Примерно в 12 веке после почти 2-х веков странствий народ мешика пришел в долину Мехико. Долину, где долгое время господствовали тольтеки. Мешика не были родственным тольтекам народом, и виделись более развитым городам-государствам жестокими варварами, приносящими нестабильность в долину.
Местные государства напали на кочевой народ, убив многих и отправив выживших в гористую местность, покрытую кактусами и кишащую змеями. Ссылка должна была уничтожить их. Но мешики были привычны к различным невзгодам. Они процветали.
Вскоре выносливость, навыки и войны ацтеков поразили их более развитых соседей. Они стали предлагать свои услуги в качестве наемных войск и уже через поколение мешики стали частью социальной и политической структуры плодородной горной долины.
В 1325 году они попросили правителя соседнего Колуакана выдать его дочь замуж за мешикского правителя. Польщенный и увидевший в этом возможность для союза правитель Колуакана согласился. Чуть позже, когда он и другие правители долины прибыли в город мешиков чествовать новую принцессу, вместо своего дитя он увидел жреца одетого в ее кожу. Пришедший в ужас правитель Колуакана потребовал мести.
— Сюда, идите сюда, мое войско Колуакана. Идите и отомстите за ужасное преступление, совершенное мешиками. Убейте их, уничтожьте этих развращенных людей. Моe войско, мы прикончим их и не оставим и следа памяти о них
Колуакан и его союзники напали на мешиков, прогнав тех кого не убили на озеро в центре долины. После того как они оказались на болотистом острове, почти полностью уничтоженные мешики снова доказали свою выносливость. Они увидели конец своих долгих поисков родины — знак орла, сидящего на кактусе, пророческий знак, предсказанный им. Место это будет называться Теночтитлан.
— Теперь мы нашли обещанную нам землю. Мы нашли покой для усталых мешиков. Теперь мы ничего не хотим. Успокойтесь, братья и сестры, потому что мы обрели обещанное богом войны.
Сто лет народ Теночтитлана отстраивал остров ценой больших жертв. Они осушили землю на болотистом озере и возвели каменные храмы и общественные здания. Каменная дамба соединяла материк с островом с севера, юга и запада. Был построен акведук, чтобы обеспечить жителей свежей водой из источника на материке, который простирался на 5 километров. Повсюду на острове были вырыты каналы, чтобы перевозить товары и людей.
Торговля принесла им богатство, и их снова стали нанимать в качестве наемных воинов могущественные города-государства долины.
Устраивались династические браки, что в конечном итоге дало мешикам возможность породниться с благородными тольтеками.
Теночтитлан был городом на подъеме своего величия. Пришло время перехода власти к мешикам. И когда в долине снова разразилась война, мешики и их союзники вышли из нее победителями. После победы они стали называть себя ацтеками в честь того места, откуда были родом мешики — Астлана, земли цапель.
С этого момента ацтекское пророчество предсказывало им блестящее будущее.
— Могущество мощного оружия должно соответствовать духу нашего сердца. С ними мы завоюем все далекие и близкие народы, будем управлять всеми городами и деревнями от моря до моря, станем повелителями золота и серебра, сокровищ и драгоценных камней, перьев и податей. И мы станем правителями над всеми ними и их землями, над их сыновьями и дочерьми, которые будут служить нам.
Более 80 лет ацтеки проводили далеко идущие кампании по завоеванию территорий, расширяя свои владения от Мексиканского залива до Тихого океана. Они воевали в грандиозных сражениях с другими городами-государствами по всему региону.
Большинство завоеванных и обращенных в подчинение народов обязывали поставлять рабов для труда на ацтекских общественных работах, и платить высокие налоги, а также поставлять товары. Ацтеки записывали сколько налогов должны уплатить подчиненные государства.
Мешки с хорошей одеждой, диски c золотой чеканкой, экзотические растения и перья, драгоценные камни, украшенная перьями военная форма. Построенная на плечах податных государств, островная столица ацтеков выросла в одно из чудес света.
Житель Мексики: — Когда я впервые открыл глаза в этом мире, я был рожден в этой традиции, я видел пышные празднества, которые проводились в наших деревнях. Наши танцы были похожими на те, что устраивались в давние времена. У них было много праздников в этих краях, с большим количеством нарядных танцоров в ярких одеждах. Я думаю, что тогда это выглядело намного зрелищнее, гораздо более красочно, чем когда наши деды жили там по своим укладам.
У элиты были двухэтажные дома, украшенные прекрасными садами. В королевском птичнике содержались тысячи редких птиц, а казна росла от благосостояния империи. Ежедневно город убирали тысячи чистильщиков, весь мусор собирался и увозился на лодках. На центральных рынках толпились профессиональные торговцы, чьи путешествия уводили их на очень далекие расстояния. Это были люди, которые говорили на многих языках и часто приносили с собой новости из других земель.
В центре Теночтитлана возвышался Великий храм. Двойная пирамида была домом для божеств, которые олицетворяли конфликт в самом сердце ацтекского общества. Вечная борьба между жизнью и смертью, плодородием и войной.
Их собственные ритуалы, которые в особых случаях включали человеческие жертвоприношения, были частью этой двойственности. Жизнь для своего существования нуждалась в смерти, а смерть нуждалась в жизни.
В Теночтитлане проживали сотни тысяч людей, он стал шумной метрополией, управляемой ацтекским императором из Большого императорского дворца. В год 1-тростник, 1519 по христианскому летоисчислению, Мотекусома предчувствовал закат своей империи. И он не смог забыть, что пророчество ацтекского величия имеет и темную сторону; пророчество, долгое время бытовавшее в их устной традиции.
— Я начну войну против всех провинций, крупных и малых городов и поселений, и сделаю их всех своими рабами, своими слугами. Проще говоря, мы покорим их. Они будут вырваны у меня и будут обращены против меня чужеземцами, которые свергнут меня с этой земли.
Источник: 500 Наций. Фильм 1. Эпизод 2.
Перевод: Елена Приймак