Древняя астрономия Нового Света

Без рубрики

Сокровища джунглей Юкатана

Когда бородатые вавилонские жрецы-астрономы накопили уже значительный опыт в наблюдениях Луны и планет, в другой части земного шара такие наблюдения только начинались американскими индейцами. Однако и здесь со временем астрономические познания стали весьма точными и достаточно обширными.

Майя, тольтеки, ацтеки — индейские племена, оставившие после себя многочисленные колонны и пирамидальные ступенчатые храмы. Их удивительная культура, о которой свидетельствуют надписи и украшения на развалинах этих сооружений, до сих пор вызывает интерес и споры ученых.

В начале 1517 г. на берег полуострова Юкатан, расположенного в южной части современной Мексики, высадились испанцы. Эрнандес де Кордоба и сопровождающие его конкистадоры в изумлении остановились перед гигантскими строениями, разукрашенными странными орнаментами, включающими гротескные изображения змей, ягуаров и других животных, а также человеческих лиц. Такое они увидели в Новом Свете впервые. Впрочем, конкистадоров Кордобы мало интересовали эти каменные памятники неизвестной своеобразной культуры. Они отправились в экспедицию, возбужденные легендами о золотой стране Эльдорадо.

Но даже их храбрость, подогреваемая мыслями о золоте, не смогла сломить упорное сопротивление воинов майя. Отряд Эрнандеса де Кордобы был практически разгромлен и вернулся на Кубу — туда, откуда прибыл. Правда, на следующий год успех все же был достигнут, но не военным путем. На полуострове Юкатан с торговой миссией побывал Хуан де Грихальва, племянник испанского генерал-губернатора Кубы, и благополучно вернулся обратно. Спустя десять лет к полуострову отправился Франсиско де Монтехо, один из воинов Грихальвы, однако эпидемия малярии остановила проникновение колонистов внутрь территории майя. Присоединения полуострова к Новой Испании опять не получилось, и понадобилось еще две экспедиции, пока в 1542 г. уже сын Монтехо (тоже Франсиско) не покорил Юкатан. На руинах одного из индейских селений был основан город Мерида; начавшееся покорение майя завершилось только в 1697 г., когда под ударами испанцев пал последний их оплот в джунглях Гватемалы.

Мы сделали это небольшое историческое введение, поскольку сведения о «доиспанской» эпохе древней империи майя крайне скудны, а вовсе не потому, что народ майя не имел своей истории. Причина — в «миротворческих» действиях испанских католических священников, которые сопровождали завоевателей-конкистадоров. Они должны были превратить индейцев в покорных христиан и обучить их культуре европейцев. Но «перевоспитание» язычников шло с большим трудом. Столкнулись две культуры — каждая со своими многовековыми традициями. Вожди и жрецы майя примирились с политической властью испанцев, но не хотели уступать завоевателям то, во что веками верили их деды и прадеды. Сопротивление было скрытым, т.е. крещеные майя считались христианами, но тайно поклонялись своим старым богам. В уцелевших храмах в джунглях по ночам совершались ритуалы и жертвоприношения. Так длилось до середины XVI в., когда фанатизм одного из францисканских монахов превзошел жестокие деяния первого губернатора Юкатана Франсиско де Монтехо.

На площади города Мани, столицы некогда могущественной династии майя Тутуль Шиу, был зажжен огромный костер. В него монах Диего де Ланда публично бросил книги найденной в городе большой библиотеки, созданной жрецами майя еще до прихода испанцев. В последние годы своей жизни Ланда написал книгу, где объяснил столь варварский акт тем, что в библиотеке «не содержалось ничего, кроме суеверия и дьявольской лжи». Так в пламени костра, зажженного католиками, было уничтожено несметное богатство культурной жизни майя, оставшейся для остальных цивилизаций Нового Света на недосягаемой высоте.

Книги древних майя (их также называют кодексами) написаны на длинных лентах бумаги, приготовленной из какого-то-вещества растительного происхождения. Письменность представляла собой иероглифические знаки. Ленты, заполненные текстом (знаки рисовались краской), хранились свернутыми в деревянных или кожаных футлярах.

Но откуда все это известно, если, как мы только что сказали, книжное богатство майя сгорело в огне безрассудного фанатизма?

Счастливый случай чудом сохранил три кодекса древней цивилизации. Один из них, найденный в 1739 г., хранится в библиотеке г. Дрезден и известен как Дрезденский кодекс. Он содержит в основном астрономические сведения и является источником всего изложенного на следующих страницах этой книги. Второй свиток, называемый кодексом Тро-Кортезианус, был обнаружен в XIX в. и хранится сейчас в Музее истории и археологии в Мадриде (иногда его называют также Мадридским кодексом). Наконец, третий кодекс был найден в 1860 г. в одном из старых сундуков. Документ хранится в Национальной библиотеке в Париже и называется Парижским кодексом.

Даже это небольшое наследие свидетельствует об очень интересных достижениях цивилизации американских индейцев, обитавших в свое время на территориях современных Гватемалы, Мексики, Гондураса и части Сальвадора. Однако их духовные ценности не произвели никакого впечатления на алчных испанских завоевателей. Интерес к этой цивилизации стал проявляться значительно позднее, уже в XIX в. Разыскав в джунглях заброшенные архитектурные памятники, ученые увидели на них те же иероглифы, что и в письменных кодексах. Для расшифровки загадочных знаков привлекли книгу печально известного Диего де Ланда. Стремясь, по-видимому, «ввести в курс» своих последователей, он описал многое из жизни, обычаев, религии и даже истории народа майя. Сам того не подозревая, он стал первым исследователем древней культуры, несмотря на организованное им же чудовищное аутодафе. В его книге воспроизведены иероглифы, означающие дни, месяцы и годы, т.е. он первым соприкоснулся со сложной системой измерения времени, созданной на далеком от Европы континенте.

Долгое время целый ряд ученых вел осаду загадочной письменности майя. Последним, и наиболее удачливым, в этой цепочке оказался советский исследователь Юрий Кнорозов, и помогло ему то, что сложившаяся здесь ситуация напоминала случай с Розеттской надписью. Как мы помним, эта надпись была сделана как на греческом языке, так и с помощью древнеегипетских иероглифов, что помогло расшифровке египетской письменности. В данном же случае ситуация была следующей. Во-первых, в книге Диего де Ланда содержалась транскрипция иероглифов майя буквами испанского языка, правда довольно неточная. Во-вторых, старания миссионеров обучить местное население испанскому языку все-таки не пропали даром. После колонизации были написаны книги на разговорном языке майя, но латинскими буквами. Эти книги носят несколько забавное общее название «Чилам-Балам», и в них обучившиеся грамоте индейцы изложили свои мифы и религиозные верования. В частности, одна из книг племени киче из Гватемалы, называемая «Пополь-Вух», содержит представления индейцев об устройстве мира. Но кроме легенд, сохранившихся в памяти индейцев, в этих книгах встречаются отрывки из старых кодексов майя. Конечно, эти отрывки были включены в книги тайно от завоевателей, и их основой послужили тщательно скрываемые оригиналы. Все эти обстоятельства в совокупности и помогли Кнорозову в разгадке древних иероглифов.

Книги, написанные индейцами после покорения их земель, служат теперь основным источником, позволяющим специалистам-историкам исследовать культуру и знания одной из выдающихся цивилизаций древности.

Переселенцы из Атлантиды или… внеземные пришельцы

Европейцы — завоеватели американского континента — считали местные племена дикими, однако со временем выяснился высокий уровень культуры майя. К сожалению, как уже отмечалось, сведения об истории этого народа до его покорения крайне скудны. Как следствие, появились самые невероятные гипотезы о происхождении такой культуры. Действительно, праотцы аборигенов не имели ни колеса, ни плута, пользовались мотыгой, а металл применяли только для украшений.

Однако при всем этом у древних майя существовал совершенный календарь, который мог быть создан только при обширных астрономических познаниях. Начав углубляться в этот вопрос, исследователи вспомнили про древние цивилизации Ближнего Востока. Постепенно из-под покрывала джунглей стали появляться свидетельства цивилизации, по уровню познаний в астрономии сравнимой с Древним Египтом и Вавилоном. Любопытно, что еще в конце прошлого века появилась работа Огюста Плонжона «Священные обряды у майя и киче 11 500 лет назад и их связь с обрядами Египта, Греции, Халдеи и Индии». Как видим, уже в названии есть слово «связь». Более того, по мнению автора, примерно треть слов в языке майя имеет греческое происхождение, и все это потому, что оба народа имеют общего прародителя — цивилизацию, жившую в… Атлантиде. Согласно Платону, такой континент существовал за Геркулесовыми столбами в Атлантическом океане. По своему расположению он мог быть прекрасным мостом между древними цивилизациями по разные стороны океана. Впервые подобная мысль о связи разных народов появилась в 1879 г. под пером студента в одном из популярных журналов в США, а затем уже была подхвачена авторитетным французским ученым. Конечно, студенты могут быть источниками свежих идей, но их более опытным ученым коллегам следует относиться к этим идеям более критически …

Тем не менее было бы неверным категорически утверждать, что в пользу гипотезы об Атлантиде как прародине майя нет никаких «аргументов». Еще известный нам монах Ланда писал, что некоторые старики индейцы рассказывали о своих предках как о народе, пришедшем с востока и спасенном богами, которые проложили ему двенадцать путей по морю. А вот что написано в одной из книг серии «Чилам-Балам»: «Неожиданно наступил гигантский потоп, пошел дождь, тринадцать богов лишились своих жезлов, подломились небеса и рухнули на землю, четыре бога были уничтожены». Разве это бедствие не напоминает гибель Атлантиды? В другой книге из упомянутой серии говорится о путешествии трех героев на восток, предпринятом с целью поклониться могущественному властелину и дать ему клятву на верность. Кто же этот властелин на востоке, если не правитель Атлантиды?

Располагая множеством таких «свидетельств», — не спорим, увлекательных, но не имеющих надежного обоснования, — внук всемирно известного археолога Шлимана даже написал книгу: «Как была открыта Атлантида — источник всех цивилизаций».

Мы не случайно обрисовали здесь гипотезу об Атлантиде. Дело в том, что в наш космический XX век она видоизменилась, уступив место гипотезе о внеземных пришельцах. А применение последней к тем или иным фактам напоминает зачастую плод необузданной фантазии…

Так какова же история народа майя? Наука сейчас располагает свидетельствами, что люди жили на обеих частях американского континента как минимум за 10 000 лет до того момента, от которого Плонжон отсчитывает зарождение культуры майя (~11500 лет назад). На этот счет существует одна гипотеза, имеющая как сторонников, так и противников. Заключается она в том, что первообитатели континента, открытого Колумбом, попали на него еще в незапамятные времена по замерзшему Берингову проливу. Но если это так, то с равным успехом можно предположить, что этот мост был с «двусторонним движением»…

Вообще говоря, на Американском континенте обнаружено несколько очагов цивилизации. Один из них располагался на Тихоокеанском побережье и в высокогорных районах современного Перу, и наиболее древние свидетельства позволяют отнести его к рубежу 2-го и 1-го тысячелетий до н.э. Вероятно, именно эти далекие предки инков воздвигли прекрасные строения из гранитных блоков и проложили дороги, спускающиеся вниз из высокогорных районов Анд. На территории современной Канады и северной части США проживали народы, имевшие более низкий уровень развития. Нас же интересуют места, близкие к Мексике. Так, на территории современного Сальвадора был обнаружен район, заселенный еще в конце 2-го — начале 1-го тысячелетий до н.э. По-видимому, жившие здесь племена испытали сильное культурное влияние ольмеков, которые считаются «родителями» майя.

Впрочем, есть ли убедительные свидетельства того, что такие «родители» были? Может быть, майя сами постепенно достигли высокого уровня развития, удивляющего современных ученых?

Тут необходимо отметить следующее довольно загадочное обстоятельство. На большой территории, которую охватывали майя (сейчас это Гватемала, Гондурас и на севере п-ов Юкатан), найдено свыше ста древних поселений майя с остатками каменных зданий своеобразной архитектуры, многие из которых украшены великолепными орнаментами. Исходя из первого впечатления, которое производят эти сооружения, можно предположить, что они созданы под руководством одного архитектора, настолько сходны они по стилю. Более того, уже известный нам радиоуглеродный метод анализа дает примерно один и тот же возраст всех этих памятников — IV в. н.э. Поэтому у историков складывается мнение, что майя практически мгновенно заселили эти земли и что пришли они сюда уже с достаточно развитой культурой. Тогда спрашивается — откуда они пришли и кто их предшественники, обладавшие высоким уровнем духовной жизни?

Полагают, что предшественниками майя были ольмеки (название происходит от ацтекского слова «олли» — каучук). Их считают создателями самой древней цивилизации Америки, и тому есть свидетельства. В частности, на побережье Мексиканского залива к юго-востоку от столицы Мексики в ряде мест найдены огромные каменные фигуры (чаще всего изображающие ягуаров, человекоподобные существа или просто мужские головы), а также различные статуэтки из глины и нефрита. Все эти творения создавались на протяжении большого периода времени — от конца 2-го тысячелетия до н.э. примерно до 400 года до н.э.

История самих майя, как мы уже подчеркивали, известна очень плохо. Однако можно утверждать, что в IX в. произошел заметный спад в культурном развитии этого народа. В целом ученые принимают следующую схему исторической эволюции майя: доклассический период от 1500 г. до н.э. до примерно 300 г. н.э., классический период от 300 до 900 г. н.э. и постклассический — от 900 до 1530 г. н.э. (до начала испанской колонизации). В первом и втором периоде выделяют по три фазы развития, в третьем — две.

Один — мало, два — много

Существуют свидетельства, что у индейцев Нового Света земледелие возникло около пяти тысяч лет назад. С появлением этого занятия усилилась потребность в измерении времени. Здесь следует особо подчеркнуть, что в местах расселения майя не было больших рек, создающих возможности для искусственного орошения (в отличие от условий зарождения других древних цивилизаций). Более того, выращивание основного продукта питания — маиса в условиях тропического климата, свойственного территории страны майя в период ее расцвета, было очень нелегким занятием. Даже в период освежающих дождей свирепствовали различные тропические болезни. С большим трудом майя отвоевывали у вечнозеленых джунглей плантации для земледелия, несколько лет использовали их, а затем, в основном из-за истощения почвы, вынуждены были забрасывать эти земли и начинать все сначала.

В условиях жизни майя не было такого регулярного фактора, как разливы Нила в Египте. Возможно, это обстоятельство, а также быстро изменяющаяся погода побуждали индейцев внимательно следить за небом и движением небесных тел, чтобы найти какие-то ориентиры. Низкая географическая широта этих мест благоприятна для астрономических наблюдений: очень быстро темнеет, небесные объекты высоко поднимаются над горизонтом, ночь долгая… И чем точнее выводы из наблюдений, проводимых жрецами в огромных храмах-обсерваториях, тем меньше зависимость жизни народа от природных стихий. Возможно, именно такие причины и стимулировали усердие индейских звездочетов.

Мы уже много раз рассказывали в этой книге о различных календарях. Займемся теперь календарем майя, который отличается от всех остальных двумя любопытными особенностями.

 ||| 33Kb

Во-первых, месяц у майя по продолжительности (20 дней) никак не сочетался с лунным синодическим месяцем. Во-вторых, продолжительность календарного года у майя (260 дней) также не сочеталась с естественной длительностью солнечного тропического года. Как видим, этот календарь не был ни лунным, ни солнечным.

Помимо отмеченных двух особенностей календаря была еще и третья, не связанная, правда, с какими-либо естественными периодами времени. У майя в системе счета времени была неделя, но она состояла из 13 дней.

Таким образом, в календаре древних индейцев-майя остается только одна величина, определяемая природным процессом, (вращением Земли вокруг своей оси) — это сутки. В результате возникает вопрос — откуда такая точность в календаре и как вообще его можно построить, не соотнося с движением Луны вокруг Земли и Земли вокруг Солнца? Рассмотрим этот любопытный календарь подробнее.

Год продолжительностью 260 дней («цолькин») включал в себя 13 месяцев по 20 дней или 20 недель по 13 дней. Здесь сразу же привлекают внимание числа 13 и 20, которые имели особое значение не только в астрономии, но и в математике.

Обозначения 20 дней одного месяца, составляющего 13-месячный год майя «цолькин» ||| 18Kb

Каждый день месяца имел свое название: Имиш (дерево мира), Ик (ветер, дух), Акбаль (тьма, ночь), Кан (самка игуаны), Чикчан (большая змея), Кими (смерть), Маник (?), Ламат (?), Мулук (?), Ок (знак месяца см. на рисунке, по значению — уши животного), Чуэн (мастер-ремесленник), Эб (слабый дождь?), Бен (очевидно, по значению — шалаш), Иш (на одном из диалектов — ягуар), Мен (возможно, остров), Киб (воск), Кабан (землетрясение), Эсанаб (наконечник копья), Кавак (буря, дождь) и Ахау (господин, владыка). По мнению майя, в разные дни рождаются люди с разными характерами, например, люди с неустойчивым поведением — в день Ик (ветер, дух), а убийцы — в день Кими (смерть).

Каждый день 13-дневной недели имел свой порядковый номер. При продолжительности года в 260 дней получается, что новый цикл опять начинается с первого дня первого месяца, например дата 1 Имиш снова попадает на первый день года через 260 дней. Такая система счета, по-видимому, применялась для упорядочения религиозно-культовых обрядов; именно для этих целей и предназначался «цолькин», удобный для жрецов.

Обозначения 18 месяцев, составляющих год майя продолжительностью 365 суток («хааб») ||| 15Kb

Для своих повседневных нужд майя создали другой календарь («хааб»), который в отличие от «усеченного» религиозного был «нормальным», т. е. год в нем был близок к тропическому. Содержал он 365 дней, разделенных следующим образом: 18 месяцев по 20 дней, что составляет 360 дней, плюс пять дополнительных суток. Дополнение делалось в конце года, но пока у ученых нет единого мнения о том, когда именно кончался год у майя. Согласно запискам Диего де Ланда, конец года приходился на 16 июля (по юлианскому календарю), однако нам кажется более обоснованным мнение французского ученого Ж. Женэ. Он считает, что «хааб» начинался с месяца Яшкин, первый день которого выпадает на 23 декабря по григорианскому календарю (т. е. на первый день после зимнего солнцестояния). Действительно, во-первых, день солнцестояния примечателен с астрономической точки зрения, во-вторых, предыдущий месяц назывался Шуль, что означает «конец».

В таблице приведены названия 18 месяцев года «хааб» и соответствующие интервалы времени по григорианскому календарю. Как видим, месяц Шуль заканчивался 17 декабря, а год, с учетом пяти дополнительных дней, — 22 декабря. Соответственно Новый год надо было праздновать 23 декабря… Кроме того, судя по названиям месяцев, календарь майя имел и хозяйственное назначение. В этом смысле он сходен с древнекитайским сельскохозяйственным календарем, разделенным на 24 интервала времени.

Название месяца

Перевод

Интервал по григорианскому календарю

1

Яшкин

новое солнце

23 декабря — 11 января

2

Моль

сбор

12 января — 31 января

3

Чен

источник

1 февраля — 20 февраля

4

Яш

новый

21 февраля — 12 марта

5

Сак

белый

13 марта — 1 апреля

6

Кех

олень

2 апреля — 21 апреля

7

Мак

покрытие

22 апреля — 11 мая

8

Кан-кин

Желтое солнце

12 мая — 31 мая

9

Муан

облачный

1 июня — 20 июня

10

Паш

барабан

21 июня — 10 июля

11

Кайяб

большой дождь

11 июля — 30 июля

12

Кумху

Шум бури

31 июля — 19 августа

13

Поп

циновка

20 августа — 8 сентября

14

Во

жаба

9 сентября — 28 сентября

15

Сип

(имя бога охоты)

29 сентября — 18 октября

16

Соц

летучая мышь

19 октября — 7 ноября

17

Сек

8 ноября — 27 ноября

18

Шуль

конец

28 ноября — 17 декабря

Летоисчисление у древних майя

Год продолжительностью 360 дней вполне бы подходил для индейцев с точки зрения повторяемости названий дней, поскольку 360 делится без остатка на 20. Однако необходимость введения пяти дополнительных дней смещает эти названия, и повторение происходит только через цикл из 4 лет.

В отношении порядкового номера дня в 13-дневной неделе нетрудно высчитать, что полное повторение названий и номеров дня в году произойдет только через интервал в 52 года. Цикл из 52 лет «хааб» по 365 дней составляет 18 980 дней, столько же составляют 73 года «цолькин» по 260 дней. Равенство 73 х 260 = 52 х 365 «синхронизировало» обе календарные системы древних майя, т. е. порядковые номера и названия дат начинали повторяться в прежнем виде через 18 980 дней.

Теперь к вопросу о датах. В нашем привычном григорианском календаре одни и те же даты повторяются каждый год. Исключение составляет лишь день 29 февраля, который вставляется раз в четыре года. Другими словами, в нашем календаре дата определяется порядковым номером дня в данном месяце с добавлением названия месяца. Однако если мы дополнительно включим в дату еще и название дня недели (тогда дата будет содержать три обозначения), то два полностью тождественных по таким датам года будут разделены уже значительным интервалом.

Рисунок на золотом диске, найденном в древнем городе майя Чичен-Ица. Вокруг центрального изображения божества написаны различные календарные даты ||| 79Kb

Нечто похожее мы встречаем в летоисчислении майя. Дата у них состояла из следующих компонент: 1) порядковый номер дня в 13-дневной неделе; 2) название дня; 3) порядковый номер дня в 20-дневном месяце; 4) название месяца. Возьмем, например, дату, записанную так: «13 Ахау 13 Муан», — она означает: 13-е число 13-дневной недели, день Ахау (см. рис. «Обозначения 20 дней одного месяца»), 13-е число месяца Муан (см. рис. «Обозначения 18 месяцев, составляющих год майя»). А встречается этот день только один раз в цикле из 52 лет «хааб». Во многих городах майя были воздвигнуты в честь каких-либо важных событий каменные колонны (стелы) и именно такие даты были проставлены на них.

Правда, среди четырех компонентов мы не находим привычного нам порядкового номера года. Жрецы майя, конечно, тоже понимали, что однозначного определения даты в 52-летнем цикле недостаточно для больших интервалов времени. Поэтому они определили в своей системе начало всего летосчисления, но прежде, чем его привести, надо отметить, что у майя в особом почете были число 20 и кратные ему числа. В календарной системе это предпочтение проявлялось в следующем: один месяц (на языке майя «виналь») состоял из 20 суток («кин»), 18 месяцев составляли год в 360 суток («тун»). Далее шли такие единицы:

1  катун   =   20 тунам   =   7200 суток

1 бактун   =   20 катунам   =   144 000 суток

1  пиктун   =   20 бактунам   =   2 880 000 суток

Именно эти единицы и ставились перед конкретной датой. Например, дата 9.14.0.0.0. 13 Ахау 13 Муан означает (о нем мы уже упоминали выше), до которого прошло 9 бактунов, 14 катунов, 0 тунов, 0 виналей и 0 кинов от начала летосчисления майя. Обозначается это начало как 0.0.0.0.0. 4 Ахау 8 Кумху и относит нас с точностью до дня к 3113 г. до н.э.!

Слуги Солнца — поклонники точности

Говоря выше, что календарь майя не был ни лунным, ни солнечным, мы, конечно, поторопились. У них помимо религиозного был и гражданский календарь с 365 суток, близкий к солнечному, но все-таки 365 не равно 365,2422 — продолжительности тропического года с точностью до десятитысячной доли суток.

Однако имеются сведения, что на самом деле майя знали продолжительность солнечного года. Они получили значение 365,2420 суток, при котором ошибка в одни сутки накапливается лишь за 5000 лет!

С большой точностью индейцы-майя определили и продолжительность лунного синодического месяца. На стене гробницы одного из вождей в Паленке найдена надпись, согласно которой «81 луна составляет 2394 дня». Отсюда для одной «луны» получаем значение 29,53 суток, а если вычислить среднее из нескольких подобных надписей, то получим 29,53053 суток (истинное значение с пятью знаками после запятой составляет 29,53059). Как видим, здесь ошибка потрясающе мала!

Добавим, что, опять же согласно надписи на одной из колонн, майя знали также продолжительность цикла Метона, о котором говорилось в предыдущих главах. Напомним, что это интервал в 19 лет, по истечении которого фазы Луны приходятся на те же даты, что и в предшествующем интервале. С другой стороны, затмения Луны и Солнца происходят соответственно в полнолуние и новолуние, т. е. знание цикла Метона служит некоторой предпосылкой для предсказания затмений. Но, по-видимому, майя располагали и другими возможностями в этом вопросе, обеспечивающими более высокую точность, о чем, в частности, свидетельствуют надписи о предстоящих солнечных затмениях.

Все это еще раз убеждает нас, что майя были внимательными и аккуратными наблюдателями. Слежением за небом занимались жрецы, которых называли «ах-кин» — слугами Солнца. Как и жрецы-астрономы Двуречья, «ах-кин» строили астрономические обсерватории в виде специальных храмов (рис. 45). Они были похожи на усеченную пирамиду, причем верхняя площадка служила для религиозных обрядов и жертвоприношений. Эти пирамиды в отличие от древнеегипетских были ступенчатыми.

Об одной из таких пирамид майя в древнем городе Чичен-Ица вспоминал еще Диего де Ланда в своей книге. Она носит название «Пернатый змей» и с каждой из четырех сторон имеет лестницу с 91 ступенькой, т. е. всего 364 ступени. Если добавить еще и верхнюю площадку, то получится 365 — число дней в солнечном году. По стенам пирамиды расположены каменные рельефы, и их число составляет 52, что соответствует числу «хааб» в одном цикле. Кроме того, на стенах обнаружено 9 специально сделанных углублений, что составляет половину от 18 — числа месяцев в году. Все эти числа связаны с летоисчислением майя и совсем не случайно зафиксированы тем или иным способом в пирамиде, которая, таким образом, играла роль вечного календаря.

Обсерватория в древнем городе майя Чичен-Ица ||| 31Kb

Сделаем краткое отступление, касающееся культа Пернатого змея. Зародившись у индейцев, населявших северо-восточные берега Мексиканского залива, он затем перешел к индейцам-тольтекам, а после — к ацтекам. У последних Пернатым змеем был бог Кетцалькоатль, дарующий людям разум и мудрость. Он же считался создателем мира и богом ветров и бурь.

Схема дворца-обсерватории в г. Паленке ||| 24Kb

Как мы видим, храм-пирамида Пернатого змея отражал в себе календарную систему майя. Однако существовали и здания, предназначавшиеся исключительно для наблюдений за небом. Одно из них находится в уже упоминавшемся городе Чичен-Ица. Здание круглое, что нетипично для строений майя, а его верхушка весьма похожа на купол современных астрономических башен. В стенах есть прорези, через которые можно наблюдать Солнце только в дни равноденствий. Другое подобное здание-обсерватория находится в еще одном знаменитом городе древности — Паленке.

Схема  расположения  трех  храмов  к  востоку  от  пирамиды (Уашактун) ||| 27Kb

Следует рассказать и еще об одном комплексе. Он находится в поселке Уашактун в Гватемале и представляет собой пирамиду и три храмовых сооружения в восточной стороне. Расположены они так, что наблюдатель, стоящий на пирамиде, видит через них восход Солнца в дни равноденствий и солнцестояний.

Изображение Утренней звезды Венеры в Храме Ягуара (Чичен-Ица) ||| 33Kb

Вспомним, что «ах-кин» означает «слуги Солнца». Поскольку они точно знали продолжительность лунного синодического месяца, их можно считать и «слугами Луны». Но с не меньшим основанием их можно назвать «слугами Венеры», так как эта планета была в большом почете у древних майя. В Чичен-Ице был даже специальный храм Венеры. Некоторые историки предполагают, что эта планета считалась «священной звездой» у индейского племени тольтеков, которое в XI в. переселилось на Юкатан и в район Чичен-Ицы и «растворилось» среди коренного населения майя. Однако культ Венеры как священной Утренней звезды при этом перешел к майя. У тольтеков она называлась Тлауискальпантекутли и была символом могущественного бога Мишкоатля, непрерывно требующего человеческих жертв.

Майя оставили после себя следующий ряд чисел, связанных с движением Венеры: 580, 587, 583, 583 и 587 суток. Среднее из этих пяти значений составляет 584 суток, что лишь на 0,08 суток отличается от синодического периода обращения планеты. Напомним, что это интервал времени между двумя одинаковыми положениями планеты по отношению к Солнцу и Земле, т. е. между двумя одинаковыми фазами Венеры. Венера появляется вблизи Солнца то на вечернем, то на утреннем небе, и через пять последовательных появлений начинается новый цикл. Один цикл составляет восемь земных лет, и майя это хорошо знали:

580 + 587 + 583 + 583 + 587 = 5 х 584 = 2920 суток,

или 8 х 365 суток.

Майя знали также синодические периоды обращения Юпитера и Марса. В частности, для Марса он составляет 780 суток, и было даже высказано предположение, что, поскольку 780:3 = 260 суток, продолжительность ритуального года «цолькин» связана с планетой Марс.

Заканчивая наш рассказ об астрономии древних майя, следует коснуться и их космологических представлений. Ранее мы уже не раз говорили об элементах сходства в мифологическом творчестве разных древних народов даже в тех случаях, когда они не имели взаимных контактов. Выражается это, в частности, в представлениях о вертикальной структуре неба, где для пяти планет, Солнца, Луны и звезд выделялось по одному «этажу», т. е. всего этажей было 8, причем эта цифра фигурирует в мифах многих народов.

Однако в легендах майя насчитывается 13 «небесных этажей», и если назначение восьми из них можно понять, то что представляют остальные пять? Определенного мнения у исследователей древней культуры по этому поводу пока не сложилось. У майя «подземный свет» состоял из девяти этажей, на которых обитал «господин преисподней» Хун Ахау. Возможно, на 13 небесных этажах обитали боги или какие-нибудь небесные чудовища, поскольку в названиях созвездий у майя встречаются Гремящая змея, Птица с головой зверя, Долгоносое чудовище и т. п.

Интересны и представления майя, касающиеся «горизонтальной» структуры мира. Согласно этим представлениям, Земля, являющаяся прослойкой между небом и подземным миром, имеет квадратную (или по крайней мере прямоугольную) форму. Небо, накрывающее ее как купол, держится на пяти деревьях — одном центральном (изначальном) и еще четырех «цветных». Изначальное вечнозеленое дерево служит не только для поддержания неба, но и, как считали майя, является источником всего сущего. Это как бы аналог христианского рая, и здесь тень ветвей заменяет прохладу райских кущ. Остальные четыре дерева связаны со сторонами света: в направлении на восток расположено красное дерево (цвет утренней зари), на север — белое (может быть, цвет снега, о котором когда-нибудь слышали майя), на юг — желтое (цвет полуденного Солнца) и на запад — черное (цвет ночи, стремительно наступающей в южных широтах после захода Солнца за горизонт). На этом мы завершаем рассказ о необычной, но чрезвычайно интересной культуре, созданной много веков назад в джунглях Центральной Америки. Наверное, мы знали бы о народе майя значительно больше, если бы не чудовищный огонь костра, зажженного фанатизмом монаха Диего де Ланда.

Среди ацтекских философов

Почти в то же время, когда в огне костра сгорало наследие майя, погибала и культура другого индейского народа — ацтеков. Молодой авантюрист Фернандо Кортес в сопровождении 400 испанцев и нескольких тысяч воинов мексиканского племени тлашкальцев в ноябре 1519 г. вторгся в державу ацтеков. Испанцы были поражены величественными зданиями столицы, расположенной на десятках островов. Это была настоящая Венеция Нового Света. Они дивились огромным пирамидальным храмам, с алчностью вглядывались в одежды людей, усыпанные золотыми и серебряными украшениями.

А через год блестящая столица ацтеков уже лежала в руинах. Царь ацтеков Монтесума II был мертв, и пришел конец еще одной цивилизации. Немецкий философ Шпенглер написал по этому поводу: «История дала нам единственный пример насильственной смерти целой цивилизации. Никто не тормозил ее развитие, и она не угасала сама по себе — по ней нанесли смертельный удар во время расцвета и грубо уничтожили, она пропала как подсолнух, которому случайный прохожий срубил голову». В Мексику вторгся не только конкистадор Кортес (вторгся, по выражению его современника епископа Лас-Касаса, с крестом в руках и с ненасытной жаждой золота в сердце). Вслед за ним хлынула лавина католических священников, которые, подобно своему собрату на Юкатане, начали планомерно уничтожать многовековую культуру покоренного народа.

Каким мировоззрением и какими познаниями по астрономии обладала эта культура? Согласно тольтекским и ацтекским философам, которых называли тламатинами, Земля находится в центре Вселенной и имеет форму огромного диска. Диск окружен со всех сторон водой, которая на горизонте сливается с небом и его водами. Вселенная разделена на четыре части, начинающиеся в центре Земли. Запад, где заходит Солнце, считался его домом и изображался красным цветом. Юг, где проходит ежедневный путь Солнце, ассоциировался с ярко-синим цветом. Восток, откуда восходит наше светило, считался символом плодородия, и для этой стороны света тламатины предпочли белый цвет. Наконец, на севере находилась страна мертвых, имеющая черный цвет.

Вертикальная структура мира включала 13-слойные небеса и 9-слойный ад. Небесные слои представлялись в виде дорог, по которым движутся космические тела. Тламатины имели специальное задание «следить за изменениями на небе и движением светлых точек по небесным путям». Считалось, что самый нижний слой неба, который доступен взору каждого, опирается на облака и здесь движется Луна. В книге «Общая история Новой Испании», написанной во второй половине XVI в., ее автор Фрай Бернардино де Саагун передает свой разговор с одним из тламатинов относительно фаз Луны:

1. Когда рождается новая луна, она выглядит как тонкая дуга, которая почти не светит, но постепенно она растет.

2. Через  15 дней Луна становится полной и восходит на востоке.

3. После захода Солнца она похожа на большой мельничный круг красноватого цвета.

4. Когда этот круг поднимается, он становится белым и ярким, так что можно разглядеть даже зайца, а если нет облаков, то Луна светит почти как Солнце.

5. После полной луны начинается ее уменьшение до тех пор, пока она не станет такой, как в начале.

6. Тогда говорят, что Луна умирает или глубоко засыпает.

7. Это говорят, когда Луна еще появляется на рассвете, а в момент соединения заключают: «Луна уже умерла».

Вертикальная структура небес согласно представлениям ацтеков

Ясно, что ацтеки следили за Луной и знали последовательность смены ее фаз.

На втором небе, по мнению ацтекских философов, располагались звезды — 400 в северной части и 400 в южной половине, причем они разделены, как и у всех древних народов, на созвездия. Например, Большая Медведица называлась Тескатлипока (тигр), Малая Медведица — Ситлальонекуили (от слова «онекуили», означающего разновидность хлеба ацтеков, по форме напоминающего конфигурацию звезд созвездия). И лишь по чистой случайности современное созвездие Скорпион называ­лось у ацтеков так же — Колотль (скорпион). Звездное скопле­ние Плеяды привлекали особое внимание ацтеков, поскольку считалось, что это созвездие (Тианкистли) охраняет все живое в мире.

Третье небо отводилось Солнцу, которое изображалось «орлом с огненными крыльями».

Четвертое небо занимала «большая звезда» — планета Ве­нера, на языке науатль называемая Ситлальполь или Уейситлалин. Культ ее сохранился еще со времен тольтеков, которые связывали Венеру с могущественными богами, создавшими не­беса и воду, Солнце и людей, календарь и кукурузу (основной продукт питания народа) и все остальное.

Впечатление от захода Венеры в волны Тихого океана при­вело индейцев к созданию ее образа в виде пернатого змея, окруженного морскими улитками. Подобные идолы стояли во многих древних храмах.

Причина популярности Венеры среди других планет была связана, по-видимому, не только с ее блеском. Индейские ас­трономы установили следующее соотношение — 65 синодиче­ских периодов обращения Венеры (напомним, 584 дня) равны 104 солнечным годам (365 дней). Такой интервал продолжи­тельностью 37 960 суток назывался Уеуелитцли (одна ста­рость), и это соотношение употреблялось в ацтекском календаре для гаданий.

Пятое небо было предназначено для комет, шестое и седь­мое — для дня и ночи, сменяющих друг друга, восьмое — для бурь, остальные, скорее всего, предназначались для каких-то богов.

Что касается календаря ацтеков, то он очень напоминает календарь майя. В особенном почете был ряд чисел 4, 13, 18, 20, 52. Год состоял из 18 месяцев по 20 дней (вейтенас) и пяти до­полнительных, считающихся священными, дней (немонтемы). Неделя состояла из 13 дней, был известен и цикл в 52 года. Начало его связывали с положением Плеяд на небе и считали каждый такой цикл возобновлением жизни. В силу этого толь­ко в начале цикла предпринималось новое строительство, в частности появлялись новые этажи храмов-пирамид.

Любопытна картина возникновения мира в мифах индейцев. Творцом, конечно же, был бог, но вот создавался мир несколь­ко раз.

Верховный бог Ометеотль имел четырех сыновей: белого, красного, синего и черного. Эти цвета связывали также с цве­тами четырех секторов света, и они же символизировали четы­ре элемента природы (огонь, вода, земля и воздух, как и в философии Эмпедокла в древней Греции). Но основное, с чем были связаны цвета, — четыре эпохи времени, через которые прошел существующий мир.

Свою многообразную программу деятельности Ометеотль передал сыновьям, которые дружной работой основали самый старый мир. Однако один из братьев возжелал возвыситься над остальными и превратился в Солнце, заселив при этом Землю сотворенными из пепла человеческими существами. Остальные братья рассердились и уничтожили созданный им свет, призвав на помощь дарителя мудрости Кецалькоатля. Мир был уничтожен водой — «все исчезло, все унесено вода­ми». Так завершилась первая эпоха или, как говорили сами древние индейцы, первое «солнце».

Вскоре второй брат, решив подняться над остальными, со­здал свой мир и заселил его гигантами. Этот мир был уничто­жен земными и небесными чудовищами. Третий мир погиб от огненного дождя, а четвертый, в котором жили обезьянопо­добные, смел ветер. После всего этого братья поняли, что на­до действовать дружно. Они помирились и создали новое «солнце» с современными людьми.

Вначале была создана богиня Земли. Затем два брата пре­вратились в змей, обвили богиню и сильно стиснув, раскололи ее на две части. Из одной половины получилась поверхность Земли, из другой — небесный свод. После этого из различных «деталей» богини было создано все живое и все земные обра­зования. Затем были сотворены Солнце, Луна и люди, а также все необходимое для их жизни (вспомним, что до этого была холодная и мрачная ночь). Однако, чтобы привести в движение небесные тела, потребовалось принести жертву, и только тог­да наступила «эпоха движения».

Когда же был создан мир? Ответ на этот вопрос дают древние тольтекские и ацтекские памятники, в частности Ка­мень Солнца, хранящийся в музее г. Мехико. Произошло это, если соотносить с нашим современным летосчислением, за 955 лет до новой эры, или за 2513 лет до даты 22 мая 1558 г., когда католические священники переписали на испанский язык так называемую «Легенду о Солнце». Столь длительный интервал времени делится на пять эпох: эпоха тигра или первого бога, длившаяся 676 лет (13×52); эпоха ветра — 364 года (7×52); эпоха дождя — 312 лет (6×52), отделенная от предыдущей одним циклом в 52 года; эпоха воды — 676 лет (13×52) и, наконец, эпоха движения, в которой мы живем.

Как уже было сказано выше, четыре главных бога ацтеков отождествлялись с четырьмя элементами природы — землей, водой, огнем и ветром. Когда господствовал тот или иной сын Ометеотля, олицетворяемое им Солнце имело «болезни», характерные для того или иного элемента. Но каждая эпоха была совершеннее предыдущей, и в последней была достигнута гармония соперничающих сил (напомним, что каждой из них отвечало и свое направление света). Однако и последняя эпоха не может быть вечной. Чтобы отсрочить неизбежное, — говорили ацтекские тламатины, — надо приносить жертвы Солнцу, причем той субстанцией, которая поддерживает жизнь людей, — кровью. Поэтому ацтеки, «народ Солнца», вели постоянные войны, а пленников приносили в жертву своему богу.

Завоевание Мексики испанцами положило конец варварским ритуалам, но в то же время привело к разрушению всей многовековой тольтеко-ацтекской культуры.

Знаете ли вы это об инках?

На американском континенте известны три центра древней культуры. Один из них располагался на территории современного Перу. В предыдущих главах уже говорилось об огромных рисунках на поверхности пустыни Наска, но этими рисунками, конечно, не исчерпываются достижения перуанских индейцев.

К сожалению, они не создали своей письменности, и об уровне их знаний теперь можно судить главным образом по записям испанских католических миссионеров. Остались также наскальные рисунки и археологические памятники.

Испанские конкистадоры под предводительством Писарро завладели этими землями в 30-е годы XVI столетия. В первой же половине XV в. все живущие здесь племена были покорены инками. Обнаруженные к настоящему времени керамические изделия свидетельствуют о том, что культура инков представляет собой ветвь более древней культуры индейцев наска. Одна из промежуточных в этой цепи — так называемая культура Тиауанако, именуемая так по названию древних мегалитических памятников по берегу озера Титикака. Древний город располагался на высоте 3800 м над уровнем моря, и культура проживавших здесь индейцев достигла расцвета в 200—600 гг. н.э. Как и все народы Нового Света, они почитали бога Солнца. Среди развалин Тиауанако до сих пор сохранились «Ворота Солнца» — арка, пробитая в огромном каменном блоке, украшенном каменными фигурками.

В одной из испанских книг, написанных в XIX в., можно прочитать: «Они рассказывали, что творец обитал в Тиауанако и это место было его главной резиденцией… Многие каменные истуканы были когда-то живыми людьми, но он превратил их в камень за неподчинение. Они рассказывали, что когда-то повсюду была мрачная ночь и он, создав Солнце, Луну и звезды, повелел им прибыть на озеро Титикака и там вознестись на небо».

Творец в этом рассказе назывался Тикси Виракочу, что означает «Бог, которого нельзя понять». Тур Хейердал отмечает, что до инков бог-творец назывался Кон-Тики Виракочу. Помните знаменитого норвежского путешественника и его плот «Кон-Тики»?

Как все знают, слухам не стоит особенно доверять. Но иногда… Ходили слухи, что где-то в джунглях скрыто святилище Виракочу. Так или иначе, археолог X. Бингхэм из Йельского университета (США) прислушался к ним и начал искать храм. Поиски заводили его все выше и выше в Андские горы на восточной границе Перу и Бразилии. И вот настал момент, когда на высоте 2400 м он вступил на террасы, заросшие травой, и увидел огромный храм. Так в начале нашего века было обнаружено святое место инков — Мачу-Пикчу. Для нас интересно то, что в стороне от центральной культовой площади было отдельное место с невысоким каменным столбом (он был высечен прямо из скалы). Это уже хорошо известный нам древний гномон, за тенью которого следили жрецы, и выше уже рассказывалось о том, какие величины он позволяет определить.

Календарь и счеты с бахромой и узелками, использовавшиеся древними инками ||| 24Kb

Жрецы древних инков назывались «орехонами». Они были хранителями календаря, сведения о котором у современных ученых пока весьма смутные. Известно только, что он содержал 12 месяцев, начинался в новолуние и в нем были выделены даты, важные с астрономической точки зрения. Напомним, что Перу расположена южнее экватора и там самым длинным является день 22 декабря (зимнее солнцестояние). Гномон в Мачу-Пикчу не единственный оставшийся от древних инков. Не исключено, что большая высота этих мест над уровнем моря и высокая прозрачность воздуха позволяли ночью следить за тенью гномона от Луны.

Выше говорилось об отсутствии письменности у инков. Однако у них существовала система передачи сведений в виде так называемого узелкового письма. По-видимому, она использовалась и при вычислениях, которые были необходимы для создания календаря.

Авторы:

Никола Николов – профессор кафедры астрономии Софийского университета;
Владимир Харалампиев – известный болгарский педагог и популяризатор науки.


Источник — книга Н. Николова и В. Харалампиева «Звездочеты древности» Пер. с болг. — М., Мир, 1991 г. – 296 с.
OCR – M. Klimushkin, Irkutsk, 2005.

.