских мостов, из которых 5 были засвидетельствованы участниками экспедиции. Таким образом, материалы РАТЭ являются одним из основных комплексов источников, содержащих сведения о североамериканском аборигенном мостостроении. В этом отношении, помимо уже упомянутых выше Элвина, Морисона и Уайта, потенциальный интерес представляют неопубликованные материалы и других членов экспедиции, проводивших изыскания в Британской Колумбии, например, Ротрока — руководителя научного отряда, Поупа, Байрнеса, Лафорка. Эти и другие архивные материалы, относящиеся к РАТЭ целесообразно привлекать для анализа и дальнейших исследований в качестве источников, содержащих ценные этнографические и исторические сведения.
В заключение можно добавить, что РАТЭ оставила свой небольшой след в культуре аборигенов Америки и Сибири. Например в Британской Колумбии, когда проект был закрыт и строители покинули регион, бросив за собой километры подготовленного кабеля, индейцы по достоинству оценили этот новый материал, и стали при строительстве мостов использовать провода вместо жгутов из луба [Guernsey 2006]. А в дальневосточной Сибири туземцы еще долгие годы пили в ярангах чай из зеленых стеклянных изоляторов [Robb 1968: 65], вспоминая при этом людей из-за моря, одетых в меховые сапоги и парки.
Табл.1 Индейские мосты в Британской Колумбии.
Сводные данные: Buckham 1950 (прямой подчеркнутый шрифт) ; Guernsey 2006 (прямой шрифт); Шишелов (курсив)
Место расположения |
Кем засвидетельствован |
Народ |
устье Биди-Крик
|
О’Двайер, 1900
|
талтаны |
устье р.Туя
|
Д.Маклеод, 1834; Р.Кемпбелл, 1838; В.Мур,1873 [McLaren 1998: 31]
|
|
устье р.Танзилла |
Р.Кемпбелл, 1838 [McLaren 1998: 31]; Д,Доусон, 1888
|
|
р.Налин |
записано от информанта талтан Д.Тейтом [Teit 1909]
|
|
р.Чесли |
записано от информанта талтан Д.Тейтом [Teit 1909]
|
|
р.Талтан |
В.Мур, 1873 [McLaren 1998: 31]
|
|
деревня Аквилгет на р.Балкли |
В.Доуни, 1859 (вероятно, этот мост)[Mayne 1862: 452]; Ч.Балкли,1866; Д.Уайт,1866; Т.Элвин,1866; Ч.Морисон,1866; Ч.Хорецки,1872; Х.Вудс,1880; Р.Лоринг,1890-е
|
бабины |
деревня Кьявилгет (Мористаун) на р.Балкли
|
Д.Уайт,1866; Н.Гавро,1891; О’Двайер,1899
|
|
восточный приток р.Балкли, 11,5 миль выше Мористауна
|
Н.Гавро,1891
|
|
р.Сасква |
Д.Уайт,1866; Т.Элвин, 1866
|
|
р.Кранберри (2 моста на реке) |
Ч.Хорецки,1872; Маккаллоу, 1905
|
гитксан
|
Кисгагакс на р.Бабин |
записано от информанта гитксан М.Барбо, 1920
|
|
р.Киспиокс/Ландалаау |
Д.Уайт,1866; Х.Вудс,1880
|
|
р.Скина, близ Старого Кулдо |
А.Пудри,1891
|
|
устье р.Кулдо (возможно, 2 моста не реке) |
О’Двайер,1899; Мехаер,1910
|
|
р.Састут |
Д.Уайт,1866; О’Двайер,1899
|
гитксан или бабины |
близ оз.Медвежьего |
Д.Макгрегор,1899
|
Список сокращений:
ВЮ – Вестерн Юнион (телеграфная компания)
КГЗ – Компания Гудзонова Залива
РАК – Русско-Американская Компания
РАТЭ – Русско-Американская Телеграфная Экспедиция
LAP –Ассоциация Библиотек Портленда (Library Association of Portland. Oregon, Portland)
NWUA – Архив Северо-Западного Университета (Northwestern University Archives. Illinois, Evanston)
PABC – Архив Провинции Британская Колумбия (Provincial Archives of British Columbia. Victoria)
SIA – Архив Смитсоновского Института (Smitsonian Institution Archives. Washington)
Источники и материалы
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1890-1907.
а. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/88531/Романов
б. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/69537/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D1%82
Вимпер Ф. 2015 – Путешествие и исследования на территории Аляски (фрагменты), 2015. URL: http://beaverlodge.wmsite.ru/pervoistochniki/puteshestvie-i-issledovanija-na-aljaske/
Кеннан Дж. 1896 — Кочевая жизнь в Сибири (1864-1867). Приключения среди коряков и других инородцев. С-Пб.,1896.
Шишелов Н.C. 2015 — Ужасающие мосты: от рыбацкого азарта к инженерной мысли, 2015. URL: http://beaverlodge.wmsite.ru/etnografija/uzhasajuschie-mosty-nshishelov/
Adams G. 1982 — Live on the Yukon, 1865 to 1867, Limestone Press, 1982.
Adams G. — Diary of George R. Adams Russian America 1866–1867, Special Collection University of Washington, Seattle
Andree R. 1867 — Das Amur-Gebiet und seine Bedeutung: Reisen in Theilen der Mongolei, den angrenzenden Gegenden Ostsibiriens, am Amur und seinen Nebenflüssen: Nach den neuesten Berichten, vornehmlich nach Aufzeichnungen von A. Michie, G. Radde, R. Maack u.A. Leipzig, 1867.
Bulkley С. — Journal and letters of Col. Charles S.Bulkley 1865-1867. Manuscript (386 leaves) in LAP; Copy in PABC.
Bush R. 1871 — Reindeer, Dogs and Snowshoes: a Journal of Siberian Travel and Exploration Made in the Years 1865, 1866 and 1867, NewYork, 1871.
Collins P. 1860a — Overland Explorations in Siberia, Northern Asia and Amoor River Country — New York, 1860.
Collins P. 1860b — A Voyage Down the Amoor — New York, 1860.
Conway E. a) Diaries 1864 to 1871; b) Letterbook 1865 to 1867. PABC.
Dаll W. 1877 — Tribes of the Extreme Northwest. Contributions to North American Ethnology. vol.1, Washington: Govt. Print. Office,1877
Dall W. 1885 — The Native Tribes of Alaska.
Dall W. 1897 — Alaska And Its Resources. Boston, 1897.
Dall W. 1898 — The Yukon Territory: The Narrative of W.H. Dall, Leader of The Expedition To Alaska in 1866–1868, London, Downey & Co. Limited, 1898.
Elwyn T. 1866 Letter to the Colonial Office, Manuscript on file, PABC.
Guernsey B. 2006 — Spanning the Distance: Aboriginal Bridges of Northwestern British Columbia, 2006. Website Royal BC Museum. URL: http://royalbcmuseum.bc.ca/exhibits/living-landscapes/northwest/bridges/intro.html
Horetzky C. 1874 — Canada on the Pacific: being an account of a journey from Edmonton to the Pacific by way of the Peace River Valley and of a winter voyage along the western coast of the Dominion with remarks on the physical features of the Pacific railway route and notices of the Indian tribes of British Columbia. Dawson, Montreal, 1874.
Kennan G. 1970 – Tent Life in Siberia and Adventures Among the Koraks and Other Tribes in Kamchatka and Northern Asia – New York, 1970.
Kennicott R. and Bannister H.M. Papers — NWUA, Room 110, IL, 60208-2300
Lamb F. Letters. Manuscript on file, PABC.
Mayne R. 1862 — Four Years in British Columbia and Vancouver Island. London, John Murkay, Albemrle Street, 1862.
Morison C.F. — Reminiscences of British Columbia from 1862 by a Pioneer of the North-West Coast. Manuscript on file, PABC.
Rothrock J.T. — Letters to E.O.S. Skolefield. Manuscript on file, PABC, R74
Smith F. — Diaries Western Union Telrgraph Company Alaska Surveys, 1865-1867. Copy in PABC
Whimper F. 1868 — Travel and Adventure in the Territory of Alaska. London, 1868.
Western Union Telegraph Expedition Collection, 1865-1867. SIA. URL: http://sova.si.edu/details/Record%20Unit%207213#refd1e127
Научная литература
Зорин А.В. 2012 — Нулато, 1851г.: торговое соперничество и «шаманская война». Материалы конференции «Сибирь и Русская Америка» 27-28 марта 2012 г., Иркутск, 2012, сс.84-102.
Зорин А.В. 2014 — Неудачи Роберта Кэммпбелла: Компания Гудзонова Залива и тлинкитские торговцы. Американистика. Актуальные подходы и современные исследования. Вып.VI. Курск, 2014, сс.92-115
Постников А.В. 1997 — Продажа Аляски и международная телеграфная экспедиция. Вопросы истории естествознания и техники. М., 1997, №1. сс. 3-38. URL: http://america-xix.org.ru/library/postnikov/
Морев В.А. 2010 — Сибирский телеграф во второй половине XIX в. Вестник Томского Государственного Университета, Томск, 2010, №4 сс. 21-30.
Морев В.А. 2015 — Первые проекты и начало проведения электрического телеграфа через Сибирь и Дальний Восток (1850 – 1870-е годы) Новый исторический вестник №3 (45), Москва, 2015, сс. 8-24.
Adams G., foreword and comments Taggart H. 1956 — Journal of George Russell Adams: Member, Exploring Expedition in Russian America, 1865-67. California Historical Society Quarterly, Vol.35, No.4 (Dec.,1956), pp. 291-307.
Buckham A. F. 1950 — Indian Engineering. Canadian Geographic Journal No. 40, 1950, pp. 174-181.
Dall W. 1895 — Alaska as it was and is 1865-1895. Science. New Series, Vol. 3, No. 54 (Jan. 10, 1896), pp. 37-45
Ennis W., foreword and comments Taggart H. 1954 — Journal of William H. Ennis: Member, Russian-American Telegraph Exploring Expedition. California Historical Society Quarterly Vol. 33, a) №.1 (Mar., 1954), pp.1-12; b) № 2 (Jun., 1954), pp. 147-168.
McLaren D. et al. 1998 — Archaeological Overview Assessment of the Cassiar-Iskut-Stikine. LRMP Vol.I, Millennia Research Ltd., 1998
Neering R. 1989 — Continental Dash — The Russian-American Telegraph. Victoria: Horsdal and Schubart, 1989.
Robb S.A. 1968 – The Collins Overland or Russian Extension Telegraph Project: a Pioneer Attenpt to Establish Telegraphic Communications Between North America and Europe. Simon Fraser University, 1968
Sanderson A.B. 1974 — Native Bridges of British Columbia. The B.C. Professional Engineer 1974, No.25(7), pp. 6-8.
Teit J. 1909 — Two Tahltan Traditions. The Journal of American Folklore, University of Illinois Press, Vol.22, No. 85, 1909, pp.314-318.
Wilcocson S. 1996 — Perry Collins’s Electronic Rim Around the Pacific: the Russisn-American Telegraph, 1865 to 1867. The University of British Columbia, 1996.
Whymper F. 1896 — Russian America, or Alaska: The Natives of the Youkon River and Adjacent Country; Transactions of the Ethnological Society of London, Vol.7 (1869), pp. 167-185.
[i] В Иркутске телеграфная связь с Москвой появилась в 1864г. (Морев, 2010: 26)
[ii] Линия от Иркутска до Сретенска была проложена русскими телеграфистами, а не американской компанией. Имеются сведения, что в Сретенске связь была подключена только к январю 1868 (Морев, 2010: 26) т.е. почти через год после окончания РАТЭ
[iii] Одной из главных исследовательских задач аляскинской партии РАТЭ было установить, что река Квихпак является Юконом, то есть попытаться пройти ее по всему течению от русских до британских владений. До начала экспедиции американцы не располагали информацией, что И.С.Лукин осуществил это еще в 1863г. пройдя по Юкону от моря до форта Юкон.
[iv] Автор выражает благодарность В.А.Мореву (к.и.н., доцент, Томский Государственный Университет) за предоставленные материалы и перевод данного источника.
[v] Следует учитывать, что Адамс, как и другие члены экспедиции, именовали «индейцами» также и аляскинских эскимосов.
[vi] Разумеется, оценка численности секани, приведенная Конвеем, сильно занижена. Совершенно очевидно, что речь идет об одной локальной группе, посещающей форт Конноли. Относительно оценки численности кэрьеров, также есть некоторые сомнения. Около 1840г. численность кэрьеров оценивалась в 2600 человек. Хотя, столь низкая цифра, приведенная Конвеем, все же, действительно может отражать реальность. В 1847-1850 г.г. среди кэрьеров разразилась опустошительная эпидемия кори, в 1862г. южные группы постигла не менее страшная эпидемия чумы, в добавок в этот период по региону гулял коклюш, выкашивающий индейское население.
[vii] Рапорт датирован 30 декабря 1865г. Конвей перечисляет в этом письме известные ему атапаскские группы. Этноним отуап (Otuap), по всей видимости, относится к гитксан – внутриматериковой группе цимшиан, имевшей тесные связи с бабинами.