От паувау до джаза. Современная музыка индейцев Северной Америки

Без рубрики

Направления и жанры

С приходом белого человека на Американский континент началось столкновение двух культур, трагическое и неизбежное.

Индейцам удалось выжить в этом противостоянии, и сохранить свою культуру, порой сильно изменившуюся, но уникальную и узнаваемую.

Музыка испокон веков была важнейшей частью индейской жизни, буквально пронизывая все её стороны, и во многом благодаря стойким музыкальным традициям коренным американцам удалось выжить как особой культурной общности, не смешавшись с общеамериканской.

Сегодня индейскую музыку можно разделить на две основные части.

Первая — это старинные ритуальные песни, практически не претерпевшие изменений со времён дорезервационной жизни. Эти песни исполняются во время важнейших обрядов и церемоний, например, таких как Танец Солнца или Палатка Потения.

Традиционные музыкальные инструменты дошли до наших дней также практически без изменений. Это барабан из дерева, обтянутый сыромятной кожей, погремушки из черепашьего панциря, тыквы, бизоньего рога, сыромятной кожи, свисток из птичьей кости, деревянная флейта.

Другую часть индейского музыкального творчества можно охарактеризовать как современную. Впрочем, с некоторой долей условности, так как самый большой пласт современной музыки — стиль паувау — напрямую происходит от старых церемониальных и танцевальных песен. Песни паувау, пожалуй, самые популярные среди коренного населения Северной Америки, так как танцевальные конкурсы и фестивали (собственно это и есть паувау) происходят по всему континенту то тут, то там, чуть ли не ежедневно. Тысячи резерваций, индейских общин, коммун, городских центров, колледжей и музеев проводят собственные паувау — от грандиозных и широко рекламируемых, до скромных и маленьких, иногда с приставкой мини-. И, конечно, спрос рождает предложение — групп, исполняющих музыку для паувау тысячи. Это целый мир со своими традициями и отточенными навыками по сочинению песен, выпуску записей, организации гастролей и обучению особой манере пения, соединённой с игрой на барабане.

Что касается современной индейской поп- и рок-музыки, то тут можно сказать, что она практически повторяет все направления современного мира популярной музыки с той или иной степенью сочетания с индейскими музыкальными традициями. Это могут быть большие или маленькие вкрапления традиционной музыки, её переработка или адаптация, использование традиционных музыкальных инструментов, а то и просто тексты с «индейской темой» или использование деталей костюма. И, конечно, тут нет никаких ограничений в музыкальном стиле. Индейцы исполняют хард-рок, фанк, фолк, блюз, госпел, джаз, соул, р’н’б, этно-поп, панк, рэп, техно, хип-хоп и так далее. Существует Музыкальная Ассоциация Коренных Американцев, которая начиная с 1998 года отмечает лучших индейских музыкантов. Особое направление представляет такое явление как рез-рок (то есть рок резерваций) — чаще всего это полупрофессионалы или музыканты-любители, исполняющие собственные композиции в стиле блюз-рок и выступающие в основном в резервациях.

Кроме того многие музыканты с индейской долей крови, которые по сути являются исполнителями типичной европейско-американской музыки, время от времени возвращаются в творчестве к своим корням.

В дополнение можно упомянуть стоящую несколько особняком, но довольно многочисленную и популярную группу исполнителей в «индейском стиле», но не являющимися ни индейцами, ни даже американцами по происхождению. Чаще всего эти музыканты экспериментируют в стиле нью-эйдж, где электронная музыка соединяется с наложением голосов и песнопений коренных американцев.

И, конечно, стоит вспомнить довольно многочисленную группу исполнителей, чью музыку можно назвать «индейской» с некоторой натяжкой, но именно эта музыка заслужила репутацию самой настоящей индейской. Да и сами музыканты выглядят очень по-индейски — смуглая кожа, длинные волосы, перья, бахрома, всевозможные украшения. А увидеть и услышать этих музыкантов можно по всему свету. За исключением, пожалуй, Северной Америки.

Дело в том, что это самые настоящие индейцы, но только южноамериканские. В основном из Перу, Боливии, Эквадора. Они используют в своих нарядах элементы костюма индейцев прерий Северной Америки, часто довольно утрированные и аляповатые, но яркая внешность гарантирует узнаваемость и, соответственно, большую аудиторию. Если говорить о собственно музыке, то чаще всего это обработанная в стиле нью-эйдж фонограмма саундтрека из фильма «Последний из могикан», на которую накладывается живое исполнение на традиционных андских пан-флейтах разных размеров и оттенков звучания. В репертуаре также народные мелодии Анд, известные во всём мире, такие как «Кондор летит». Выглядит такое шоу весьма эффектно, исполнение очень профессиональное, но, увы, это только вводит в заблуждение неискушённого слушателя.

Главный же компонент современной индейской музыки — стиль паувау — остаётся несколько в стороне от массовых представлений, и наверно стоит разобрать его несколько подробней. Хотя бы потому, что это направление индейского песенно-танцевального творчества уже стало международным и активно развивается во многих европейских странах.

Паувау. Структура и музыка

Сейчас паувау в большинстве случаев представляет собой конкурс (контест), где соревнуются танцоры различных категорий. В основу стиля паувау легли музыкальные традиции индейцев региона степей, и, соответственно, танцевальные костюмы и регалии являются продолжением традиций кочевых индейцев Великих равнин.

Танцоры традиционного стиля на паувау «Ярмарка кроу» в Монтане, США. 1992 г. Фото: Ю.В. Котенко

Танцоры традиционного стиля на паувау «Ярмарка кроу» в Монтане, США. 1992 г.

В конкурсных танцах мужчины и женщины танцуют отдельно. Мужские основные стили это — северный традиционный, южный традиционный, танец травы, фэнси и танец цыплёнка. Женские — также северный и южный традиционные, джингл-дресс и танец с шалью. Кроме того в контест могут быть включены танцы, характерные для какой-то местности или культурного региона. Участники конкурса разделены на возрастные группы, в каждой из которых выбирается победитель своего стиля.

Кроме конкурсных танцев участники паувау и все желающие, включая зрителей, вне зависимости от пола, возраста, национальности и наличия танцевального костюма могут принять участие в социальных, или общественных (так называемых «межплеменных») танцах, которые составляют примерно половину всей танцевальной программы паувау. Есть ещё парные танцы (ту-степ), круговые (разновидность хоровода) и многие другие.

Таким образом, репертуар барабанной группы должен быть настолько обширен, чтобы музыканты могли без повторов исполнять песни всех танцевальных категорий плюс песни для особых церемоний паувау: песня открытия, песня флага, песня ветеранов и так далее.

Барабанная группа из резервации Северных Шайеннов на мини-паувау в спортзале. Фото: Ю.В. Котенко

Барабанная группа из резервации Северных Шайеннов на мини-паувау в спортзале.

Хорошо, когда в паувау принимает участие несколько барабанных групп — во-первых музыканты меньше устают и берегут голоса, а во-вторых, при наличии большого количества групп можно проводить конкурсы и между ними. И чем больше музыкантов, тем разнообразней конкурсы. Например, певцы могут поучаствовать в соревнованиях и как солисты, и выступить совершенно с другим репертуаром. Есть даже соревнования между женщинами, которые подпевают барабанным группам.

По правилам сидеть за барабаном и петь могут только мужчины. Женщины обычно стоят (а теперь иногда сидят) за спинами музыкантов мужчин. Но в последнее время, очевидно как следствие эмансипации, появились и женские барабанные группы. Чаще это студенческие или школьные коллективы или европейские проекты. В большинстве случаев на традиционных индейских паувау к этому новшеству относятся отрицательно.

Барабанная группа на паувау в Копенгагене (Дания). Состав группы интернациональный - датчане и индейцы из племён сиу и чиппева. 2014 г. Фото: Ю.В. Котенко

Барабанная группа на паувау в Копенгагене (Дания). Состав группы интернациональный — датчане и индейцы из племён сиу и чиппева. 2014 г.

Паувау открывается церемониальным выходом на центральную площадку всех участников. Это шествие строго регламентировано и структурировано, порядок и очерёдность определяются местными традициями и уже сформировавшимися общеиндейскими правилами паувау. За соблюдением порядка следит «директор арены», ведёт всё мероприятие «церемониймейстер», или эм-си (МС). Открывают шествие старейшины, ветераны, уважаемые и знаменитые люди племени. За ними следуют знаменосцы с разными флагами — в основном резерваций и штатов. Однако главным флагом считается индейский оперённый посох, который выносят впереди всей процессии. Следом за знаменосцами идут «принцессы», или победительницы женских конкурсов «мисс паувау», «мисс племени» и тому подобных, которые непременно проводятся в каждой общине. Далее идут танцоры-мужчины в полном танцевальном облачении — максимально обисеренные, обахромлённые и оперённые. За ними следуют танцоры-женщины, также при полном параде. За ними дети. И все танцуют. И всё это под заводную песню лучшей барабанной группы. Эм-си громко, в микрофон представляет участников шествия, весело их подбадривая — «Эгегей, не зевай, мол! А ну давай-давай!». Зрители отвечают криками и аплодисментами. Вовсю работают фото- и видеокамеры, стоит атмосфера всеобщего возбуждения и радости. Открытие, или гранд-энтри — один из важнейших моментов каждого паувау, и провести его достойно, красиво и мощно есть важнейшая задача организаторов.

Паувау, именно как танцевальный конкурс, явление не такое уж древнее — ему около ста лет. Современные категории танцев сформировались лет 50-40 назад. Но во многом благодаря этому явлению индейцам удалось выжить как уникальной культуре, а многие племена практически утратив своё культурное наследие, едва сохранившись просто как индейские общины, смогли возродиться, полностью восприняв традиции паувау. Таким образом паувау стало общеиндейским явлением и достоянием всех племён Северной Америки. Мало того — индейцы нередко принимают участие и в не индейский паувау, проходящих в Европе.

Танцоры из племени липан-апачей (Техас, США) на паувау в Кладно (Чехия). 2014 г. Фото: Ю.В. Котенко

Танцоры из племени липан-апачей (Техас, США) на паувау в Кладно (Чехия). 2014 г.

В Европе контестные паувау начали проводиться в 1990-е годы. Сейчас самые крупные паувау проходят в Чехии, Польше, Германии и Великобритании. Паувау меньшие по масштабам, но тоже со всеми элементами этого стиля проводятся в России, Литве, Дании, Финляндии, Швеции.

И, возможно, что в ближайшее время паувау и в мировом масштабе станет по популярности чем-то наподобие бальных танцев или спортивного рок-н-ролла.

Участницы танцевального конкурса в стиле джингл-дресс на паувау в Кладно (Чехия). Представители Германии, Чехии, России, Великобритании и Канады. 2014 г. Фото: Ю.В. Котенко

Участницы танцевального конкурса в стиле джингл-дресс на паувау в Кладно (Чехия). Представители Германии, Чехии, России, Великобритании и Канады. 2014 г.

Музыкальные портреты нового времени

Очень трудно быть объективным, рассуждая на темы музыкальных жанров и исполнителей. Поэтому я не решусь назвать свои заметки рецензией — скорей всего это портреты, основанные на личном восприятии музыки и связанными с ней образами музыкантов, выбранными мной исключительно из чувства личного пристрастия.

Redbone – легенда индейского рока

Впервые об этом коллективе я узнал, когда мне было лет семнадцать. Конечно, это были сто раз перефотографированные картинки из какого-то заграничного рок-музыкального журнала. Конечно черно-белые, точнее грязно-серые. Конечно, мутные и маленькие. Однако там можно было разглядеть индейские костюмы, длинные волосы и надпись Redbone. Кто это, что поют-играют никто из сверстников сказать не мог, и узнать было негде. А как хотелось в индейско-рокмузыкальной юности соединения этих двух полюсов моего притяжения! Я чувствовал, что должна быть индейская рок-команда, которая на сцене с электрогитарами и в индейских костюмах с перьями поет про возрождение своей культуры и новое сопротивление индейцев — про Алькатрас, Вундед-Ни, резервации и великих вождей. Что-то про этот коллектив удалось узнать спустя пару лет в армии — был у нас один специалист по рок-музыке, и на мой вопрос — а кто это Redbone? Он ответил — А, эти-то… американские индейцы. — Ух, ты! А что за музыка? — Да так, на любителя… Вот и вся информация. Вернувшись со службы, я твёрдо задался целью найти записи этого коллектива. И неожиданно быстро набрёл на их след. Один мой коллега по работе оказался отличным спецом по музыке и настоящим фарцовщиком с невероятными связями. Он был знаком с творчеством этой группы, высоко оценив их хит Alcatraz. (Я знал, знал, что должна быть такая песня! Её просто не могло не быть!). Через несколько дней я имел полный отчет о состоянии «родных» дисков Redbone в Москве. Диск под названием «Potlatch» пару дней назад ушёл Ереван, есть на перезапись на два дня за 5 рублей диск под именем «Redbone», изданный в Испании, не продаётся, а на продажу есть «родной» штатовский двойной диск также под названием «Redbone» по цене 70 руб. Это все, что есть в Москве. Больше можно в ближайшее время не искать. На следующий день я стал счастливым обладателем двойного винилового альбома и качественной записи на лучшую немецкую плёнку того «непродающегося» альбома (впоследствии оказалось, что этот диск идентичен ушедшему на Кавказ альбому «Potlatch», просто в Европе при издании альбома меняли название и обложку. Как мне объяснил коллега-фарцовщик, группа издавалась в Европе из-за расово-политических проблем в США, мол, их на родине не жаловали).

Хочу отметить, что отдал я тогда, в начале 1980-х, половину зарплаты за диск с лёгким сердцем. Вряд ли что-то из современной музыки я готов купить сейчас даже за сотую часть своей зарплаты.

Итак, я наконец-таки смог насладиться настоящим индейским роком, и нисколько в нём не разочаровался, хотя коллектив совершенно не походил на типичных любимых «семидесятников» таких как Black Sabbath, Deep Purple, Uriah Heep, Grand Funk Railroad как я ожидал. Однако совершенно необычный резкий звук гитар, голоса с хрипотцой, долгие фанко-джазовые «запилы», индейские элементы в музыке, названия композиций — всё это сразу же сделало меня поклонником этого коллектива. И совсем меня покорил фрагмент с азбукой Морзе в теме Without Reservation с альбома «Potlatch» — во время очередного «запила» я четко принял на слух по армейской привычке сигнал точками-тире R-E-D-B-O-N-E. Никак не ожидал я от индейцев таких тонкостей. Ну и совсем уж положили на лопатки обложки дисков. Винил умели оформлять и подавать. На внутреннем развороте двойного «Redbone» стояли в ряд индейцы сиу из шоу Бафалло Билла, на лицевой стороне была изображена огромная красная кость с подвешенными перьями, на заднике крупный портрет участников группы.

Обложки виниловых пластинок группы Redbone. Фото: Ю.В. Котенко

Обложки виниловых пластинок группы Redbone.

Так кто же эти загадочные и легендарные «Красные кости»?

Хочу предупредить, что буду давать максимум проверенной информации, но если мои поиски зашли в тупик, то буду упоминать все варианты. Разобраться в этом было непросто — за более чем сорокалетнюю историю группа обросла легендами и слухами с одной стороны, но часть информации безвозвратно была утеряна с другой.

Самый старший участник группы, фактически её лидер, гитарист и вокалист Кандидо Альбеландо Васкес, позднее взявший псевдоним Лолли Вегас, родился 2 октября 1939 года в городишке Коалинга, штат Калифорния (по другим сведениям – дата рождения 10 февраля 1939 г., город Лос-Анджелес). Другой основатель группы, бас-гитарист и вокалист – его младший брат Патрик Моралес Васкес, он же Пэт Вегас, родился 17 марта 1946, Коалинга, Калифорния. Племя яки/шошоны с примесью мексиканской крови.

Братья родились в небогатой семье, и в юности много скитались в поисках заработка. В том числе и по южным штатам, где, общаясь в музыкальных кругах, познакомились с музыкой кейджун и блюз, и неплохо освоили гитары. Вернувшись в Калифорнию, они пытались заработать уже как музыканты. В основном они находили работу аккомпаниаторов (например, знаменитому Джону Ли Хукеру или Everly Brothers) в музыкальных клубах, но также сочиняли и свои песни, которые иногда исполняли их братья по цеху. В 1963 году братья участвовали в джазовом фестивале в Монтерее. Позже пытали счастья под именем Avantis, исполняя музыку в модном тогда стиле сёрф. Барабанщиком у них играл будущий участник группы Beach Boys Майк Ковальски. В 1964 г. братья Васкес под названием Sharks выпустили синглы «Big Surf» и «Robot Walk». Тогда же они стали участвовать в популярном музыкальном телешоу «Shindig» уже как Вегасы. В этот период они были сессионными музыкантами у дуэта «Сони и Шер». (Шер, как известно наполовину индеанка чероки). В 1966 году братья записали альбом «Pat And Lolly Vegas At The Haunted House», состоящий в основном из кавер-версий известных хитов.

Творческий потенциал музыкантов разглядел выдающийся гитарист Джими Хендрикс, тоже наполовину индеец, и подарил им идею создания чисто индейской группы, которая, будучи первой в своём роде, должна быть обречена на успех. Так в 1968 году к дуэту Вегасов присоединились два других музыканта индейской крови.

Роберт Энтони Авила, позднее известный под псевдонимом Тони «Ти-боун» Беллами, племя яки, родился в городе Ориндж, Калифорния 12 сентября 1946 года. По другим сведениям дата рождения – 9 декабря 1941 или 1940 года, однако, скорей всего более ранняя дата это следствие фальсификации самого музыканта, которому нужна была прибавка в годах, когда в юности он начинал играть в музыкальных клубах, где были возрастные ограничения. Тони был виртуозным гитаристом, а также певцом, клавишником и традиционным танцором. Он рос в музыкальной семье и получил неплохое образование, в том числе как гитарист стиля фламенко, что иногда и демонстрировал в ресторане, который держали его родители. Он также был членом коллектива Peter and the Wolves, который впоследствии стал психоделическим Moby Grape. Тони хотел участвовать в группе, играющей фанк или попытаться собрать такую группу. Предложение братьев Вегас, с которыми он познакомился в одном из ночных клубов Лос-Анджелеса, пришлось как нельзя кстати.

Барабанщиком группы стал индеец племени мака Питер Последний Медведь-Шатун ДиПо, или просто Пит ДиПо. Он родился в резервации Ниа-Бей, штат Вашингтон, в 1943 году. Он увлекался зарождающимся джаз-роком, а также фанком и первым применил в своей игре стиль «кинг-конг», в дальнейшем перенятый другими барабанщиками. Для игры Пита характерна полиритмия с активным использованием басового и ведущего барабанов — это можно хорошо расслышать в композиции «Prehistoric Rhythm» на дебютном альбоме.

Название для группы было решено взять Redbone — «красная кость», что перекликалось со слэнговым словечком, обозначавшим полукровку или метиса, однако, я думаю, главной идеей была всё ж именно кость красного цвета, которая и стала логотипом группы. Что-то жуткое и дикое. Вроде как в пику белой и черной кости, как обозначение своего сословия или расы.

Стиль группы получил определение как свомп-рок. Приблизительно в этом же стиле, в это же время и в этом же месте играли Creedence Clearwater Revival. Однако, на мой взгляд, кроме некоторого сходства было гораздо больше отличий — Redbone более изощрены, разнообразны, виртуозны, склонны к эксперименту. Часто включали в свои композиции чисто инструментальные, джазовые импровизации. Три вокалиста, каждый со своим особым тембром голоса по очереди солировали в песнях. Стилистически это трудно ограничить рамками какого-то одного названия, тут есть фанк, соул, блюз, кейджун, рок-н-ролл, джаз, ритм-н-блюз, латиноамериканская музыка и что угодно. Порой группу сравнивали с чёрной фанк-группой Sly and the Family Stone. И, конечно, визитной карточкой Redbone стали элементы индейской культуры, как в музыке, так и на сцене. Индейские костюмы, длинные волосы, перья, раскраска, фрагменты танцев — всё это придавало особый шик, и группа стала весьма популярной в Калифорнии. К тому же на рубеже 60-х и 70-х активизировалась индейская политическая жизнь — коренные американцы всё чаще выступали в защиту своих прав, демонстрируя бунтарский дух и возрождаясь после многолетней спячки в резервациях. Индеец снова стал символом свободы, и быть краснокожим становилось не стыдно. Redbone не были политической группой, но откликались в своих песнях на важные события в индейском мире («Alcatraz», «We are all wounded at Wounded Knee»). Кроме того, группа сформировалась на пике движения хиппи, очень популярного в Калифорнии, которая считалась родиной и столицей этого направления субкультуры — опять-таки длинные волосы, бахрома, банданы, элементы индейского костюма, близость к природе, любовь к психоделической музыке. Даже есть версия происхождения слова «хиппи» от индейского племени хопи.

Redbone стали одной из самых необычных и перспективных групп того времени. С 1970-го года альбомы следовали один за другим, и коллектив был на пике популярности. Песни «Maggie» 1971 г. и «Witch Queen From New Orleans» 1972 г. попали в хит-парады. Другими популярными песнями были «Niki Hokey» (написанная в «доредбоуновский» период и ставшая популярной в исполнении других артистов, попав в хит-парад ещё в 1967 г.) и «Alcatraz» — рок-баллада, посвящённая захвату индейцами острова Алькатрас в 1969 году.

После записи трёх альбомов был вынужден покинуть группу барабанщик Пит ДиПо. Со смертью его отца семья осталась без кормильца, и Пит вернулся в резервацию. Его место занял Артуро Перес, который пробыл в группе около года, приняв участие в записи альбома «Already Here» 1972 года и покинул группу в 1973 г. В этом же году барабанщиком Redbone стал Буч Риллера (родился 8 ноября 1945 г., по другим сведениям 11 августа) — двоюродный брат Тони Беллами. В его жилах текла смешанная кровь — мексиканская, яки, филиппинская и сенека. У Буча до этого была своя группа под названием Fatback. А с братьями Вегас он был знаком ещё со времён их общего увлечения музыкой сёрф в начале 1960-х.

В 1973 году произошли события, очень значимые для новой индейской истории — вооружённый захват индейцами поселка Вундед-Ни (Раненое Колено) на территории резервации Пайн-Ридж племени сиу. Эта акция протеста продолжалась 71 день и всколыхнула всю мировую общественность. Redbone откликнулись на эти события, записав песню «We are all wounded at Wounded Knee» (Все мы ранены в Раненом Колене), которая заняла в Европе первое место в хит-параде. Однако в США даже не попала в чарты из-за своей явной политической направленности. Эту песню не «пропустили» в альбом «Wovoka» и в последующие сборники, и многие поклонники группы в США долгое время не знали об её существовании.

Однако с другим хитом — «Come And Get Your Love» с альбома «Wovoka» 1973 г. группа достигла пика популярности. Эта песня поднялась до пятого места в американском хит-параде Billboard, продержалась там 24 недели, т.е. почти полгода (!) и разошлась тиражом более миллиона. И не удивительно — привязчивая мелодия, запоминающийся гитарный рифф, резкая игра барабанов, вязкий чавкающий бас, перекликающийся вокал Лолли с одной стороны и остальных участников группы с другой, напоминающий традиции индейского пения — заставляют слушать песню вновь и вновь. В 2014 году эта композиция пережила новый всплеск популярности, когда стала главной темой в фильме «Стражи галактики». Саундтрек к фильму занял первое место в чарте Billboard 200.

На мой взгляд, эта великолепная песня всё же не самая лучшая композиция группы. Творчество Redbone настолько разнообразно даже в рамках одного альбома, что можно найти композицию на любой вкус. В то же время альбомы группы не становятся от этого дробными, а наоборот составлены концептуально и слушаются на одном дыхании.

Redbone много гастролировали по Америке и Европе. Они выступали в Голландии, Испании, Франции, Германии, Швеции и Норвегии, имея неизменный успех.

От альбома к альбому стиль группы немного меняется — становится чуть мягче, усложняется композиционно, добавляются звуки различных инструментов, оркестровые аранжировки. Может быть даже слишком заумно. Темы песен касаются мистики, индейского фольклора, истории, религии, человеческих отношений, немного политики. Однако группа не смогла повторить свой успех начала 1970-х, их популярность заметно упала. В 1975-1976 годах Redbone не записали новых альбомов, они перебрались из Лос-Анджелеса в Лас-Вегас, где выступали в казино и музыкальных клубах. В 1977 г. коллектив покинули Беллами и Риллера (по некоторым данным Беллами ушёл раньше — 1975 году). Братья Вегасы попытались возродить группу, записали концептуальный альбом «Cycles», где к ним присоединился Алоисио Агуйар (клавишные, ударные). Но альбом остался непонятым, недооцененным и провалился, как и последовавшее турне 1978 года по северным штатам и Канаде.

Группа прекратила существование, оставшись до конца не понятой и не востребованной, оставив в наследие кучу музыкальных находок, ритмических ходов и положив начало такому понятию как индейский рок.

Братья Вегас продолжили выступления как дуэт, а также участвовали в озвучивании документальных фильмов по истории индейцев. Кузены Беллами и Риллера собрали группу Bimbam, которая иногда выступала в Калифорнии. В 1980-х и начале 1990-х годов группа изредка собиралась под именем Redbone, но это был не оригинальный состав — кто-то из участников группы приглашал на выступления сессионных музыкантов. Мне довелось увидеть такой Redbone на концерте в Пасадене в 1992 году.

Но группа не была забыта, не растворилась в музыкальном море и постоянно имела пусть не самый большой, но устойчивый спрос у ценителей нестандартной музыки. В 1990-е годы было издано довольно много их сборников, а также альбом с записью концерта 1977 года.

В начале 1990-х Вегасы решили возродить группу в оригинальном составе, но, увы, этому помешала болезнь Лолли и нежелание Пита ДиПо отправляться в турне. Не удалось его и заменить другим барабанщиком — Риллерой, также из-за болезни последнего. Но всё же Пэт Вегас и Тони Беллами возродили группу, приглашая на выступления (в основном в индейских казино) сессионных музыкантов.

В 1998 году была создана Музыкальная Ассоциация Коренных Американцев (Native American Music Association & Awards — NAMA), куда сразу же пригласили Redbone в качестве почётных гостей, представляющих на сцене конкурсантов.

В 2003 годы Пэт Вегас и Пит ДиПо ещё раз попытались возродить группу, организовав тур, но это опять не удалось. Однако в 2005 году братья Вегасы и Тони Беллами записали-таки альбом «One World», спродюсированный Пэтом и записанный без приглашённых музыкантов.

С тех пор Пэт Вегас периодически выступает в США и Европе под именем Redbone, собрав команду из старых друзей-музыкантов. Пит ДиПо перебрался в Голландию, где играет со своей группой.

Тони Беллами умер 25 декабря 2009 года в больнице Лас-Вегаса от болезни печени в возрасте 63 лет.

Лолли Вегас умер 4 марта 2010 года во сне в своём доме в г. Реседа, Калифорния после долгой борьбы с раком. Ему было 70 лет.

Однако незадолго до этих печальных событий случилось нечто, пожалуй, очень значимое и важное в истории коллектива. В 2008 году группа Redbone была занесена в «Зал Славы» Музыкальной Ассоциации Коренных Американцев.

Дискография, включая сборники:

1)             1966 — Pat & Lolly Vegas at the Haunted House (pre-Redbone album)

2)             1970 — Redbone (2 LP)

3)             1970 — Potlatch

4)             1972 — Message From a Drum (Witch Queen Of New Orleans)

5)             1972 — Already Here

6)             1973 — Wovoka

7)             1974 — Beaded Dreams Through Turquoise Eyes

8)             1975 — Come & Get Your Redbone (compilation)

9)             1976 — The Best of Redbone (compilation)

10)         1977 — Cycles

11)         1982 — Rock Giants (compilation)

12)         1991 — The Very Best of Redbone (compilation)

13)         1994 — Redbone Live

14)         1995 — Great Songs (Come and Get Your Love) (compilation)

15)         1996 — Golden Classics (compilation)

16)         1997 — Redbone Breaks (compilation)

17)         1998 — To the Bone (compilation)

18)         2002 — Take Two (with Wet Willie)

19)         2003 — The Essential Redbone (compilation)

20)         2005 — One World

Флойд Красная Ворона

Я увидел его по телевизору. Это было в середине 1980-х. Транслировали какой-то рок-концерт из Гамбурга. На сцену вышел известный чернокожий певец Гарри Беллафонте, а затем к нему присоединился человек с волосами, заплетенными в две косы и гитарой в руках. Его имя — Флойд Уэстерман — мне ничего не говорило.

Спустя пару лет мне удалось раздобыть записи его песен и узнать что-то о нём самом. Оказалось, что Флойд — довольно популярный индейский певец, исполняющий фолк-рок. В 1990 году Флойд снялся в фильме «Танцующий С Волками», что принесло ему известность как актеру, хотя и до, и после этой нашумевшей оскароносной картины, Флойд Красная Ворона Уэстерман (таково его полное имя) появлялся в нескольких неплохих фильмах, где, конечно же, играл индейцев. Позже я узнал, что он служил в морской пехоте, а также был довольно тесно связан с организацией «Движение Американских Индейцев». Словом, человек весьма интересный.

Представьте моё удивление, когда я узнал, что Флойд будет принимать участие в съемках фильма «Джонатан — друг медведей», где в 1993 году я трудился в качестве консультанта по индейской теме. Это был вестерн совместного производства Италии и России с участием США, ЮАР, Великобритании и Монголии. Съемки проходили в основном в Подмосковье, где были построены город в стиле Дикого Запада, «индейская деревня», «индейское кладбище». Режиссер фильма — Энцо Кастеллари, а в главных ролях снимались такие звёзды как Франко Неро, Джон Сэксон, Наталья Аринбасарова, Борис Хмельницкий, а также индейские актёры — Найф Уинг Сегура (индеец-апач из Нью-Мексико) и Флойд Уэстерман. Действие фильма происходит в конце прошлого века в Северной Дакоте.

Когда я вошел в гримёрную, Флойд сидел спиной ко мне и его длинные седые волосы спускались до лопаток. Он был в гриме и в костюме героя фильма — старого вождя и шамана Таванки. Решив применить свои скромные навыки в его родной речи, я произнёс приветствие на языке сиу:

— Хау, кола!

Он оглянулся, кивнул мне и помахал рукой. Я решил продолжить:

— Апету ваштэ, Канги Ша! (Добрый день, Красная Ворона!)

— Канги Дута, — поправил Флойд, — Ваштело!

Я немного оплошал с именем, но дело в том, что красный цвет с языка сиу на английский обычно переводят словом «red» (Floyd «Red Crow» Westerman). Нашему красному цвету у сиу больше всего подходит слово «ша», но есть и слово «дута», которое соответствует более яркому оттенку, скорее алому (по-английски вернее было бы «scarlet»).

Дальше мы общались на английском, но обстоятельно поговорить в спокойной обстановке удалось позже. После съемки нескольких дублей, Флойд отдыхал на складном стульчике, в стороне от людского шума. Когда я попросил его оставить автограф на моей кассете с записями его песен, он удивленно спросил:

— Откуда это у тебя?

— Из Штатов. Я там был в прошлом году.

Мы долго говорили об общих знакомых, которые всегда находятся в индейском тесном мире. И конечно, он сделал на кассете историческую надпись, которой я очень горжусь: «Злому Глазу от Флойда Красной Вороны».

Через некоторое время наша беседа прервалась. Флойд должен был принять участие в очередном съёмочном эпизоде.

По сценарию ему приходилось играть и молодые годы своего героя, и закат жизни, и смерть — в разных костюмах, в разном гриме. Было истинным удовольствием смотреть на этого актера во всех его перевоплощениях.

А в один из съемочных дней Флойд устроил для всей группы импровизированный концерт. Вполне естественно, что его мало кто знал в нашей стране, и тем более, никто не подозревал о другой стороне его творческой деятельности — музыкальной. Слушатели были просто заворожены его пением под гитару. Неудивительно, что Флойд был всеобщим любимцем на съемках. Никто даже не возражал, когда он лишил съёмочную группу части реквизита. А произошло это вот как.

Несмотря на проливной дождь, шли съемки в «индейской деревне». Флойд должен был участвовать в них, но я нигде его не видел. Разыскивая индейца, я оказался на другом конце «деревни», примыкавшей к лесу. Подойдя поближе, я увидел среди деревьев Флойда, его жену, апача Найфа и нескольких рабочих «Мосфильма». Все стояли вокруг свежевырытой ямы. Я заглянул в нее — там ничего не было. Флойд что-то говорил на языке сиу. В это время появился рабочий, несший большую картонную коробку. В ней лежало около десяти человеческих черепов. Выглядели черепа весьма жутко — над ними поработали художники студии. Это были настоящие черепа, привезенные из прозектуры. Несколько дней назад их использовали при съемках «индейского кладбища», а теперь они хранились среди реквизита.

Флойд обратился ко всем:

— Друзья, это очень плохо, что человеческие останки не захоронены. Их надо похоронить, чтобы души обрели покой. Они не могут служить реквизитами. Когда-то это были люди. Я буду молиться за них. Спасибо всем, кто сейчас рядом. Спасибо тем, кто помог мне!

Коробку с черепами опустили в яму и общими усилиями закопали. Флойд поставил на свежую могилу плошку с водой и начал молитву. Он молился на языке сиу, обращаясь по очереди к четырем сторонам света, к солнцу, к земле и просил прощения у мертвых, с останками которых обошлись столь жестоко. Это был уже не актер и не музыкант. Это был просто индеец. По его длинным волосам стекали капли дождя, а в руке он держал перо орла…

Флойд Красная Ворона Уэстерман во время съёмок фильма «Джонатан - друг медведей». Москва, 1993 г. Фото: Ю.В. Котенко

Флойд Красная Ворона Уэстерман во время съёмок фильма «Джонатан — друг медведей». Москва, 1993 г.

Дискография:

1)             1969 — Custer Died for Your Sins

2)             1970 — Indian Country

3)             1982 — Custer Died for Your Sins (перезапись)

4)             1982 — The Land is Your Mother

5)             1990 — Oyate (with Tony Hymas)

6)             2006 — A Tribute to Johnny Cash

Джон Труделл – рок-медитация

Первое знакомство с музыкальным творчеством Труделла вызывает противоречивые чувства. По крайней мере, так было со мной. Ожидая чего-то в стиле Redbone (а чего ещё можно ожидать от индейского рока в конце 1980-х?), я был с одной стороны немного разочарован, а с другой приятно удивлён. Творчество Джона Труделла, по большому, счёту не является настоящей рок-музыкой в чистом виде, а его пение вряд ли осмелюсь назвать собственно пением. Плавный рок-рэп что ли. Или блюз-речитатив.

А может быть это ритмованная поэзия. Стихи Труделла — это политика, философия и юмор. Добавьте к этому сплав из резких, тягучих, плачущих звуков электрогитары. Плюс индейские музыкальные вкрапления. А то и индийские (например, песня «Lucky Motel» — звуки ситара в стиле Харрисона). Словом, довольно эклектичная мешанина, но гармоничная и вкусная.

Жизнь Труделла такая же смесь, как и его музыка. Или, если выразиться точнее, то его музыкальное творчество — это отражение жизни, в которой смешалось так много всего того, что проще назвать одним словом — опыт.

Джон Труделл родился 15 февраля 1946 года в г. Омаха, шт. Небраска. Его отец из племени санти-сиу, мать мексиканка. Детство Джона прошло в резервации Санти, что на северо-западе Небраски. В 1963 году, семнадцати лет отроду, он бросил школу, оставил родной дом и поступил на военную службу. Прослужив во флоте до 1967 года, Труделл застал на месте первые годы войны во Вьетнаме.

После службы Труделл окончил колледж, но не нашёл работы по специальности (радиовещание). Однако свои навыки в области радио Труделл применил, когда он в составе организации «Индейцы Всех Племён» участвовал в знаменитой оккупации острова Алькатрас в 1969 году. Радиостанция «Свободный Алькатрас» транслировала традиционную индейскую музыку и передавала сообщения о проблемах индейцев и причинах побудивших их занять остров. Позже Труделл присоединился к радикальной организации «Движение Американских Индейцев» (AIM), вскоре став фактически её председателем. Возможно, политическая активность Джона стала причиной печальных событий, которые произошли в 1979 году. Трое детей Труделла, его беременная жена и её мать заживо сгорели в их доме в резервации Шошонов/Пайютов в Неваде.

После этой трагедии Труделл отходит от активной политической деятельности, с головой погружаясь в творчество. Он пробует себя в поэзии, литературе и музыке.

В исполнении песен Труделлу помогали такие музыканты как Джексон Браун (гитара, вокал), Джесси Эд Дэвис — индеец кайова/крик (гитара), Крис Кристофферсон, Марк Шарк, Bad Dog. А сам Труделл участвовал в музыкальных проектах Робби Робертсона, Оливера Шанти, Поля Персона, Лизы Джерард (экс-«Dead Can Dance»).

А 2005 году Труделл выступил и как композитор в документальном фильме режиссёра Хезера Рэя «Trudell», где, судя по названию можно легко догадаться, кого он играет. Собственно дату рождения фильма можно считать весьма условной — фильм снимали более 10 лет.

Ну, и тут уж нельзя не упомянуть ещё одну грань этого необычного человека. Он снялся в нескольких художественных фильмов, где наиболее яркие его роли — это современный воин-традиционалист Джимми Смотрящий Дважды в «Громовом Сердце» (Thunderheart) и трикстер Койот в «Хранителе Снов» (Dreamkeeper).

Труделл активно участвовал в музыкальном конкурсе Native American Music Awards, и в 2000 г. победил в категориях «лучший артист года» и «лучшая песня года» («Blue Indians»), а в 1998 г. получил статус «живой легенды».

Он умер от рака в декабре 2015 года в Калифорнии в возрасте 69 лет.

Дискография:

1)             1983 — Tribal Voice

2)             1986 — Original A.K.A. Graffiti Man

3)             1987 — …But This Isn’t El Salvador

4)             1987 — Heart Jump Bouquet

5)             1991 — Fables and Other Realities

6)             1992 — Child’s Voice: Children of the Earth

7)             1992 — A.K.A. Graffiti Man

8)             1994 — Johnny Damas & Me

9)             1999 — Blue Indians

10)         2001 — Descendant Now Ancestor

11)         2001 — Bone Days (produced by the actress Angelina Jolie)

12)         2007 — Madness & The Moremes (double album)

13)         2010 — Crazier Than Hell

14)         2010 — Out Live This Beast (with Cempoalli 20)

15)         2014 — Through The Dust (with Kwest)

16)         2014 — Generations of Evolution (with Meds Hawk)

17)         2015 — Wazi’s Dream (feat. Bad Dog: Quiltman, Mark Shark, Billy Watts, Ricky Eckstein)

18)         2015 — Ancestors Song and The fire is Hungry (with Thana Redhawk)

19)         2016 — Time Dreams (with The Pines)

20)         2016 — Like Broken Butterflies (with Kwest)

21)         2016 — We are the Halluci Nation (with A Tribe Called Red)

Litefoot – даёшь индейский рэп!

Кто не помнит забавного фильма «Индеец в шкафу»? Этот полудетский–полуфилософский фильм 1995 года в своё время произвёл на меня сильное впечатление, в том числе и игрой индейского актёра с ничего не говорящим мне тогда именем Лайтфут. Хотя сюжет-то, в общем, незамысловат, да и роль индейца не гамлетовская. Однако личность актёра меня заинтересовала, и с большим удивлением я узнал, что он и не актёр вовсе (хотя снялся в 9 фильмах, и участвовал в нескольких телевизионных программах), а совсем наоборот — рэппер. Значит, таким образом, оказывается, существует индейский рэп.

Лайтфут (он же Гэри Пол Дэвис) родился 1 марта 1969 года в г. Аплэнд, Калифорния. Рос в Оклахоме, с 1997 года живёт в Сиэтле. Жена и сын. По крови Лайтфут — чероки и чичимек. (Я после просмотра фильма был почему-то уверен, что он ирокез).

Он первым из индейцев начал исполнять индейский рэп (хип-хоп), пытаясь включить в него индейские национальные мотивы, и даже придумал название этой музыке — Tribalistic Funk, вроде как «фанк племён» что ли… По моим личным наблюдениям индейцы, которым сейчас 25-40 лет очень любят рэп — очевидно их, как и чернокожих, в этой музыке привлекает заводной, но замысловатый ритм, что характерно и для традиционных индейских песен в стиле паувау. Я всё ж не отношу себя к знатокам рэпа, и на мой взгляд (точнее слух) индейский рэп в исполнении Лайтфута и его последователей мало чем отличается от чёрного. Однако шесть его побед в конкурсах Native American Music Awards говорит о популярности и качестве его музыки.

Другое поле деятельности Лайтфута — радиостанция, посвящённая индейскому хип-хопу и ритм-энд-блюзу — Reach The Rez Radio. И совершенно неожиданный ход — выпуск в свет брэнда модной одежды Native Style.

В его зачёте одиннадцать музыкальных альбомов:

1)             1994 — Seein’ Red

2)             1996 — Good Day To Die

3)             1998 — The Clown Kutz

4)             1998 — The Life & Times

5)             1999 — Red Ryders Vol. 2

6)             1999 — Rez Affiliated

7)             1999 — The Lite Years 1989–1999 — The Best of Mr. Foot

8)             2001 — Tribal Boogie

9)             2002 — The Messenger

10)         2003 — Native American Me

11)         2004 — Redvolution

12)         2008 — Relentless Pursuit

13)         2010 — The Lite Years Vol.2 (Hi-Lite Mixtape)

Indigenous — кузнецы индейского блюз-рока

Рок-группа из Южной Дакоты, резервация Янктон (Nakota Nation). Исходный состав: Мато Нанжи (Стоящий Медведь) — гитара, вокал; его брат Пте (Бизон) — бас-гитара; их сестра Уанбди (Орёл) — барабаны, бэк-вокал; их двоюродный брат Хорс (Конь) — ударные. Иногда на запись приглашаются другие музыканты, а также жена Мато — Лея (бэк-вокал).

 Группа сформировалась в конце 1990-х, под влиянием творчества таких музыкантов как Би Би Кинг, Джими Хендрикс, Стиви Рэй Воэн, Карлос Сантана, что, в общем-то, слышно по стилю игры Мато. Дебют группы оказался настолько удачным, что музыканты победили сразу в трёх категориях конкурса Native American Music Awards 1999 года, включая две высшие награды — «Альбом года» и «Группа года». Не раз группа занимала высокие места в самом престижном музыкальном рейтинге Billboard в категории блюзовых альбомов. Команда довольно много гастролирует и работает в студии. Вот официальная дискография:

1)             1998 — Things We Do

2)             1999 — Blues This Morning (EP)

3)             1999 — Live At Pachiderm Studios

4)             2000 — Circle

5)             2003 — Indigenous

6)             2005 — Long Way Home (EP)

7)             2006 — Chasing the Sun

8)             2008 — Broken Lands

9)             2010 — The Acoustic Sessions

10)         2012 — Indigenous-Featuring Mato Nanji

11)         2013 — Vanishing Americans

12)         2014 — Time is Coming

13)         2017 — Gray Skies

Я познакомился с творчеством коллектива довольно давно, но до сих пор не могу определить нравится мне эта музыка или нет. Скорей всё же нравится, иначе, я не взялся бы про них писать. Явные плюсы: высокий профессионализм, отличное качество записи — звук очень плотный и насыщенный, приятный мелодизм, стабильность стиля. Минус — только истинный поклонник блюз-рока способен прослушать и оценить такое количество материала и получать постоянное удовольствие. На мой взгляд, Indigenous хороши порционно. Безупречный вокал Мато немного однообразен, его голос не обладает большим диапазоном, и по-моему интересней слушаются композиции с присутствием женского бэк-вокала. Но это всё, конечно, мои придирки — не могу же я слушать индейскую команду и не сравнивать с легендарными Redbone! Однако для любителей стабильности Indigenous в самый раз. Есть огромное количество поклонников у таких «стабильных» коллективов как ZZ Top или Status Quo. В любом случае группа очень сильная, со своим характерным звуком и настроением. Бесспорно выдающееся явление в индейском роке, да и в блюз-роке вообще.

Kashtin – дыхание севера

Когда впервые слушаешь песни Kashtin, то сразу обращаешь внимание на то, что песни звучат не на английском языке и даже не на французском, что довольно необычно для англо/франкоязычной Канады. Использование только аборигенного языка в современной рок- и поп-музыке — явление уникальное, и довольно рискованное, если артисты хотят добиться какого-то успеха. Однако Kashtin умудрились стать одной из самых популярных и коммерчески успешных групп коренных американцев. Их первый альбом под одноимённым названием разошёлся тиражом свыше 200 000 экземпляров. Всего было продано более 500 000 копий всех альбомов коллектива. А после европейского турне 1990 года (часть тура была проведена совместно с Gipsy Kings) Kashtin попал в первую десятку звёзд (Top-10) во Франции. И всё это при том, что этот язык понимают не более 12 000 человек. И то где-то на окраине полузаселённого канадского севера. Только одна песня в творчестве дуэта звучит на английском языке («Son of the Sun» с альбома „Innu”).

Однако, похоже, что музыкантам удалось-таки создать весьма удачное сочетание экзотического языка и, в общем-то, европейской музыки, пусть и с некими национальными элементами.

Стиль группы определяют как фолк-рок или кантри-рок, что скорей всего соответствует истине, но я добавил бы очевидную схожесть некоторых композиций с французским шансоном, и даже с итальянской эстрадой.. А то и с российско-советской… Некоторые песни кажутся до боли знакомыми, хотя четко осознаёшь, что слышишь их впервые. В то же время кажущаяся простота мелодий умело подаётся с красивейшей и вкусной аранжировкой. Заводное звучание акустических гитар поддерживается мощной ритм-секцией, перкуссией, клавишными, а то и «примоченной» фазз-эффектом соло-гитарой («Tipatshimun»).

Kashtin это два индейца из племени монтэнье, которое с 1990 года именуется инну (не путать с иннуитами, т.е. эскимосами). Резервация Малиотенам, северный Квебек. Оба музыканта гитаристы-вокалисты и авторы песен – Флорен Воллан (родился 10 августа 1959 г.) и Клод Маккензи (родился 11 марта 1967 г.). Дуэт был образован 1984 году, и довольно быстро стал популярным в Квебеке. В 1988 году их показало квебекское телевидение, а в 1989 г. они были приглашены в Монреаль для записи альбома. Очевидно, название повлияло на карьеру группы – kashtin означает «смерч». Стремительный взлёт группы в конце 1980-х – начале 1990-х сменился таким же резким прекращением совместной деятельности музыкантов. В 1997 году дуэт распался, и его участники занялись сольным творчеством, иногда выступая вместе, но не под именем Kashtin.

Кроме трёх собственных альбомов группа приняла участие в CD-проекте канадского гитариста ирокезских кровей Робби Робертсона “Music for The Native Americans”. Этот диск 1994 года стал саундтреком к документальному фильму про индейцев компании TBS. Также музыка Kashtin появилась в фильме «Dance Me Outside» и в телевизионных шоу „Northern Exposure” и “Due South”.

В 1990 г. Дуэт получил премию квебекской звукозаписи Felix awards как лучший дебют в стиле кантри-фолк.

Маккензи выпустил три сольных альбома — Innu Town в 1997 году, Pishimuss в 2004 -м и Inniu в 2009-м

Воллан записал четыре — Nipaiamianan (1999), Katak (2003), Eku Mamu (2009) и Puamuna (2015).

Дискография:

1)             1989 — Kashtin

2)             1991 — Innu

3)             1994 — Akua Tuta

Martha Redbone – ритм сердца

 С таким именем в индейской музыкальной среде гарантирован пристальный интерес. По крайней мере до того момента, как выяснится, что девушка никакого отношения к легендарной группе Redbone не имеет. Но это, оказывается, никакой не минус — если внимательно отнестись к творчеству певицы.

 Марта — индеанка с кровью племён чероки и шауни (по некоторым данным чокто) и с африканской и европейской добавкой. Что, скорей всего, и определило душевный настрой для её музыки. Это какая-то смесь ритм-н-блюза, джаза, рока, соула и фанка плюс национальные индейские мотивы. Чем-то напоминает группу Moloko, а местами Тину Тёрнер (у которой, кстати, тоже есть кровь чероки). Впрочем, стиль этой музыки определяется как native soul.

Бархатный голос, порой поднимающийся до хрипоты, иногда сопровождаемый несколько слащавым женским бэк-вокалом, великолепно ложится на плотную ритм-секцию и виртуозную гитару. Вкусно, эстетично, изысканно и томно. Иногда довольно экспрессивно. Словом, музыка весьма разнообразная, и, скорей, не для дискотек. Очень хорошо для медитации или романтического вечера при свечах. Быстрые композиции – великолепные образцы фанка.

 В послужном списке Марты четыре музыкальных альбома и победы в конкурсах Native American Music Awards 2002 года в категории «Лучший дебют», в Indian Summer Music Awards 2004-2005 гг. в категории «Лучший поп- альбом», в Independent Music Awards 2006 г. — «Лучший р-н-б альбом».

 Состав группы: Марта Редбоун – вокал, гитара, индейская флейта, Аарон Уитби – клавишные, Алан Берроуз – гитара, Майк Кэмпбелл – гитара, Фред Кэш- мл. – бас, Уильям Тоби – барабаны.

Автором музыки и продюсером также является Марта.

Дискография:

1)             2001 – Home of the Brave

2)             2004 – Skintalk

3)             2006 – Future Street

4)             2012 – The Garden of Love — Songs of William Blake

Souls On Monday — тяжелая альтернатива

Группа Souls On Monday, родом из племени коушатта, образовалась в 1989 году в городишке Элтон, штат Луизиана. Исходный состав: Рэйн Лэнгли (вокал), Рикки Джон (гитара), Гэбриэл Кастильо (бас) и Роланд Кастильо (барабаны). Позже к группе присоединились ещё один гитарист – Уэйн Уилсон, и потом ещё один — Джой Лакомб.

Чтобы определить стиль группы достаточно просто взглянуть на этих парней — реальные, совсем не дистрофичные мачо с тяжелым выражениям лиц и в агрессивной одежде. Совершенно верно, группа играет тяжёлый альтернативный рок. Сразу вспоминаются их прославленные коллеги по цеху – Rage Against The Machine и Molotov. Однако внешность немного обманчива – музыка группы довольно мелодична, скорее это чёрные тяжёлые рок-баллады. Стиль группы складывался из множества музыкальных направлений (классический рок, тяжелый металл, грандж и пр.), но когда он как-то устаканился, решено было утвердить и нынешнее название Souls On Monday взамен прежнего «Дорога Слёз». Раннее звучание группы напоминало ZZ Top, но с 2001 г. под новым именем группа заиграла гораздо тяжелее и громче. С 2003 года команда практически отказалась от игры кавер-версий других групп и уделяла больше внимания собственным композициям.

На счету группы два CD-альбома. Главный же вектор творчества этого вокально-инструментального ансамбля — концертная деятельность. Мощный звук ритм секции и гитар удачно сочетаются с великолепной работой вокалиста как фронт-мэна. Группа имеет огромный успех и, на мой взгляд, неплохие перспективы.

Дискография:

1)             2004 — Realize

2)             2016 — Souls On Monday II

The Plateros — С богом!

На эту группу я набрёл случайно путешествуя по бесконечным пространствам интернета. И через 10 минут прослушивания и просматривания творчества этого коллектива был им очарован сразу же и наповал. Настоящий тяжёлый рок моей юности со всеми правильными составляющими. Во-первых, классическое трио — мой любимый состав рок-группы. Барабаны, гитара и бас. Во-вторых, инструментальные проигрыши и концовка композиции «Just Got Paid» — просто добрый старый Black Sabbath. В-третьих, никакого занудства и экспериментаторства в худшем смысле этого слова. То есть настоящий тяжёлый блюз-рок. Громко, мощно, виртуозно, красиво. Отличная техника. Всё как положено в этом жанре. Иногда — очень вкусно и к месту — вставляют небольшие музыкальные цитаты из класcики рока. Ну и, конечно — все настоящие индейцы.

Название группы — это просто фамилия её участников.

Платеро — известная музыкальная семья из небольшой резервации Тохаджили племени навахо, что в штате Нью-Мексико. С 1950-х годов старшие Платеро исполняли христианскую музыку госпел.

В 2004 году юный музыкальный вундеркинд Ливай Платеро, гитарист и вокалист начал репетировать вместе со старшим кузеном Дугласом Платеро, который играл на барабанах. Ребята посвящали музыке ежедневно всё свободное время. Отец Ливая Мёрфи Платеро, наблюдая над музыкальными экспериментами юного поколения, настолько вдохновился их успехами, что подумывал не присоединиться ли и ему к этому дуэту в качестве бас-гитариста и вокалиста. Что в конце-концов и произошло, так как ребята активно его уговаривали. В 2005 году The Plateros дали первый концерт. Это выступление услышал и священник местной церкви, где Платеро пели госпелы. Священник был в восхищении, а новоявленная группа, окрылённая успехом, начала свою карьеру.

Старшего Платеро на бас-гитаре в 2010 году время сменил Бронсон Бигэй, ещё один двоюродный брат из этой же резервации. А Мёрфи стал генеральным менеджером коллектива.

Группа много гастролирует и участвует в разных мероприятиях — это концерты, фестивали, конкурсы и паувау, в том числе самое большое и авторитетное Gathering of Nation. C 2005 они выдали на гора 280 шоу. В 2006 году вышел первый альбом группы, а диск 2009 года стал лучшим блюз-альбомом в Нью-Мексико. Сейчас записывается новый студийный альбом.

Дважды (2006, 2008) группа номинировалась в Native American Music Awards, в 2010 их музыкальный клип стал лучшим на фестивале «Dreamspeaker» в Канаде.

Похоже, Господь воистину благоволит группе.

Дискография:

1)             2006 — The Plateros (Get It Right)

2)             2007 — Levi and The Plateros

3)             2009 — Hang On

Седьмое поколение

Рок-группа Seventh Generation (Седьмое поколение) разгружала из микроавтобуса свою аппаратуру и инструменты, и заносила их в клуб Kenny’s Castaways. И случилось это как раз вовремя — я, после долгих плутаний по закоулкам вечернего Нью-Йорка, наконец вышел на Бликер-Стрит, и озирался по сторонам в поисках клуба. Уже стало довольно темно, прохожие встречались редко, и на улицах было слегка неуютно. Теперь же я понял где состоится выступление.

Группа давала концерт в рамках культурной программы, посвящённой индейскому «Бегу Выживания», в котором мне предстояло принять участие. Вид у музыкантов был вполне индейский и вполне рок-музыкантский. Длинные волосы, одежда из джинсы и кожи, индейские украшения. Музыка мощная, и тоже сплав – как раз тот, который, как я и представлял, должен был получиться если к жёсткому тяжёлому року добавить немного традиционного индейского пения, индейского барабана и индейской поэзии. Состав группы — классический для хард-рока: вокал, гитара, бас, барабаны. Происхождение тоже не подвело — резервация племени брюле-сиу Роузбад, Южная Дакота. Название тоже правильное — недаром один из слоганов предстоящего бега гласил: «Восстановление нации в седьмом поколении».

Отыграв программу из пяти-шести композиций, ребята сели перекусить за соседний столик. Разговорились. Они, как оказалось, были неплохо подкованы в истории и культуре, что редкость для среднего американца, включая индейцев. Спросили у меня какие я читал книги по индейской теме, и самое большое одобрение получило произведение «Говорит Чёрный Лось» (John G. Neihardt, Black Elk Speaks).

Сойдясь на том, что было приятно пообщаться знающим людям с разных концов света, и что тяжёлый рок и индейцы это сила, мы простились навсегда с лёгким сердцем и душевным покоем.

Пять месяцев спустя мой обратный путь после пробега совершенно неожиданно пролёг через резервацию Роузбад. Келли Смотрящий Конь, который, собственно, этот маршрут и прокладывал, после неудачного посещения его друга, не оказавшегося дома, предложил навестить другого знакомого, у которого мы могли бы передохнуть перед дальней дорогой.

Мы подъехали к дому, и Келли повёл меня в подвал:

— Наверняка они здесь!

— Кто?

— Да музыканты. Они тут в подвале репетируют.

— Рок-группа что ли? А как называется?

— Название вряд ли чего тебе скажет. Это звёзды местного масштаба. «Седьмое поколение». Впрочем, они выступали в Нью-Йорке…

Тут раздалось оглушительное соло на барабанах, предваряющее классическую композицию под названием «Rock’n’Roll» из репертуара Led Zeppelin. Далее, соответственно, последовала сама песня, которую мы послушали уже прямо в гуще звуков. Отличить от оригинального исполнения было невозможно. С последними аккордами музыканты обратили внимание на вошедших, то есть на нас:

— Келли?! Привет! Вот так встреча! А это кто с тобой? Неужели? Тот самый русский? Мир тесен! Ну, что? По такому случаю ещё немного рок-н-ролла?

И ребята отыграли для нас целый концерт из своего репертуара.

— А нельзя ли разжиться вашими записями? – спросил я при расставании.

— Увы, пока нет. Мы готовимся альбом выпустить, пока записали только пять композиций. Придётся подождать. Ну а на память – вот газета со статьёй про нас, почитаешь на досуге.

Больше ничего об этой великолепной группе я не слыхал. Не удалось найти никакой информации ни в интернете, ни получить каких-либо сведений от жителей Роузбада, которые волею судеб оказывались в России… А может быть в этом и есть какой-то смысл. Музыка живёт только когда она звучит. А на память останется статья в газете.

Статья о группе «Seventh Generation» в газете «Lakota Times». 1992 г. Фото: Ю.В. Котенко

Статья о группе «Seventh Generation» в газете «Lakota Times». 1992 г.

И в заключение я считаю необходимым хотя бы назвать имена и дать краткую информацию о тех музыкантах, без которых картина современной индейской музыки была бы неполной.

Баффи Сент-Мари — канадская певица из племени кри, исполнительница композиций в стиле фолк-рок. Записала более 20 альбомов, начиная с 1964 года. Лауреат многочисленных наград и почётных званий.

XIT (Crossing of Indian Tribes) — рок-группа из Нью-Мексико, расцвет творчества которой пришёлся на 1970-е годы, но в обновлённом составе группа продолжала записывать песни и в наши дни. Первый альбом был записан в 1972 году, последний на этот момент в 2011-м.

Blackfoot — рок-группа из Флориды, добившаяся популярности в середине 1970-х годов в стиле южный рок. В классическом составе группы из четырёх человек трое были индейского происхождения. Группа записала одиннадцать студийных альбомов с 1975 года по 2016-й, не считая многочисленных концертников.

Джоан Шенандоа — американская певица и композитор из ирокезского племени онайда. Автор пятнадцати альбомов (первый записан в 1989 году). Лауреат многочисленных наград и званий. Музыкальный стиль можно охарактеризовать как бардовская песня с этническими корнями.

Карлос Накаи — флейтист и композитор из племени навахо. Записал большое количество альбомов, начиная с 1983 года, включён в зал музыкальной славы Аризоны. Его альбомы «Earth Spirit» и «Canyon Trilogy» стали единственными среди альбомов, записанных индейцами, достигшими статусов «золотой» и «платиновый». Накаи много экспериментирует, сочетая индейскую музыку с разными музыкальными стилями и музыкальными инструментами. Много гастролирует по разным странам, популяризируя индейскую флейту.

Карлос Накаи на концерте в Москве. 2012 г. Фото: Ю.В. Котенко

Карлос Накаи на концерте в Москве. 2012 г.

Sacred Spirit — немецкий проект, сделавший очень популярным во всём мире электронную музыку с наложениями фрагментов индейских песен — так называемый стиль нью-эйдж. Десяток альбомов этого коллектива разошёлся многомиллионными тиражами, однако часть дохода передаётся музыкантами в фонд поддержки коренных американцев. Первый альбом вышел в 1994 году и назывался «Chants And Dances Of The Native Americans».

Робби Робертсон — канадский гитарист, композитор и певец. По материнской линии происходит из ирокезов. Стал наиболее известен как лидер группы The Band. Сотрудничал с Бобом Диланом и Эриком Клэптоном. В 1994 году выпустил культовый альбом “Music for The Native Americans”, написанный для документального фильма «Коренные американцы».

Blackfire — панк-группа из Аризоны. Это семейный коллектив из племени навахо — два брата и сестра — начали творческий путь в 1989 году, и до настоящего времени состав группы остаётся неизменным: Клэйсон Беннали — ударные, вокал; Дженеда Беннали — бас-гитара, вокал; Кли Беннали — гитара, вокал.

A Tribe Called Red — канадский дуэт ирокезского происхождения, исполняющий электронную танцевальную музыку в сочетании с элементами традиционных песен. Записали три альбома за период с 2012 по 2016 годы, каждый из которых получил музыкальные награды. Группа активно участвует в политическом движении за права индейцев.

Группа «Arrowspace», исполняющая рез-рок на концерте в музыкальном клубе. Лидер группы и гитарист - Пятнистый Орёл Летящий Первым (резервация Роузбад, Южная Дакота, США). Москва, 2013 г. Фото: Ю.В. Котенко

Группа «Arrowspace», исполняющая рез-рок на концерте в музыкальном клубе. Лидер группы и гитарист — Пятнистый Орёл Летящий Первым (резервация Роузбад, Южная Дакота, США). Москва, 2013 г.

Фото автора, 1997 — 2018

.