Штат Сакатекас, расположенный в Западной части Мексиканской Республики, это земля богатая культурным, религиозным и историческим наследием. С общей площадью 75040 км2 штат является восьмым по величине в Мексике и занимает 3,383% общей площади страны. Административно штат разделен на 56 муниципалитетов, на его территории находится 5064 поселений, 86% из которых относятся к старым поместьям.
С населением 1441734 жителей, экономически Сакатекас зависит от скотоводства, сельского хозяйства, добычи ископаемых, коммуникаций, производства пищи, туризма и транспортной составляющей.
Несмотря на то, что большую часть территории Сакатекаса занимают пустыни, основным мотором экономики является сельское хозяйство. Сакатекас – главный в Мексике производитель бобов, перца чили и листьев кактуса, занимает второе место по выращиванию гуавы, третье – винограда и пятое – персиков.
В середине XVI века Сакатекас был частью большой территории, которую испанцы называли Ла Гран Чичимека (в составе которой также были Халиско, Агуаскальентес, Наярит и Гуанахуато). Ацтеки с юга никогда не покоряли этой территории, населенной несколькими индейскими племенами. Ацтеки сами имели чичимекские корни (термин, имеющий перевод «собачьи сыны»). Четырьмя основными племенами, населявшими Сакатекас, были сакатекос, касканес, гуачичиль, тепеоанес.
После конкисты южной Мексики в 1521 году, Эрнан Кортес отправил несколько экспедиций на север с целью исследования Ла Гран Чичимека. В земли Сакатекас были направлены две экспедиции под командованием Хуана Альвареса Чико и Алонсо де Авалоса. К тому моменту ацтеки и тлашкальцы уже находились под управлением Испании и большинство исследований новых территорий производились испанскими солдатами совместно с индейскими воинами. Эти экспедиции были отправлены на север с надеждой на установление торговли с северными племенами, а также для открытия залежей различных минералов. Каждую экспедицию сопровождали миссионеры, несшие аборигенам Христианство и Слово Божие.
В 1529 году Нуньо де Гусман, возглавлявший войско из 500 испанских солдат и 10000 индейцев-союзников из южной части Мексики, прошел маршем через Мичоакан, Наярит, Халиско, Дуранго, Синабо и Сакатекас. Несмотря на то, что права на эти земли уже предъявили Авалос и другие исследователи, Гусман проигнорировал права первооткрывателей, спровоцировав местное население на восстание – таким образом, он мог заново покорить их. Пять кампаний Гусмана неизменно приводили к убийствам, клеймению и обращению в рабство тысяч индейцев. Сообщение о жестоком обращении с индейцами стали доходить до властей в Мехико. В итоге, его арестовали. Хотя Гусман и был выслан в Испанию, где умер в нищете и опале, его правление террора ещё долго откликалось в Сакатекасе, который стал частью испанской колонии – Новой Галисией.
В феврале 1540 года Франсиско Васкес де Коронадо отправился на поиски семи городов Сиболы. И без того немногочисленные испанские поселения в Новой Галисии сильно поредели после отбытия экспедиции Коронадо. Все еще помня о жестокости Гусмана, индейское население подняло отчаянное восстание против испанских властей и их южных союзников-индейцев. Это восстание, известное как восстание Миштон, началось весной 1540 года и длилось до декабря 1541 года. В конце концов, испанским войскам удалось одержать вверх в этой борьбе и подавить восстание.
В 1546 году дворянин баск Хуан де Толоса стал первым европейцем, кто обнаружил серебро в Сакатекасе – небольшая группа индейцев, живших неподалеку от нынешнего города Сакатекас, принесла ему в подарок несколько кусочков руды. В этом же году на высоте 2480 метров над уровнем моря было основано небольшое горнодобывающее поселение Сакатекас. В последующие несколько лет жажда быстрого обогащения привела в Сакатекас огромное количество старателей и рабочих. Богатые минералами залежи были также найдены севернее – в Сан Мартине и Чалоиуитесе (в 1556 году), в Авино и Сомбререте (в 1558 году), в Фреснильо (в 1566 году), в Масапиле (в 1568 году) и в Ниевесе (в 1574 году).
К несчастью, с массовым приходом испанских колонистов и индейских рабочих с юга Мексики не был учтён факт того, что местные племена считали эти земли своими, доставшимися им в наследство от предков. В то время, пока количество горнодобывающих лагерей в Сакатекасе возрастало, незаселенными и неисследованными оставались огромные территории вокруг торговых путей, соединявших Сакатекас с Мехико. Именно здесь в 1550 году и началась Чичимекская война – племена сакатекос и гуачичиль начали нападать на путешественников и торговцев, передвигавшихся по этим «серебряным дорогам».
Хорошим источником информации о племени Чичимека и Чичимекской войне является книга Филипа Уэйна Поуэлла «Солдаты, Индейцы и Серебро: Первая североамериканская пограничная война». На протяжении нескольких декад сакатекос и гуачичиль вели ожесточенную партизанскую войну, организуя нападения на горнодобывающие города и небольшие караваны, которым приходилось пересекать территорию военных действий. Однако в 1585 году Алонсо Манрике де Сунига, недавно назначенный вице-королем Мексики, решил провести расследование политики испанцев в зоне военных действий.
Вице-король узнал, что некоторые испанские солдаты начали совершать набеги на индейские поселения с целью захвата рабов. Разгневанный подобной практикой, он запретил дальнейшее ее применение и освободил (а некоторых отдал в подчинение церкви) тех, кого уже успели поработить. Вскоре он начал проводить «полномасштабную» мирную политику и переговоры с главными лидерами чичимеков. В обмен на мир он предложил им пищу, одежду, земли и сельскохозяйственные угодья. Эта политика «купленного мира» сработала и к концу XVI века Чичимекская война сошла на нет.
В тоже время началась обширная кампания по завоеванию сердец и душ индейцев Сакатекаса. В 1596 году появилось 14 монастырей, разбросанных по всей территории Сакатекаса и сохранившихся до сегодняшних дней. Миротворческая кампания и усилия миссионеров оказались настолько успешными, что в течение нескольких лет сакатекос и гуачичиль осели в небольших поселениях по всей территории Сакатекаса и стали вести мирный образ жизни. Работа на полях и рудниках плечом к плечу с ацтеками, тлашкальцами, отоми и тарасками также поселившимися на территории Сакатекаса, чичимеки быстро ассимилировались с ними, и, как написал Поуэллл, «так территория боевых действий на века стала полностью мексиканской со всей ее колоритностью».
Автор:
John P. Schmal
Источники:
- http://www.houstonculture.org/mexico/zacatecas_indig.html
- Katz, Friedrich, «The Life and Times of Pancho Villa.» Stanford, California: Stanford University Press, 1998.
- Olague, Jesus et al., «Breve Historia de Zacatecas.» Mexico City, 1996.
- Powell, Philip Wayne. «Soldiers, Indians and Silver: North America’s First Frontier War.» Tempe, Arizona: Center for Latin American Studies, Arizona State University, 1973..
- Wasserman, Mark. «Everyday Life and Politics in Nineteenth Century Mexico: Men, Women, and War.» Albuquerque: The University of New Mexico Press, 2000.
Перевод — Sam (www.indiansworld.org)