Предлагаем читателям сайта ознакомиться с главой подготовленной, но ещё не вышедшей из печати книги «В царстве радужного тукана (из истории открытия и изучения древностей Центральной Америки и Северных Анд)», Табарев А.В., Кравцова А.С., Новосибирск, 2013.
Обращаем внимание представителей издательств – по вопросам издания обращайтесь к соавтору книги Табареву А.В. – контактную информацию можно найти на личной странице сайта ИАЭТ СО РАН
В книге в популярной форме рассказывается об истории открытия и ранних этапах исследования наиболее значимых археологических памятников и комплексов на территории Северных Анд (Колумбия, Эквадор) и Центральной Америки (Панама, Никарагуа, Коста-Рика).
В основу легли многочисленные книги и статьи путешественников, натуралистов, военных, миссионеров на английском, испанском, французском и немецком языках.
Издание сопровождается богатым иллюстративным материалом, комментариями и справочным аппаратом.
Адресована студентам, преподавателям, профессиональным археологам, а также самому широкому кругу читателей, интересующихся древними культурами доколумбовой Америки.
Призрачное счастье благородных уакерос
Другие Эльдорадо — Кто такие уакерос — Богатства народа кимбайя — Надежды и страхи уакерос — Кладоискатели, перекупщики, коллекционеры, изготовители подделок — Новые легенды: «Сокровища малагана».
«…Gold, Gold, Gold, they’ll do anything for gold…» (Золото, золото, золото, они готовы на все ради золота) Из песни к фильму «Золото Маккены»
Рис. 84. Кандилеха — огненный демон.
Безусловно, ни один из рассказов об археологии доколумбовой Америки не может обойтись без сюжета о сказочных сокровищах, об искателях кладов — уакерос[1], о легендарных и правдивых историях про индейское золото.
Множество таких историй связано с древностями Колумбии и Эквадора, самая известная из них — легенда о стране Эльдорадо, поисками которой занимались конкистадоры еще в XVI в. и искатели сокровищ в последующее время[2]. Впрочем, есть и другие, не менее интересные истории.
Сначала — немного о самой уакерии, о времени возникновения этого промысла и его роли в исторической судьбе отдельных регионов на примере среднего течения р. Каука (Колумбия).
Сегодня это территория департаментов Киндио (столица г. Армениа), Рисаральда (г. Перейра) и Кальдас (г. Манисалес), известная, прежде всего, как «Кофейный треугольник» (Triángulo del café). Здесь выращивают лучший в Колумбии (да и, пожалуй, во всем мире) кофе, здесь находится Национальный парк кофе, уникальные природные заповедники и источники термальных вод.
До прихода испанцев на этой территории проживали племенные объединения культуры кимбайя (Quimbaya)[3] — земледельцев, охотников и рыболовов, искусных гончаров и ювелиров. Археологические исследования подтверждают, что погребальная практика культуры кимбайя отличалась сложностью, богатством и разнообразием. Специалисты выделяют до 10 различных погребальных конструкций. Испанские хронисты оставили нам описания пышных похорон местных вождей, сопровождавшихся жертвоприношениями и большим количеством золотых изделий (каски, короны, гривны, браслеты, ожерелья, фигурки) в погребальном инвентаре[4], а также прямые указания на то, что практика разграбления гробниц началась уже во время конкисты [Llano, 1989].
Новый всплеск уакерии начался в середине XIX в. и связан он с «каучуковой лихорадкой», охватившей сначала Эквадор, а потом и Колумбию. В ряде источников даже называется имя некоего дона Мануэля Сантамария, «известного каучеро», который в 1872 г. приехал в Колумбию из Эквадора (пров. Эсмеральдас) и, осмотрев район Киндио, остался в восторге от изобилия и высочайшего качества местного каучука. Уже спустя несколько лет г. Перейра становится одним из крупнейших центров торговли каучуком.
Параллельно с промыслом каучука идет и масштабное разграбление древних погребений, большое количество которых обнаруживается в Центральных Кордильерах. Постоянно появляются слухи о находках золотых изделий, богатых гробницах и сказочных кладах. Например, большой популярностью пользовалась история о «Сокровищах Пипинта». Рассказывали, что молодой крестьянин в поисках растения «Hojo de iraca»[5] наткнулся на выложенную камнем подземную галерею, которая привела его в пещеру, наполненную сокровищами, среди которых он запомнил огромную змею из чистого золота. Однако стоило ему коснуться сокровищ, как раздался громкий звук, и крестьянин в ужасе бросился вон из пещеры. Через несколько дней он вернулся на это место со своими братьями, но вход в галерею найти не смог.
Другая история связана с так называемой «Лагуной де Маравелес», волшебным водоемом, посреди которого плавал золотой сосуд в форме плода фруктового дерева. Сосуд был заколдован, и стоило лишь к нему прикоснуться, как он бесследно исчезал. По другой версии, в этом месте спрятал все свои сокровища легендарный касик Каларта[6].
Жизнь старателей-уакерос была исполнена трудностей и лишений. В джунглях их поджидали заразные болезни и инфекции, свирепые ягуары (el tigre) полчища ядовитых змей, лягушек и пауков, а также ловушки, ножи и пули конкурентов. Лишь единицы были удачливыми, сотни так и состарились в нищете.
Рис. 85. Луис Аранго Кано
Рис. 86. Золотые изделия, найденные уакерос в погребениях (по книге Л.А. Кано).
В среде уакерос быстро появилось разделение труда: были «специалисты-разведчики», которые находили неграбленые могилы и придерживали их, чтобы продать «копателям», были своего рода «импресарио», которые спонсировали бригады копателей за высокий процент от продажи золотых изделий, были перекупщики награбленного, проводники, охранники, женщины, которые готовили еду в базовых лагерях и т.д. Многие уакерос хорошо разбирались в древностях, их навыкам поиска древних захоронений могли бы позавидовать современные археологи.
Так сложился специфический пласт культуры, со своим фольклором, мифологией и героями, традициями и приметами. Так, например, считалось, что наиболее удачный день для вскрытия гробницы — это Страстная пятница перед Пасхой. Большое значение имел также цвет разведенного костра: если пламя было красным или желтым, то это предвещало находки «хорошего золота», если цвет был зеленым, то можно было найти изумруды, а если синим, то в могиле будут только кости и медь. Рассказывали о волшебных огнях и свете, указывающих на древние захоронения, а также о ведьмах и фантастических существах, охраняющих гробницы от уакерос. Например, об огненных демонах — кандилехас[7] [Lopez, 2001, 2004]. (рис. 84)
Среди наиболее известных уакерос конца XIX века называли Рамона Медина, Эпифанио Варгаса, Николаса Масиаса, Карлоса Агудело, Анхеля Торо.
Особенно прославился Луис Аранго Кано, который провел в джунглях 23 года, знал «каждую пальму на территории Киндио». Он описал жизнь уакерос в книге «Воспоминания о гуакерии в Киндио» [Arango Cano, 1924][8]. (рис. 85-86)
Как это не парадоксально, но именно уакерия сыграла важнейшую роль в хозяйственном освоении этого региона — вслед за уакерос пришли земледельцы и скотоводы, торговцы и ремесленники, многие населенные пункты и города[9] на территории департаментов Киндио, Кальдас и Рисаральда ведут свою историю от поселков старателей-уакерос.
В крупных городах (Армениа, Манисалес, Перейра) появились скупщики древних сокровищ, которые основали на этом капитал для вложения в другие виды бизнеса, в особенности, в выращивание кофе и разведение скота. Так в г. Перейра практически до конца XIX в. можно было встретить многочисленные лавочки с объявлениями «Покупаем золото, каучук и кофе».
Рис.87. Самое крупное золотое украшение в коллекции леди Брэсси
Рис.88. Золотые украшения из коллекции леди Брэсси
Рис.89. Носовые украшения и подвески из коллекции леди Брэсси.
В это же время активную охоту за «колумбийским антиквариатом» начинают путешественники, представители музеев и частных коллекционеров из Северной Америки и Европы. В конце XIX века многие музеи (Британский в Лондоне, Этнографический в Берлине, Музей Дрездена, Пенсильванский музей в США и др.) могли похвастаться золотыми изделиями в «стиле кимбайя». Появляются и первые научные публикации отдельных золотых предметов и коллекций.
Например, в 1885 г. в Лондоне был опубликован каталог коллекции колумбийских золотых изделий, которые принадлежали леди Брэсси[10] [Wright, 1885]. В небольшом введении говорится о том, что золотые предметы куплены, в основном, в трех колумбийских провинциях — Антиохия, Каука и Бояка. При этом отмечается, что их более точное происхождение загадочно, а техника исполнения удивительна:
«… Считается, что индейцы владели некими особыми секретами, которые позволяли им размягчать золото как пластилин, а потом снова обращать в твердое. Такое мнение существует, поскольку на украшениях видны следы от пальцев, что, впрочем, может свидетельствовать об использовании глиняных форм …» [Там же, Р.6].
Рис.90. Золотые изделия, опубликованные Дж.Кунцем
В каталоге 115 наименований, среди которых крупные изделия («Боги или Идолы»), инструменты, носовые украшения, серьги, браслеты и подвески. (рис. 87-89).
Отметим также небольшую работу известного американского минералога Джорджа Кунца[11] «Золотые изделия из Соединенных Штатов Колумбии» в журнале «Американский антиквар» [Kunz, 1887].
В ней автор сообщает о небольшой коллекции золотых изделий, любезно предоставленных ему для описания господами С. Барлоу и Х. Муньосом.
Найдены они были в гробнице где-то в провинции Каука и проданы на вес перекупщику, а уже после этого попали в США. Среди артефактов — золотой орнаментированный диск (диаметром 20 см и весом 193 грамма), изящное носовое украшение полулунной формы (5,2 см шириной и весом 26,5 грамм), фрагмент золотой пластины (7^12,5 см), которая, по мнению Дж. Кунца могла быть частью поясного набора, а также ожерелье из золотых лепестков, скрепленных проволокой (длинной более 60 см и весом 89 грамм). (рис. 90)
Иностранцы, кстати, интересовались не только золотом, но и керамикой (антропоморфными и зооморфными изображениями, сосудами, украшениями), Сначала керамику скупали за бесценок, поскольку для местных жителей она не представляла интереса, но очень быстро цены подскочили, появился новый сегмент рынка и даже новая «специализация» в среде уакерос.
По примеру иностранцев, а в ряде случаев и самостоятельно, свои коллекции золота стали заводить и представители местной колумбийской элиты. Об этом, например, специально упоминает Альфред Хеттнер, путешествовавший по Колумбии в 1882-84 гг.:
«… Теперь колумбийцы, как и иностранцы, начали собирать такие коллекции… » [Hettner, 1976, P.265].
Рис. 91. Керамика и золотой сосуд из собрания Леокадио Аранго.
В числе первых коллекционеров называют доктора Хосе Томаса Энао из Манисалеса, в собрании которого было 89 золотых шедевров кимбайя. Не менее выдающимися подборками древностей владели Леокадио Аранго[12] из Медельина (Рис.91) и Сантьяго Велес из Манисалеса. Эти три кол — лекции позднее были куплены Республиканским банком и положили начало знаменитому ныне на весь мир собранию древнего искусства в Музее Золота в г. Богота[13].
Спрос на предметы антиквариата неизбежно порождает появление подделок и фальшивых изделий. Так один из знакомых выше упомянутого Л. Аранго некий Хулиан Альсате, таксидермист и опытный уакеро, организовал целый семейный бизнес. Видя, что иностранцы охотно скупают антиквариат, не особо в нем разбираясь, он начал производство керамических изделий в «доколумбовом стиле». Потенциальных покупателей приглашали на «вскрытие» якобы только что обнаруженной гробницы, и под их восхищенными взорами дон Хулиан с сыновьями доставали из-под земли сосуды и украшения.
Остается добавить, что легенда о призрачном счастье уакерос жива в Колумбии и сегодня. Стоит случиться при строительстве дорог или обработке полей находке золотого изделия, как на это место моментально собираются жаждущие старатели. Так, например, произошло в 1992 г. (в годовщину открытия Америки!), когда недалеко от г. Пальмира (департамент Валье-де-Каука) на поле сахарного тростника трактор провалился в яму, наполненную золотыми украшениями. Так был обнаружен большой некрополь культуры малагана (датируется рубежом эр) и родилась легенда о новом сокровище — «Сокровища малагана». В течение 48 часов здесь появилось около 5 тысяч возбужденных копателей со всей округи, которых не могла остановить даже регулярная армия. Лишь спустя два года здесь смогли работать археологи, и никто не знает, сколько золотых изделий (говорят о сотнях килограммов!) ушло через руки уакерос в частные коллекции и музеи мира.
Литература:
Гомес Л.Д. Золото Колумбии: Ювелирное искусство индейцев. — М.: Искусство, 1982. — 48 с.
Созина С. А. Изучение цивилизации чибча-муисков (Колумбия) в зарубежной литературе // Советская этнография. — 1965. — №1. — С.159-165.
Созина С. А. Муиски: Еще одна цивилизация древней Америки. — М.: Институт Латинской Америки АН СССР, 1969. — 200с.
Созина С. А. На горизонте — Эльдорадо. — М.: Мысль, 1972. — 198 с.
Arango Cano L. Recuerdos de la guaqueria en el Quindio. — Bogotá: Editorial Cromos, 1924. — 191 p.
Juan G., Ulloa A. De. A voyage to South America: describing at large the Spanish cities, towns, provinces, &c. on that extensive continent: undertaken, by command of the king of Spain. — London: Printed for John Stockdale, 1805. — Vol.I. — 479 p.
Hetter A. Viaje por los Andes colombianos. (1882-1884). — Bogotá: Banco de la República, 1976. — 415 p.
Kunz G.F. Gold Ornaments from United States of Colombia // American Antiquarian. — September, 1887. — P.267-270.
Llano A.V. La guaqueria en el Viejo Caldas //Boletin Museo del Oro. — 1989. — N.23. — P.60-75.
Lopez J. O. Mitos y Leyendas de Antioquia la Grande. — Bogota: Plaza&Janes, 2001. — 284 p.
Lopez J. O. Tesoros Legendarios de Colombia y El Mundo- Bogota: Plaza&Janes, 2004. — 351 p.
Wright B. Collection of Gold Ornaments from the “Huacas” or Graves of Some Aboriginal Races of the North Western Provinces of South America Belonging to Lady Brassey. — London: The Chiswick Press, 1885. — 49 p.
Авторы выражают надежду, что настоящая книга найдет своего читателя и будет полезна всем, кто интересуется древними культурами доколумбовой Америки. Несмотря на то, что у отечественной американистики весьма непростая судьба, количество исследований и публикаций, посвященных археологии этого региона, продолжает увеличиваться, а его многочисленные загадки не перестают привлекать все новые поколения специалистов.
[1] (Г)уакерос (guaqueros, huaqueros) — профессиональные искатели индейских древностей. Название происходит от слова huaca, которое на языке кечуа обозначает «священное место». Поскольку грабителей интересовало золото, словом «уака» стали называть, в первую очередь, могилы и погребения. Отсюда и само явление — «уакерия» — кладоискательство, разграбление древних погребений. Впрочем, есть и иное использование слова «уакерос». У А. де Ульоа и Х. Хуана в «Relación histórica del viage a la América Meridional» (1747 г.) используют его при описании предметов из древних погребений. Приведем цитату из английского издания 1806 г.:
«… Их содержимое состоит из скелета погребенного; глиняных сосудов, из которых он пил чичу, называемые гуакерос, несколько медных топоров…» [Juan, Ulloa, 1806, Р.462] и далее «.Гуакерос, или сосуды для питья, изготовлены из очень хорошей черной глины. Но место, где их изготавливали неизвестно. Они круглые, с ручкой посредине, расширением с одной стороны и изображением головы индейцы с другой. Черты его лица настолько естественно выполнены, что мало кто из наших современных мастеров сможет сделать такое же …» [Там же, Р.464].
[2] На русском языке об Эльдорадо рекомендуем почитать работы С. А. Созиной [Созина, 1965, 1969, 1972]. Есть также переводная книга Л. Дуке Гомеса «Золото Колумбии: Ювелирное искусство индейцев» [Гомес, 1982].
[3] Хронологические рамки этой культуры (культурной общности) весьма широки: от 1500 л. до н.э. до 1500 г. н.э. В этом диапазоне специалисты особо выделяют период Quimbaya Clássico — X — XVI вв.
[4] Описания местных племен и их нравов есть, в частности у С. де Леона, участника конкисты и позднее, у Фрая П. Симона (1574-1628/30 гг.), францисканского священника и историка в его многотомном труде «Исторические Сообщения».
[5] Carludovica palmataciclantánea — сырье для изготовления шляп-сомбреро.
[6] Один из лидеров индейского сопротивления в начале XVII в. Его именем назван второй по величине город в департаменте Киндио.
[7] Кандилеха (La Candileja) — демон в виде огненного шара с тремя горящими свечами и руками-щупальцами. На пустынных ночных дорогах она преследует пьяниц, безбожников и людей с темными замыслами. По одной из версий, происходит от имени женщины, которая оставила своих спящих детей дома одних и пошла искать мужа, веселившегося в кабаке. Пока она отсутствовала, случился пожар, дети погибли, а мать покончила собой, бросившись в огонь.
[8] Есть более раннее издание: Arango, L., Recuerdos de la guaquería en el Quindío. — Bogotá: Casa Editorial de Arboleda y Valencia, 1920. -108 p.
[9] Филандиа (1878), Апиа (1884), Каларка (1886), Монтенегро (1890) и другие.
[10] Бресси Анна, баронесса (183-1887 гг.) — английская писательница, путешественница, коллекционер. В 1876-77 гг. на яхте «Санбим» совершила кругосветное плавание, во время которого вела подробные дневники, опубликованные позднее в виде нескольких книг.
[11] Кунц Джордж Фредерик (1856-1932 гг.).
[12] Аранго Леокадио Мария (1831-1918 гг.) — богатый бизнесмен и коллекционер. Согласно каталогу от 1904 г. в его собрании было 246 предметов из золота (от крупных сосудов-попорос до мелких носовых украшений), а также 2600 изделий из керамики. Судя по некоторым данным, именно у него были приобретены некоторые золотые украшения, которые потом проявились в коллекции леди Брэсси.
[13] Музей Золота основан в г. Богота в 1939 г. На сегодняшний день в нем хранится и экспонируется более 35 тысяч изделий из золота. Кроме того, музеи золота (с коллекциями в несколько тысяч артефактов) существуют и в целом ряде других колумбийских городов — Кали, Армении, Санта-Марте, Картахене, Манисалесе и Пасто.