Кахокия. Город солнца

Без рубрики

Если бы мы смогли вернуться в прошлое, нам следовало бы раскрыть загадку этого города. Как его спланировали, как его построили и что он значил для его жителей. Сегодня нам видны лишь остатки того, что раньше было Кахокией.

Огромный курган — самый большой рукотворный монумент в Америке — а также большое количество более мелких курганов, выстроивших систему в самом большом археологическом комплексе к северу от Мексики. Похожих на Кахокию мест больше нет.

Мы до сих пор исследуем её секреты и далеки от разгадки замыслов народа, построившего этот город — не похожий на другие города своего времени.

Долина богата растительностью и живностью…. На плодородной почве вдоль могучей континентальной реки росло огромное количество видов растений…  Река, подтопляемые ею луга и обрывистые берега стала домом для многих видов животных. Также возле неё селились и люди, мигрировавшие на территорию свыше 12 тысяч лет назад. Тысяча лет назад жившие здесь люди развили культуру, которую мы сейчас именуем Миссисипской.

Речь о мужчинах и женщинах, построивших эти курганы. Как и люди жившие до них, они выращивали тыкву, подсолнечник и зерновые культуры. Дикие растения, рыба и другие животные были важной пищевой составляющей в их рационе, но основой их жизни было сельское хозяйство.

Когда миссисипские сообщества начали выращивать, например, кукурузу, у них появилась возможность обеспечивать себя избыточной пищей — кукуруза здесь росла прекрасно… урожаи были высоки.

Поскольку кукурузу можно долго хранить — можно делать запасы на годы вперёд, например, чтобы пережить неурожайный период. Стабильный источник пищи позволил людям построить Кахокию — их постоянное место пребывания. Индейцы Миссисипской культуры также могли обмениваться излишками на мясо, инструменты, одежду или другие предметы. Это означало, что некоторым людям не было необходимости заниматься сельским хозяйством — они могли сосредоточиться на другой деятельности, например, изготовлении инструментов.

Таким образом, кукуруза и другие сельскохозяйственные культуры стали больше чем пища — они подпитывали всё сообщество. Правитель мог использовать кукурузу на различные цели — его эмиссары могли торговать излишками в обмен на редкие и экзотичные предметы, такие как медь или морские раковины.

Миссисипские сообщества торговали, используя разветвлённую торговую систему, охватившую территорию на тысячи километров: от Великих озёр до побережья Мексиканского залива, от побережья Атлантического океана до Великих равнин.

Все эти сообщества были частью миссисипской традиции, а самая крупная община построила массивные курганы с плоской вершиной — огромные земляные платформы, где на вершине стояли храмы или другие строения.

В американском регионе, где сливаются реки Миссисипи и Миссури, сформировалась даже ещё более сложная сеть из небольших сообществ, некоторые из которых состояли всего лишь из нескольких домов возле кукурузных полей, вокруг селений побольше, которые, в свою очередь, были связаны с ещё большими сообществами с населением в несколько тысяч жителей.  А центром всего этого была Кахокия — огромный курган, обширная церемониальная площадка и дома, куда ни брось взгляд.

Это был город власти, жизни, богатства, безопасности. Он просуществовал несколько сот лет. Многие его районы были чётко спланированы, и у каждого участка была своя функция. В городе были огромные площади для игр, церемоний и всеобщих собраний. Километры частокола защищали церемониальный центр. Был здесь и уникальный солнечный календарь, который исследователи назвали Вудхендж.

Город окружали поля кукурузы и других сельскохозяйственных культур в достаточном количестве, чтобы прокормить 20-тысячное население города и запасать излишки. Здесь найдены ямы, откуда брали землю для рукотворных холмов. Были в городе и курганы, обозначающие границы поселения. А также курганы с плоской вершиной, где находились дома. И были здесь конические погребальные холмы.

Но был в городе один курган, больше всех остальных, больше всех построек во всем миссисипском мире. Эта огромная земляная платформа была центром сообщества. Это была самая высокая точка в городе и это был дом правителя. Отсюда он управлял землёй и говорил с небом. Он был немыслимо богат, был мудрым, его власть была бесспорной.

Правитель был ответственен за поддержание равновесия  между духовными силами верхнего и нижнего миров.  А возможно и за поддержание порядка и гармонии среди людей. Ему прислуживали, как прислуживали бы богам. Своими мудрыми советами правитель управлял постройкой курганов — мест для храмов.

Для тысяч рабочих строительство курганов было актом верности и веры. Занимаясь постройкой, они копали землю при помощи каменных орудий,  а затем переносили её на спине в плетёных корзинах.  От 20 до 30 килограммов переносилось за раз. 15 миллионов раз в течение 300 лет. Они видели, как растёт великий курган и были горды этим.

Кахокия — была местом занятий, местом человеческой активности. Люди создавали и использовали инструменты и другие предметы. Они добывали и готовили пищу. Они строили дома и другие строения. Они преодолевали все проблемы большого города — перенаселение, скопление мусора, преступность. Они растили детей, ухаживали за больными и хоронили умерших.

По мере роста населения в Кахокии, община становилась всё сложней. Одна семья, которая раньше могла обеспечить себя всем необходимым, теперь уже должна была торговать и работать с другими кланами и семьями. Чтобы выжить. Во многом, как и в нашем обществе, взаимоотношения выходили за рамки одной семьи, плетя сети взаимной зависимости внутри сообщества. Для народа Кахокии каждый день был испытанием тела, разума и духа.

Как и все люди земли любой эры, люди культуры Миссисипи использовали мифологию для того, чтобы познать свой мир, его видимые и невидимые аспекты, его известную и неизвестную природу. Мы осознаём их верования в совершаемых ими религиозных обрядах и в используемых ими символах.

Зерно закопано,
как друг, что покинул нас,
и из него вырастает новое растение,
которое созревает и его собирают,
чтобы зерно заново посадить.

Смерть следует за жизнью,
а жизнь следует за смертью,
это круг без конца.

Или взгляни на змею,
что живёт под землёй,
которая сбрасывает старую кожу
и появляется с новой.

Или встреть солнце,
дарителя огня и жизни,
продвигающегося по небу
по идеальной и всеми известной дуге –
используй его, чтобы распределить сезоны,
используй его, чтобы отмечать момент времени,
когда день и ночь равны,
используй его, чтобы измерять циклы жизни.

Сегодня мы с большим любопытством изучаем историю Кахокии. Каждый день всё новые научные инструменты, новые технологии и новые взгляды помогают нам понять культуру, которая существовала в этой долине сотни лет. Но до сих пор осталось очень много загадок, которые предстоит разгадать. И множество открытий ещё предстоит совершить.

Например, никто до сих пор не знает точно почему Кахокия начала испытывать упадок где-то в конце 13 и начале 14 веков. Мы знаем, что упадок затянулся и ещё много лет власть и мощь Кахокии подвергались испытанию. Мы знаем, что бедность, мусор и болезни были разрастающимися проблемами.

Может изменения климата, истощение ресурсов и растущее население, а может и классовые войны и конфликты внутри и вне общины также внесли вклад в упадок Кахокии.

Эти загадки уже долго нас мучают и заставляют думать, чтобы прикоснуться к прошлому и представить древних жителей, собравшихся у священного огня, смотрящих на ночное небо сквозь мглу.

В те дни земля была богатой и моих людей было много и много огней согревало их, мы выращивали кукурузу и молились о благословении у дождя и у солнца.
Мы долго путешествовали и встречали много интересных вещей, мы видели прекрасные дома и большие храмы.

Но куда бы мы не шли, мы пели песни о величии нашего дома, потому что ничто не могло сравниться в красоте и величии этого места.
Это место, где растёт самая высокая кукуруза, где бегуны самые быстрые, где здания достигают неба и где благородное солнце светит ярче.


Источник: текст фильма про Кахокию (Cahokia. The City of the Sun), перевод – Sam (www.IndiansWorld.org), 2014.



.