С середины XX столетия в американской Арктике во все увеличивающихся масштабах производятся разведка и добыча газа, нефти и других полезных ископаемых. Экономическое, культурное и социальное развитие северных территорий оказывает огромное влияние на жизнь прежде изолированных коренных жителей, в том числе эскимосов, на их быт и культуру: оно тормозит одни и усиливает другие процессы внутри их обществ. Резко увеличилась миграция, возросли темпы урбанизации, происходят интенсивные, часто противоположные изменения в самом эскимосском этносе. С одной стороны, развиваются ассимиляция и социальная стратификация, с другой — этническая и политическая консолидация, этническое самосознание.
Эскимосы Аляски, в недавнем прошлом охотники и рыболовы, традиционно коллективно осуществляли свои права на пользование землей и ее животными ресурсами. Специфика сухопутной охоты вынуждала их осваивать значительные участки территории, кочевать в поисках средств существования на большие расстояния. Ограничения в использовании ресурсов животного мира, которые постоянно возникали в связи с деятельностью горнопромышленных предприятий, запреты на охоту, налагавшиеся природоохранительными актами, нарушали цикличность хозяйственного процесса, препятствовали традиционным способам ведения хозяйства. Поэтому первые столкновения с буржуазным правом на землю вызывали недовольство коренного населения — приводили к разного вида протестам1.
Все эти особенности определили характер, формы, методы и цели борьбы эскимосов за земли. Возглавила ее местная интеллигенция или лидеры сельских общин, и велась она прежде всего легальными средствами в правовой сфере.
Первый этап борьбы эскимосов за земли (первая половина XX в.) имел территориально-общинный характер, поскольку их организации отстаивали местные интересы — права на пользование своими общинными землями, т. е. фактически на охоту и рыбную ловлю. Направленность па решение местных вопросов обусловила такие формы борьбы, как создание организаций по локальному принципу, восстановление явочным порядком прав на охоту, послание петиций и прошений в органы власти. Дальнейшее развитие движения протеста сопровождалось объединением локальных организаций в региональные ассоциации, созданные отдельно у каждого из трех народов Аляски — эскимосов, индейцев и алеутов. Такая регионально-этническая форма организаций отражала более высокий уровень самосознания коренных жителей Аляски.
В 50—60-е годы борьба за земли вступила в новую фазу развития. Угроза ядерных испытаний на севере Аляски, загрязнение окружающей среды, наступление нефтяных монополий, в результате деятельности которых эскимосы продолжали терять охотничьи угодья, отказ правительства решить кардинально вопрос о землях — эти факторы способствовали укреплению общности интересов коренных жителей Аляски. Большое значение для роста их самосознания имело предоставление Аляске в 1959 г. прав штата. Были созданы Ассоциация аборигенов горнопромышленного района Аляски, Ассоциация аборигенов северо-запада Аляски, Братство туземцев Арктики и т. п., в которых эскимосы были объединены с индейцами и алеутами. Полиэтничный характер организаций свидетельствует о более высокой ступени борьбы в тот период, хотя она велась еще в границах отдельных регионов и носдла в основном петиционный характер.
Осознание общности социально-политических и экономических задач коренного населения Аляски привело к созданию в 1966 г. Федерации туземцев Аляски (ФТА). С этого момента начался третий этап борьбы, который характеризовался новым типом организационного объединения, социально-политической направленностью требований, применением новых методов, основным из которых было участие в избирательных кампаниях как на уровне штата, так и на общегосударственном.
Создание ФТА изменило политическое соотношение сил на Аляске. Эскимосы, индейцы и алеуты, насчитывающие около 30% имеющих право голоса от всего населения штата, впервые в истории создали организацию, которая боролась за справедливое урегулирование земельного вопроса и компенсации за отторгнутые земли. Кроме того, ФТА способствовала еще большему сближению коренных народов Аляски, исчезновению следов былой враждебности между ними, возникшей еще в доколониальную эпоху. Сделав упор на законодательное решение земельного вопроса, федерация потребовала от правительства штата создать коренному населению условия для охоты и рыболовства, для чего выделить общинам достаточное количество земель. Кроме того, ею было выдвинуто требование передать в собственность аборигенов сырьевые ресурсы этих территорий, а также дать права на получение доходов от сдачи земель в аренду. Кульминацией третьего периода борьбы стал Закон об урегулировании требований коренного населения Аляски, принятый Конгрессом США в 1971 г.2 По этому закону коренным жителям Аляски выделялось около 16 млн га земель и 962,5 млн долл. компенсаций за те территории, которые были изъяты государством. Земля передавалась в собственность общин, а деньги — корпорациям, созданным на этнической основе.
С принятием закона начался новый этап в социально-экономическом развитии не только всего штата, но и каждого из коренных этносов Аляски. Он характеризуется действиями, связанными с выполнением положений закона. В их числе — развитие нефтедобывающей промышленности в штате, рост предпринимательства в среде аборигенов, возрастание правительственного контроля над выделенными им средствами, укрепление общин коренных жителей, принятие закона о сохранении их языков и т. д.3
Борьба эскимосов Аляски за земли и компенсации, их совместная с другими коренными народами победа оказали сильное воздействие на социальные, экономические, культурные и этнические процессы в их среде.
Развитие эскимосского самосознания в современный период отличается двойственностью. С одной стороны, это укрепление и развитие собственного этнического самосознания, которое выражается в усилении внимания эскимосов к своей традиционной культуре: в эскимосских общинах регулярно проводятся фестивали народного искусства, сохраняется и обогащается фольклор, развиваются художественные промыслы. Создание региональных коммерческих корпораций (из 12 корпораций 7 — эскимосские) также способствовало росту этнического самосознания.
С другой стороны, в послевоенный период возникло новое, общее для всех аборигенов самосознание. Если до середины XX в. противопоставление «индейцы — эскимосы» разделяло эти народы, то бурное развитие экономики в 60—70-е годы, борьба за земли в общих организациях способствовали их объединению.
Эти процессы особенно четко проявляются в местах смешения индейского и эскимосского населения в наиболее индустриально развитых районах Аляски — центре и юго-западе. Совместная работа индейцев и эскимосов породила такие формы сотрудничества, которые раньше были невозможны. Примером может служить район Бристоль-Бей, где индейцы и эскимосы с озера Илиамна вместе ловят рыбу и работают на консервном заводе4. Индейцы, зависящие экономически от рыболовства в Бристольском заливе, вошли в региональную корпорацию «Бристоль-Бей», большинство членов которой — эскимосы. В то же время корпорацию «Кук Инлет», индейскую по своему составу, возглавил эскимос5.
Объединение коренных жителей Аляски породило новую форму самоидентификации — «нэйтивс» (туземцы). Она возникла еще в колониальный период по инициативе белых для обозначения коренных жителей Аляски и противопоставления их пришлому населению. Поддерживалась она и законодательством США, в котором коренные народы Аляски не различались. Благодаря развитию движения за земли это определение стало распространяться в среде самих аборигенов. А закон 1971 г. еще раз подтвердил, что «туземец Аляски — это гражданин США, который по крайней мере на ‘Д происходит от индейца, эскимоса или алеута Аляски или который при отсутствии твердых свидетельств этого обычно считался «туземцем» теми, от кого исходили правдог подобные сведения»6.
Осознание себя «туземцем» проявляется особенно сильно, когда коренные жители Аляски попадают в окружение белых, например на промышленных предприятиях или в учебных заведениях. Когда же они находятся в окружении людей из других регионов страны, они называют себя «аляскинцами», что объясняется развитием самосознания не столько этнического, сколько этнорегионального. Таким образом, период борьбы за права на земли отмечен появлением у аборигенов Аляски нового самоназвания, которое превосходит старые этноиимические определения — «индейцы» или «эскимосы».
В мире конкретных дел и в более абстрактных, например законодательстве США, аляскинские индейцы, эскимосы и алеуты стали единой группой — «нэйтивс». Однако эта самоидентификация опирается во многом на исторически сложившееся противопоставление «белые — небелые» (нэйтивс), а не на весь комплекс составных частей этнического самосознания, подкрепленный традиционной культурой. Поэтому наиболее выпукло оно проявляется в местах этнического смешения — городах и крупных поселках, где различия в материальной культуре коренных этносов менее заметны, поскольку она основывается на стандартизованных западных образцах. К тому же эта новая культура подкрепляется переходом на английский язык не только этнически смешанных семей, но и большой части эскимосов.
Несмотря на принятие в 1970 и 1972 гг. законов о преподавании в школах Аляски некоторых курсов на языках коренных жителей, практическое употребление эскимосами родного языка продолжает сокращаться7. Наиболее ускоренно этот процесс происходит в экономически развитых зонах, менее интенсивно — в чисто эскимосских ареалах, например в дельте р. Кускоквим, на крайнем севере Аляски и на о-ве Св. Лаврентия.
Объединительные функции выполняют и различные культурные мероприятия, проводимые среди коренного населения. Научные и практические программы по развитию искусства и ремесел у эскимосов и индейцев Аляски разрабатываются с середины 60-х годов, когда были организованы Правление по индейскому искусству и ремеслам, Кооператив аборигенных искусств и ремесел, мастерские для обучения ремесленников-дизайнеров, центры развития и демонстрации аборигенного искусства. Кроме того, традиционные ремесла становятся на Аляске деловым предприятием, которое субсидируется предпринимателями, давая дополнительные источники доходов коренным жителям. Эскимосско-индейская газета «Тундра-таймс», еженедельный тележурнал «Туземец Аляски» 8 выполняют важные просветительские, культурные и политические функции, являясь средством выявления и выражения общего самосознания коренного населения.
Признание себя «нэйтивс» снижает значимость этнических различий между коренными этносами, однако создание региональных этнических корпораций способствует закреплению этих различий. Другими словами, движение за права на земли и закон 1971 г., с одной стороны, питают развитие общего аборигенного самосознания, а с другой — укрепляют региональные этнические различия. Такая двойственность продолжает старую колониальную политику этнического разделения, что, конечно, тормозит дальнейшее слияние, коренных народов Аляски в один этнос.
Вопрос о правах канадских эскимосов на земли особенно обострился, когда в местах их расселения были открыты огромные запасы нефти и природного газа. В этот период правительство страны всерьез заинтересовалось северными ресурсами. Только за время с 1964 по 1968 г. ценность Северо-Западных Территорий (СЗТ) возросла на 300% благодаря найденным там полезным ископаемым и экономическому развитию региона9. Однако для современной экономики канадских эскимосов так же, как и аляскинских, характерно сочетание натуральных и товарно-денежных доходов от собственного хозяйства и работы по найму. В тех районах, где разворачивается деятельность горнопромышленных предприятий, резко ухудшаются условия охоты и промыслов, которые по-прежнему служат эскимосам важным источником существования.
С 1960-х годов развитие эскимосской (инуитской) политической организации было активно поддержано канадским правительством, которое хотело формально определить права аборигенов на земли, необходимые им для существования. В 1968—1972 гг. в Арктике были сформированы три организации, включавшие коренных жителей низовьев р. Маккензи: Индейское братство Северо-Западных Территорий, Комитет аборигенных народов, Ассоциация метисов Северо-Западных Территорий. Создание организаций на этнической основе объясняется особенностями законодательства страны, в котором выделяются только две группы индейцев. Первые, так называемые статусные, имеют особые отношения с федеральным правительством, определяемые Индейским актом. Остальные индейцы, не связанные формально с правительством, называются «нестатусными». К ним относятся также эскимосы (инуиты) и метисы. Поэтому членство в Индейском братстве СЗТ было ограничено «статусными» индейцами, членство в Ассоциации — метисами, и только Комитет аборигенных народов включал всех коренных жителей. В начале своей деятельности эта организация сосредоточила свое внимание на переговорах по правам на земли в западной Арктике, где наиболее активно разрабатывались природные ресурсы.
В 70-е годы получила признание идея, что Арктика с ее эскимосским большинством должна иметь специальный статус в. политической жизни страны. Она зародилась в неправительственных организациях коренного населения, где понимали важность сохранения этнических особенностей народов Севера. Комитет аборигенных народов и был основан как организация, представляющая всех инуитов и других аборигенов в западной Арктике.
Позже функции комитета были переданы эскимосской организации «Инуит Тапирисат оф Канада» (Общество инуитов Канады — ИТК), которая была основана в 1971 г. и представляет интересы инуитов Северо-Западных Территорий10. Ее составными частями являются инуитские региональные организации, специальные корпорации и комитеты. Это крупнейшее из всех эскимосских объединений Канады, которое, кроме руководства политической и экономической борьбой эскимосов, поддерживает серию научных исследований, чтобы оценить влияние бурного индустриального развития на эскимосский образ жизни, помочь глубже проникнуть в последствия осуществления проектов экономического освоения Севера и разработать программы социальной помощи для эскимосов.
В 1976 г. ИТК потребовала исключительных прав для эскимосов на территорию канадской Арктики, права налогообложения нефтяных компаний и даже автономию для провинции. Основные положения ее программы сводятся к следующему: 1. Коллективное признание инуитов как отдельной группы, включающее защиту их традиционной культуры и образа жизни, а также защиту аборигенных прав; 2. Представление инуитам политических прав для самоуправления внутри канадского государства; 3. Предоставление им прав на земли, ресурсы и их использование как основу для самообеспечения и развития общин, включая защиту сырьевых ресурсов.
В конце 1978 года ИТК добилась соглашения с правительством о территориальных правах эскимосов западной Арктики, которое должно помочь национальному развитию инуитов. В 1977 и 1979 гг. эта организация представила свои предложения о разделе Северо-Западных Территорий на две части, на одной из которых (Восточной) — должна быть провозглашена автономия. В апреле 1982 г. был проведен плебисцит, в результате которого около 85% жителей восточной Арктики (главным образом инуиты) одобрили это предложение11.
История политического движения коренного населения севера Канады показывает, что развивается оно по двум направлениям: создание общих для всех коренных жителей организаций и создание организаций по этническому признаку, отражающее этническое разделение коренного населения страны. Объясняется это тем, что в Канаде юридические постановления препятствуют сотрудничеству индейцев, инуитов и метисов, а кроме того, положение инуитов отличается от положения индейцев в лучшую сторону, чему способствовала политика правительства в 50-е годы 12.
Таким образом, в Канаде в отличие от Аляски индейско-эскимосские связи проявляются очень ограниченно. Говорить об этих канадских народах как о «нэйтивс» нельзя, они не ощущают себя единым коллективом, за исключением некоторых формальных случаев, межнациональные браки у них редки, общего самосознания не выработалось. Происходит раздельное самоопределение и сохраняются в основном прежние этнические стереотипы и предубеждения.
Борьба коренного населения в Канаде началась позже, чем на Аляске, у нее менее ощутимые результаты вследствие более низкого уровня социально-экономического развития региона, территориальной разбросанности населения, а главное — его разобщенности в политическом движении.
Однако межэтническим отношениям инуитов и индейцев Канады свойственны не только разделительные черты. Индустриализация Севера столкнула их с таким новым для них явлением, как капиталистическая система хозяйства. Урбанизация, работа по найму, западная система образования, распространение английского языка, воздействие средств массовой коммуникации, общеканадская политическая система становятся основой их сближения. Особенно сильно проявляется этот процесс в районах численного преобладания евроканадцев.
Главными пунктами межэтнических контактов становятся города, где индейцы и эскимосы составляют национальное меньшинство, стоящее ниже белых на социальной лестнице. Их сближению в последние годы способствует создание в некоторых районах Канады совместных кооперативов, намечается сотрудничество и в политике. Иногда в борьбе за земли и компенсации объединяются этнически разнородные организации. Тогда они вместе ведут свои дела в судах и на переговорах с провинциальными и федеральным правительствами. Одиако политические цели и экономические интересы у каждой группы остаются различными.
Особенности современного политического развития повлияли на рост собственно эскимосского этнического самосознания. И хотя их образ жизни сильно изменился, произошли перемещения целых групп населения, они ясно осознают свое единство, свой особый этнический и языковый статус. Процесс развития этнического самосознания у инуитов Канады характеризуется оживлением этнической гордости. Они не хотят, чтобы их называли эскимосами из-за того, что знают унизительный в их понимании смысл этого слова на одном из индейских языков. Они говорят теперь: «Мы не эскимосы более, мы — инуиты»13. В 1970 г. по предложению инуитских членов Совета северного Квебека была принята резолюция о том, чтобы народ, который они представляют, назывался термином «инуиты».
Этническая гордость эскимосов канадской Арктики выражается в том, что большинство из них носит одежду, изготовленную из современных материалов, но в традиционном стиле, в развитии традиционных ремесел.
Эскимосские старики и родители тех молодых людей, которые уезжают из родных поселков в города продолжать учебу, озабочены тем, что их дети потеряют уважение к своей культуре. В поселке Грейт-Уэйл-Ривер, например, для предотвращения этого проводились даже ежегодные собрания, на которых лидеры общины призывали уезжавших молодых людей сохранять чувство гордости и достоинство «при вступлении на путь белого человека», не забывать своей культуры, изучать и сохранять свое инуитское наследие
Если в 70-х годах общественные организации эскимосов Канады делали основной упор на экономическое развитие, то в 80-х больше внимания уделяется культурным проблемам: созданию музеев, подготовке работ о языке и культуре на инуитском языке. В июле 1982 г. министерством культуры Квебека была организована конференция, посвященная вопросам культурного развития этого народа, образования, передачи знаний о традиционном образе жизни. В 80-е годы англоязычные названия их поселков были заменены эскимосскими.
Индустриализация Севера, втягивание коренного населения в сферу действия американского или канадского капитала и как результат всего этого — переход от натурального обмена к товарно-денежным отношениям, уничтожение племенного деления, определенная унификация культуры на основе европейской, конфронтация белого населения стали той социально-экономической основой, на которой на Аляске сформировалось, а в Канаде начинает формироваться осознание единства интересов коренного населения Севера.
Движение за признание прав коренного населения на земли и ее ресурсы не только способствовало объединению эскимосов с индейцами Аляски и консолидации эскимосов в Канаде, росту их политического самосознания, но и усилило их внимание к собственной этнической культуре. Они выступают за сохранение и переосмысление всего ценного, заложенного в ней, за поиск своего места в современном индустриальном мире, несмотря на ассимиляцию и навязывание ценностей стандартизованной буржуазной культуры.
- Lantis М. Tlie current nativistic movement in Alaska // Circumpolar problems. Oxford, 1973. P. 102.
- Harrisson G. S. The Alaska Native claims settlement act, 1971 // Arctic. 1972. V. 25, N 2. P. 233.
- Burch E. S. Jr. Indians and Eskimos in North Alaska 1816—1977//Arctic Anthropology. 1979. N 2. P. 138.
- Townsend J. B. Indian or Eskimo? Interaction and identity in Southern Alaska // Ibid. P. 176.
- Ibidem.
- Burch E. S., Jr. The land claims era in Alaska//Handbook of North American Indians. V. 5: Arctic. Washington, 1984. P. 657—661.
- Krauss М. E. Native peoples and languages of Alaska. Maps. Fairbanks. 1974, 1982.
- Lantis M. Op. cit. P. 107.
- Weick E. R. and all. Economic development of the Canadian North and its consequences for the Canadian Eskimo society//The Eskimo people today and tomorrow. P.; The Hague, 1973. P. 198.
- Brody H. Ecology, politics and change: The case of the Eskimo//Development and change. 1978. V. 9, N 1. P. 36—37.
- Vallee F. G., Smith D. G., Cooper J. D. Contemporary Canadian Inuit// Handbook of North American Indians. V. 5: Arctic. P. 671.
- Honigmann J. J. Indian-Inuit relatios in contemporary mixed Canadian communities // Arctic Anthropology. 1979. N 2. P. 183.
- Graburn N. Indian -Eskimo relations//Ibid. P. 193; Saladin D’Anglure B. Contemporary Inuit of Quebec//Handbook of North American Indians. V. 5: Arctic. P. 688.
- Hall L. Great Whale River Eskimo youth: socialization into Northern town life //Anthropologica. 1973. N. S. V. ХУ, N 1. P. 17.