ЗАПАДНАЯ МЕКСИКА

Без рубрики

Термин «Западная Мексика» традиционно применялся к территории, включающей современные штаты Наярит, Синалоа, Халиско, Колима, Мичоакан и части штатов Гуанахуато, Керетаро и Герреро. Эта территория не может быть описана в терминах какой-либо культурной традиции из-за недостатка адекватных исследований — раскопки были проведены лишь в небольшой части перспективных в археологическом смысле мест. Большинство характеристик классического периода (110/300-900 гг.) Центральной и Южной Мезоамерики в Западной Мексике либо не встречаются, либо, в лучшем случае, фрагментарны. Свидетельства культуры ольмеков как базы для этой территории (двойной календарь на 260 и 365 дней, письменность и приметы городского быта) в доклассическом археологическом горизонте здесь отсутствуют. За исключением Тингамбато, поселения в штате Мичоакан, которое имеет планировку, схожую с Теотиуаканом, использование каменной кладки в строительстве встречается крайне редко. В то время как в промежутке с 100 по 300 гг. в Центральной и Южной Мезоамерике просматривается четкий переход от доклассической деревенской организации к городскому быту классического периода, в Западной Мексике таких изменений не наблюдается. Вероятность, что данный факт является либо результатом недостатка исследований, либо такой процесс вообще здесь не проходил, вызвала множество дискуссий относительно связей данного региона с остальной Мезоамерикой. Рассматривается вариант, что данная территория была либо отдаленной окраиной более обширной культурной зоны, развитие которой шло неравномерно, либо она сама по себе являлась совершенно иной культурной территорией.

В течение постклассического периода (900-1521 гг.) контакты с Центральной Мексикой становятся более заметными. Этот культурный горизонт делится на два периода: ранний и поздний постклассический. Первый из них идентифицируется главным образом по появлению признаков культуры тольтеков из Центральной Мексики, тогда как второй в первую очередь связывается с империей индейского народа тарасков с центром в Мичоакане.

В ранний постклассический период (900-1200 гг.) в Мезоамерике возникла обработка металлов. Наиболее ранние свидетельства этого, относящиеся примерно к 700-800 гг., обнаружены в южной части Западной Мексики в бассейне р. Бальсас. Короткое время спустя, в ранний постклассический период зачатки металлургии распространяются по всей Западной Мексике и остальной части Мезоамерики. Кованые медные колокольчики и кольца были обнаружены в различных местах, таких как Тисапан-эль-Альто и Амапа, а бусы из железного колчедана встречались в северном направлении до Амапы, расположенной недалеко от северо-западного побережья.

В это время экспансия тольтеков распространилась на всю Западную Мексику. Свидетельством этого главным образом является наличие соответствующих керамических изделий, таких как плумбаты, тонкие оранжевые чаши и вазы, тарелки с красно-коричневой росписью, называемые койопиштапько, шарообразные кувшины с пересекающимися белыми линиями, наносимыми кистью, и плоские глиняные статуэтки, характерные для культуры Тулы, столицы тольтеков, расположенной на Центральном плато. Алебастровые и расписные керамические сосуды в стиле культуры миштека-пуэбла с востока и юго-востока межгорной мексиканской котловины, встречаются к северу до штата Синалоа, граничащего с территорией, которая не считается далее мезоамериканской. Разнообразие керамики дополняют многочисленные различные изделия, характерные для данной территории, включая клуазонне (перегородчатую эмаль), гончарные изделия с резными орнаментами, расписные, двуцветные и одноцветные.

Широко распространены в данном регионе призматические обсидиановые лезвия, жернова, ступки, каменные палитры, глиняные блоки для веретен и мозаики из бирюзы.

Погребальные обычаи в Западной Мексике известны не столь хорошо, как в других частях Мезоамерики. Одной из выразительных черт этого периода представляется исчезновение шахтных захоронений, характерных для более ранних периодов. Появление самых ранних погребений тел в согнутом и сидячем положении известны по местонахождению в Тисапан-эль-Альто, а сжигание тел усопших на платформах производилось в Амапе.

Как общественные, так и жилые дома строились в виде мазанок и часто возводились на вершинах небольших насыпных земляных холмов. Только в позднем постклассическом периоде более характерной стала каменная кладка.

При раскопках в местонахождении Ицтлан-дель-Рио в штате Наярит была обнаружена круглая каменная платформа с двумя одинаковыми храмами на вершине, окруженными стеной с крестообразными отверстиями, относящаяся к позднему постклассическому периоду. В этом местонахождении располагалась также большая жилая зона и мастерская по обработке обсидиана.

Самыми крупными поселениями данного периода вне сферы влияния тарасков были Эль-Чаналь в Колиме и Сан-Блас в Наярите. Церемониальный центр Эль-Чаналь, по размерам являвшийся городским поселением, содержит пять больших ступенчатых пирамид и, вероятно, площадку для игры в мяч. Там были обнаружены глиняные статуэтки танцоров и воинов, а также кости более 100 сожженных тел. Были выявлены многочисленные наскальные рисунки, включая изображения бога дождя Тлалока, которые найдены и на некоторых валунах, использованных для строительства пирамид. В качестве погребальных подношений встречаются предметы из меди, серебра и золота. В Сан-Бласе были обнаружены участки площадью до 500 тыс. кв. м, на одном из которых расположено до 246 курганов. Поскольку поселения располагались близ моря, то представляется, что значительную долю рациона питания местных жителей составляли устрицы. В данных местах были также обнаружены наскальные рисунки.

Империя тарасков

Наиболее хорошо известная культура Западной Мексики соотносится с Тараскским государством. При последовательной смене столиц в Сирауене, Пацкуаро и Цинцунцане тараски доминировали на большей части территорий современного штата Мичоакан и части штатов Гуанахуато, Керетаро и Герреро. Их культура была описана в нескольких испанских источниках XVI в. История этого народа до позднего постклассического периода остается неизвестной. Возможно, это является следствием недостаточных археологических изысканий, но в настоящее время представляется, что эти люди появились на мезоамериканской сцене внезапно и не имеют здесь совершенно никакого прошлого. Их язык — тараско — не родственен ни одному другому мезоамериканскому языку; лингвисты считают, что он близок языку кечуа — официальному языку государства инков до колонизации Мезоамерики. Ацтеки предприняли попытку завоевать тарасков, но потерпели жестокое поражение в историческом сражении при Тахимароа на восточной границе владений тарасков.

Мало известно о тарасках вне области вокруг оз. Пацкуаро. Вся система хозяйствования здесь зависела в значительной степени от самого озера. Как и язык, архитектура их культовых зданий уникальна для Мезоамерики. В Цинцунцане они строили ансамбли, называвшиеся йакатас, представлявшие собой несколько смежных прямоугольных и круглых в плане ступенчатых построек, размещенных на вершине очень большой прямоугольной платформы. В Иуацио церемониальный центр состоял из двух пирамид, стоящих бок о бок, с большим четырехугольным двором перед ними. Это сооружение немного напоминает пирамиды ацтеков, которые имели две лестницы, ведшие к сдвоенным храмам.

Скульптура и каменная кладка Тараска груба по сравнению с другими произведениями искусства и ремесел, в которых этот народ преуспел, такими, как обсидиановые цилиндры со стенками толщиной в лист бумаги и гладко отполированные обсидиановые вставки для носа. Кроме того, тараски были талантливыми металлургами, специализировавшимися на ковке меди. До настоящего времени городок Санта-Клара-дель-Кобре, расположенный на противоположном берегу оз. Пацкуаро, почти целиком живет этим ремеслом. Обрабатывалось в этих местах и золото.

Керамика Тараска относится к наиболее тонкой во всей доиспанской Мезоамерике. Красивые вазы с росписью черным по красному, а также многоцветные черные, красные и желтые изделия при большом разнообразии форм в виде двойных чаш, бобовидные тарелки, различные рукоятки, кувшины и трубки — просто великолепны.

БИБЛИОГРАФИЯ

BERNAL, I. 1965. Archaeological Synthesis of Oaxaca. Handbook of Middle American Indians, Vol.Ill, Part 2, pp. 788-813. Austin, Texas.

CASO, A. 1969. El tesoro de Monte Alban. inah, Mexico. СОЕ, М. D. 1966. The Maya. New York. COVARRUBIAS, M. 1956. Indian Art of Mexico and Central America. New York.

CULBERT, T. P. (ed.) 1973. The Classic Maya Collapse. Albuquerque, New Mexico.

DAVIS, N. 1973. The Aztecs: A History. Norman, Oklahoma.

FLANNERY, K.; MARCUS, J. (eds) 1983. The Cloud People: Divergent Evolution of the Zapotec and Mixtec Civilizations. New York.

GENDROP, P. 1978. Les Mayas. «Que Sals-Je?», Paris. — 1983. Los estilos Rio Bee. Chenes у Puuc en la arquitectura maya. unam, Mexico.

MOSER, C. L 1977. Nuine Writing and Iconography of the Mixteca Baja. Nashville, Tennessee.

PADDOCK, J. (ed.) 1966. Ancient Oaxaca: Discoveries in Mexican Archaeology and History. Stanford, California.

THOMPSON, J. E. 1970. Maya History and Religion. Norman, Oklahoma. — 1977. The Toltecs, Until the Fall of Tula. Norman, Oklahoma.


Источник - История человечества. В 8 томах. Том 4. VII-XVI века. Под редакцией М. А. Аль-Бахита, Л. Базена и С. М. Сиссоко

.