В западном секторе Арктики — на Аляске, на севере Канады и в Гренландии живет небольшой народ: эскимосы[1]. Их всего около 50 тыс. человек, однако изучением их занимаются десятки ученых во всех странах мира. Происхождению и культуре эскимосов посвящены тысячи книг и статей, гораздо больше, чем иным более крупным народам. И это не случайно.
Культура эскимосов представляет собой редкий пример приспособляемости человека к условиям жизни в Арктике. Эскимосы проложили европейцам путь к освоению Арктики и до сих пор их старая, еще недавно неолитическая по уровню своего развития культура нередко оказывается в условиях крайнего севера более практичной, чем «машинная» культура европейцев. Норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен писал: «В этом негостеприимном окружении, где мы, европейцы, невзирая на все свои достижения не были бы в состоянии сохранить жизнь без помощи извне, эскимосы живут беззаботно»[2] (имеется в виду не действительное отсутствие забот, а приспособленность эскимосов к суровым условиям Арктики — результат упорного труда). В другой своей книге Нансен, развивая эту же мысль, заметил: «Эскимосы — один из тех народов которые высланы на аванпосты; они образуют фланги великого войска человечества в его постоянной борьбе с природой. Эскимос стоит на крайнем посту лицом к лицу с бесконечной тишиной снежных пространств. Он принял в свое владение те области, которыми все пренебрегли. В постоянной борьбе, медленно совершенствуясь, эскимосы научились тому, чего никто не знает лучше их. Там где для других кончаются возможные для жизни условия, для эскимоса начинается жизнь. Он полюбил эти места, они для него мир, в котором он один человек» [3].
Эскимосы как этническая группа сформировались в районе Берингова моря несколько тысяч лет назад. Именно здесь в процессе постепенного совершенствования и приспособления к условиям географической среды сформировался и хозяйственный тип охотников на морского зверя и были выработаны способы передвижения, типы жилища и одежды, позволившие эскимосам распространиться далеко к западу от Берингова пролива и освоить все арктическое побережье Америки и прилегающие острова Северного Ледовитого океана, а также берега Гренландии. Многие века эскимосы были безраздельными хозяевами американской Арктики. Правда, в конце X в. н. э. на западном берегу Гренландии появились норманны. Но их колония в Гренландии не была экономически самостоятельной и могла существовать лишь при условии поддержки ее метрополией. Когда же связь норманнской колонии с Европой прекратилась, норманны деградировали и вымерли от недоедания и суровых условий жизни или смешались с эскимосами. Таким образом, эта первая попытка европейцев закрепиться на американском севере окончилась неудачей. После гибели колонии норманнов европейцы в течение длительного времени не делали новых попыток поселиться в Арктике, ограничиваясь морскими путешествиями на север. Некоторые из путешественников XVI в., например Мартин Фробишер, Девис и другие встречались в своих плаваниях с эскимосами Баффиновой земли и с западногренландскими эскимосами, но не пытались воспользоваться их знаниями и опытом для полярных исследований. На западном и юго-западном побережье Аляски с конца XVIII в. образовались постоянные русские поселения. Русские постоянно общались с эскимосами и алеутами и перенимали у них многие полезные навыки. Но еще до основания русских поселений на Аляске эскимосы оказывали большую помощь первым русским исследователям этих мест.
Так, в 1732 г. эскимос, подплывший на каяке к боту «Гавриил», на котором путешествовали русские исследователи Федоров и Гвоздев, дал им краткие сведения о населении и природе Аляски[4].
Эскимосский чертеж побережья Гудзонова залива
Интересные сведения о населении Америки сообщили в 1779 г. служилому человеку сотнику Ивану Кобелеву эскимосы острова Ингеллин (ныне о-в Крузенштерна).
Особенно важным было сообщение главного тойона острова Кайгуня Момахунина, что «на американской земле по реке Хеврене, в острошке, называемом Кымговей, жительство имеют российские люди, разговор имеют по-российски, читают книги, пишут, поклоняются иконам и прочая, собою от американцев отменить!, ибо у американцев бороды редкие, а и те выщипывают, а у живущих де там россиян бороды густые и большие»[5]. Это сообщение очень ценно для изучения вопроса о древнейших русских поселениях на Аляске. Сообщали эскимосы ценные географические сведения и другим русским путешественникам, на пример О. Е. Коцебу.
В Гренландии в первой половине XVIII в. появились постоянные датские поселения и состоялось несколько экспедиций с использованием эскимосских средств передвижения. Так, пастор Ганс Эгеде во время своих многочисленных исследовательских поездок вдоль западного побережья Гренландии пользовался эскимосской лодкой— умиаком. Один из первых исследователей восточного побережья Гренландии Педер Ольсен Валле перед тем как предпринять свою экспедицию, в течение 10 лет жил в Гренландии и хорошо научился пользоваться эскимосскими средствами передвижения. В 1751—1752 гг. он совершил на умиаке путешествие от Готхоба на западном побережье Гренландии до пункта, лежащего на 61° северной широты, на восточном побережье.
Со второй четверти XIX в. полярные исследователи завязали более тесные сношения с эскимосами и стали заимствовать у них во все большей степени технику передвижения по суше. По этому поводу В. Стефанссон пишет следующее: «Для прогресса полярной техники удачным было то обстоятельство, что Джон Росс (в 1829 г.), которому случалось действовать совместно с эскимосами, позаимствовал у них некоторые методы, например, использование саней и отчасти собак. Впрочем эти методы он применял неумело как новичок. Поразительно, что ни один исследователь не догадался прямо обратиться к эскимосам и полностью усвоить их образ жизни и способы передвижения; вместо этого они почему-то сочли нужным самостоятельно изобретать все средства существования и передвижения, которые были изобретены эскимосами уже много веков назад. Леопольд Мак-Клинток значительно опередил своих предшественников по части полярной техники. Но если бы он (равнялся не по своим коллегам-исследователям, а по эскимосам, то достиг бы несравненно больших успехов» [6].
Помощь эскимосов европейским полярным мореплавателям XIX в. носила более непосредственный и активный характер. По просьбе европейских путешественников эскимосы составляли чертежи различных довольно крупных по площади участков Арктики. Так, в 1821 г. эскимоска из племени Иглулик (северовосточная Канада) сделала для английского мореплавателя « В. Э. Парри чертеж земли, у которой он зимовал. Это был полуостров Мелвилл, соединенный перешейком Рей с материком и отделенный узким проливом от Баффиновой земли. Пользуясь этим чертежом, англичане достигли пролива, отделявшего материк от Баффиновой земли. Так было доказано, что Баффинова земля не часть материка, а остров. Островок у входа в пролив Парри назвал Иглулик в честь эскимоски[7].
Джону Россу эскимосы составили чертеж залива Бутия. В 1850—1851 гг. гренландский эскимос Калихеруа нарисовал для капитана судна «Ассистанс» подробный чертеж северо-западной части побережья Гренландии от канала Смита до мыса Йорк. На этом чертеже показаны и снабжены эскимосскими названиями все мысы, острова, горы, ледники. Р. Пири в свое второе путешествие в Гренландию в 1895 г. узнал, что к северо- востоку от полуострова Мелвилл имеется пролив, ведущий на север. А затем эскимосская женщина сделала ему точный чертеж. Пользуясь им, Пири нашел пролив Фьюри-энд-Хекла[8].
Эскимосскими чертежами пользовались шотландский путешественник Ф. JI. Мак-Клинток, исследователь Аляски капитан Ляйон, американский исследователь Ч. Холл и многие другие путешественники XIX в. Эти чертежи тщательно передавали сложную береговую линию с массой островов и заливов, типичную для многих районов американской Арктики. Помогая европейским путешественникам, искавшим погибшую экспедицию Франклина, эскимосы составляли специальные чертежи, на которых отмечены места кораблекрушений европейских судов.
Проведенное впоследствии сравнение эскимосских чертежей с европейскими картами XIX в., составленными на основе методов научного картографирования, показало, что во многих случаях эскимосские чертежи не уступали по точности европейским. Более того, в отдельных случаях европейские карты, пришлось исправлять на основе эскимосских.
Собачья упряжка «веером»
Велика роль эскимосов в открытии Северного полюса. В основу экспедиций Р. Пири к Северному полюсу была положена эскимосская техника полярных путешествий.
Эскимосы были неизменными спутниками и помощниками Пири во всех его экспедициях. Оценивая вклад эскимосов в достижение человечеством полюса, Пири пишет: «Мы вряд ли добились бы успеха без помощи наших товарищей-эскимосов, их необыкновенной трудоспособности и выносливости…»[9].
В другом месте своей книги он снова возвращается к этой мысли и говорит: «Меня часто спрашивали: „Какой вклад сделали эскимосы в сокровищницу человеческой культуры?…» В ответ на это я писал еще несколько лет назад: „Не надо забывать, что эти трудолюбивые и выносливые люди являются замечательными работниками в деле освоения Арктики. Они еще внесут свою лепту в общее дело человечества. С их помощью мир откроет полюс»»[10]. Эти слова оказались пророческими. В 1909 г. Пири с помощью эскимосов достиг полюса.
Пири путешествовал на санях, запряженных эскимосскими собаками, он одевался как эскимос и на привалах строил снежные хижины. Но продовольствие Пири вез с собой и этим отличался от своих друзей-эскимосов.
Через несколько лет после Пири В. Стефанссон во время своей экспедиции практически доказал, что можно жить за счет только местных ресурсов Арктики, во всем подражая эскимосам. Следует, правда, сказать, что у Стефанссона в этом отношении был предшественник.
В 1846—1854 гг. служащий компании Гудзонова залива д-р Дж. Рей совершил ряд исследовательских поездок по северу Канады. Он первый из путешественников жил почти полностью как эскимос и не возил с собой запасов продовольствия. В те же годы экспедиция Франклина погибла от голода, так как Франклин и его спутники не воспользовались опытом эскимосов[11].
Характерным представителем стефанссоновского течения в методах полярных путешествий являлся также известный датский географ и этнограф Кнуд Расмуссен. По матери эскимос, он прекрасно знал жизнь этого народа и именно поэтому смог успешно совершить много продолжительных путешествий, обогативших науку ценными открытиями.
Таким образом, мы видим, как на протяжении длительного времени происходила постепенная «эскимосизация», если можно так выразиться, техники сухопутных полярных путешествий и самого образа жизни исследователей. Образцом этого является совершенный К. Расмуссеном в 20-х годах XX в. 20000-километровый переход на собаках от восточного до западного побережья Арктической Америки.
С развитием в последние десятилетия механических средств транспорта, специально созданных для работы в Арктике, и авиации ценность эскимосских средств передвижения для путешественников значительно снизилась, но другие заимствованные исследователями элементы эскимосской культуры: снежные жилища, меховая одежда и т. п. продолжают играть большую роль, а также служат основой создания новых специализированных типов снеговых и ледяных построек в Арктике и костюмов для полярников.
Широкое распространение получили эскимосские постройки из снега. Они представляют собой куполообразные хижины, так называемые иглу, воздвигаемые из снежных плит.
Для постройки годится только очень плотный снег, на котором человек в мягкой меховой обуви не проваливается, а лишь оставляет след глубиной около 2 см; снег должен быть наметен одной бурей (иначе при нарезке он будет распадаться на пласты) , нанос должен вылежаться в течение двух-трех дней морозной погоды; пригодным считается снег, издающий хрустящий звук; эскимосы проверяют также качество снега, протыкая его щупом — тонким костяным прутом. Когда найден подходящий плотный сугроб, то из него специальным ножом нарезают крупные шестигранные плиты в 20—40 кг весом; размер этих снежных блоков зависит от прочности снега: длина их от 50 до 100 см, ширина 30—50 см и толщина 10—20 см. Затем выбирают на плотном снегу горизонтальную площадку и укладывают на нее цо кругу плиты, ставя их на ребро. Устанавливая плиты одну за другой, их все время подравнивают, подгоняя так, чтобы не было выступов и больших щелей; при морозной погоде уже через 10—15 минут плиты смерзаются, придавая постройке прочность. Обычно снежную хижину строят втроем или вчетвером — один вырезает плиты, второй носит и подает их, третий выкладывает хижину, стоя внутри, четвертый залепляет и затирает снегом щели между плитами.
Укладку снежных кирпичей ведут по спирали, справа налево. Каждый следующий ряд наклоняют внутрь несколько больше нижнего, чтобы получалась сферическая форма; для этого перед укладкой строитель скашивает ножом или верхнюю грань уже уложенной плиты, или нижнюю грань укладываемой. Каждая укладываемая плита перекрывает вертикальный шов нижнего ряда, как в кирпичной кладке. Когда остается наверху небольшое отверстие, строитель, находящийся внутри хижины, заранее поданным ему снежным кирпичом замыкает свод. Замуровав себя в хижине, он заделывает щели снегом изнутри, его товарищи снаружи сквозь сугроб роют туннель, ведущий к хижине и заканчивающийся люком в снежном полу.
Наружный вход в снежный туннель довольно высок — около 1,5 м, так что в нем можно идти согнувшись или с наклоненной головой, но вход из туннеля в самую хижину обычно настолько низок, что надо в нее вползать на четвереньках и, только очутившись внутри, можно встать во весь рост. Благодаря низкому входу, теплый воздух, собирающийся в верхней части хижины, не может выйти наружу. Средняя хижина имеет 3—4 м в диаметре и 2 м в высоту, так что, стоя посредине, можно достать до потолка. Реже строят хижины большего размера. Стефанссон указывает, что самый большой снежный дом, какой ему пришлось видеть, был в 9 м диаметром у пола с высотой от пола до центра свода около 3—3,5 м; этот дом использовался для собраний, в нем могло поместиться до 100 человек.
Для окончательной отделки хижины зажигают внутри нее лампу-плошку с тюленьим жиром. От нагревания воздуха снег на своде и стенах начинает таять, но не капает, так как образующаяся от таяния вода впитывается толщей снега. Когда внутренний слой свода и стен сделается достаточно влажным, то впускают в хижину холодный воздух и дают ей промерзнуть; благодаря этому хижина покрывается изнутри стекловидной ледяной пленкой (полярники, заимствовавшие снежную строительную технику у эскимосов, называют это «глазированием» хижины), что увеличивает прочность стен и делает удобнее жизнь в хижине. Если бы не было этой ледяной корочки, то стоило бы только задеть за стенку, как снег бы приставал к одежде и сыпался на постели.
Пока хижина не выстоялась на морозе, прочность ее невелика. Но благодаря прогреванию происходит общая осадка снега, швы спаиваются и хижина становится прочной, превращаясь в монолитный снежный купол. На нее могут тогда взобраться несколько человек, случалось, что влезали и белые медведи, не причиняя ей вреда — снежные своды свободно выдерживают эту тяжесть.
Днем в снежной хижине достаточно светло и в пасмурную погоду (можно даже читать и писать); в солнечные дни освещение настолько ярко, что может вызвать заболевание снежной слепотой. Но иногда, во время полярных сумерек, эскимосы вставляют в снежные хижины своего рода стекла из тонкого озерного льда, взятого из прорубей; для окон вырезают небольшие отверстия над входом. Освещают и отапливают хижины лампами-плошками или жирниками, свет их, отражаясь от бесчисленных ледяных кристаллов купола, становится мягким и рассеянным. Если даже в хижине нет ледяных окон, ее видно ночью за полкилометра, благодаря розовому свечению освещаемого изнутри купола.
Если хижина внутри нагреется настолько, что свод начинает таять, то взбираются на купол снаружи и соскабливают сверху ножом слой снега в 5—10 см, чтобы охладить хижину и прекратить таяние. Если, наоборот, хижину не удается нагреть, а на своде изнутри образуется иней, падающий вниз снежными хлопьями, значит — крыша тонка, поэтому набрасывают лопатами снег на купол.
Большая часть хижины внутри против входа занята снежной лежанкой; для нее стараются использовать или поверхность сугроба, на котором поставлена хижина, или естественный уступ почвы; если этого нет, то складывают ее из снежных глыб. Когда лежанка готова, ее устилают двойным слоем шкур (оленя, белого медведя или мускусного быка); нижний слой обращен шерстью вниз, верхний — шерстью вверх; иногда под шкуры подкладывают старую кожу с каяка. Эта трехслойная, изолирующая подстилка не пропускает тепло от человеческих тел и предотвращает таяние снежной лежанки. Иногда в толще лежанки сбоку вырезают небольшие углубления для вещей, которые хотят сохранить сухими; эти ниши закладываются небольшими снежными кирпичиками. На лежанке спят, едят, работают и отдыхают.
Постройка снежной хижины
Снежная хижина имеет характерную особенность, делающую ее весьма ценной для полярников: чем ниже температура наружного воздуха, тем больше можно нагреть воздух внутри хижины. Это объясняется тем, что при небольшом морозе наружный воздух не охлаждает достаточно быстро стенок снежного дома, и даже при сравнительно небольшом нагревании изнутри они начинают таять. Поэтому при температуре —15° С воздух в помещении нельзя нагревать больше, чем до нескольких градусов выше 0° и в сравнительно теплую погоду в палатке теплее, чем в снежной хижине. Зато при сильных морозах — 40 или 50° С температуру в помещении можно безбоязненно повышать до +15 или даже +20° С. В палатке почти невозможно достичь такой высокой температуры.
Другое важное достоинство снежной хижины заключается в том, что если она по каким-либо причинам не отапливается, температура в ней даже в сильный мороз редко опускается ниже —2, —3°С, так как снег обладает малой теплопроводностью; воздух же в помещении быстро нагревается за счет тепла живущих в хижине людей. Поэтому снежная хижина является лучшим видом временного укрытия для людей, оказавшихся в бедственном положении во время путешествия, например для летчиков, потерпевших аварию.
Эскимосскими снежными хижинами пользовались не только исследователи Западной Арктики Пири, Стефанссон, Расмуссен и другие, но и экспедиции, работавшие в Восточной Арктике и Антарктиде. Так, снежные хижины строились на земле Франца-Иосифа участниками экспедиции А. Фиала в 1903—1905 гг. Во время зимовки Г. Я. Седова на земле Франца-Иосифа в 1913— 1914 гг. были построены снежные хижины для магнитных наблюдений и других нужд. Снежные постройки использовались работниками советской геодезической лаборатории на острове Большом Ляховском в 1928—1929 гг. Нашли они свое применение и во время зимовки пароходов «Г. Седов», ‘«Садко» и «Малыгин» в море Лаптевых в 1937—1938 гг. Амундсен во время своей экспедиции к Южному полюсу добивался того, чтобы все его спутники овладели искусством постройки снежных хижин. Снежные хижины эскимосского типа и другие сделанные по их образцу постройки из снега и льда не потеряли своего значения и в настоящее время.
Не случайно в 1949 г. в издательстве Главсевморпути вышло специальное руководство по постройке снежных хижин [12]. В предисловии к нему указывается: «Знать, как строить снежные хижины, должен каждый полярник и особенно работники экспедиции». Там же отмечается, что из снега можно успешно строить и нежилые помещения: гаражи для вездеходов, кузницы, склады и т. д.[13] Затем автор подробнейшим образом рассказывает, как выбрать снег для постройки снежной хижины, как ее построить и как ею правильно пользоваться. В сущности, вся книга представляет собой разъяснение того, как эскимосы строят снежные жилища, и научное осмысление эскимосского опыта в строительстве этого типа жилищ.
Наставления о том, как строить снежные хижины, содержатся также почти в каждой работе, рассказывающей о путешествиях в американской Арктике. Так, в «Руководстве по Арктике», изданном для личного состава военно-воздушных сил США, указывается, что эскимосы имеют на своем счету по меньшей мере одно крупное открытие. Они единственные как среди древних, так и среди современных народов, кто успешно сооружает куполообразные постройки, не применяя строительных лесов. И далее следует подробная характеристика снежных домов эскимосов, описание их постройки и эксплуатации [14].
Солдаты армии США на учебных занятиях по постройке снежных хижин
В пособии для военных инженеров, работающих в Арктике, изданном военно-морским департаментом США, также рекомендуется в качестве временных жилищ, вмещающих до 50 человек, строить снежные хижины эскимосского типа [15].
Во всех этих работах отмечаются более высокие качества снежных хижин по сравнению с временными укрытиями европейского образца.
Личный состав вооруженных сил США, базирующийся на Аляске, проходит практические занятия по постройке снежных хижин под руководством специальных инструкторов.
Армия США заимствовала у эскимосов не только снежные хижины, но и деревянно-земляные дома прибрежных эскимосов Аляски. В упоминавшемся выше «Руководстве по Арктике» указывается, что основным типом жилища в военных лагерях являются дома из дерева, обложенные землей, которые лучше всего строить по образцу соответствующих эскимосских домов[16]. Их характерными чертами являются, в частности, слегка наклонные внутрь стены, благодаря чему к ним плотнее прилегает земля, которой они обложены для тепла, а также дверь, расположенная не в стене, как в европейских домах, а очень низко, на уровне пола, сообщающаяся с поверхностью туннелем, как это типично для эскимосских жилищ. Такое расположение входной двери, если ее держать постоянно открытой, обеспечивает вентиляцию жилища, но в то же время способствует сохранению теплого воздуха в помещении.
Эскимос
В «Руководстве» отмечается: «Нет необходимости описывать другие типы домов, если вы поняли принципы обычного деревянно-земляного дома прибрежных эскимосов», т. е. рекомендуется руководствоваться этими принципами, применяя их к любым имеющимся строительным материалам.
Велика заслуга эскимосов и других народов крайнего севера в создании особых типов одежды, хорошо предохраняющей от холода.
Типично эскимосская одежда веками совершенствовалась в условиях холодного климата: ее глухой покрой и теплый олений мех, из которого она шьется, прекрасно защищают тело от холода, ветра и сырости[17]. Мужская одежда состоит из короткой кухлянки без разреза спереди, сшитой из оленьих или тюленьих шкур, обращенных мехом к телу. В случае холода покрой позволяет, вытянув руки из рукавов, греть их о тело. Кухлянки имеют капюшоны. Поверх кожаных натазников мужчины надевают штаны, сшитые из шкуры оленя, тюленя или белого медведя, мехом внутрь. Зимой эта одежда служит нижней. Поверх нее одевается кухлянка и штаны мехом наружу. На ноги надевают меховые чулки, обращенные мехом к ноге, и меховые сапоги мехом наружу, сшитые из оленьего камуса [18] или из нерпичьей шкуры. В сапоги обычно вкладывается стелька из сухой травы.
Европейский торговец в эскимосской одежде
Женская одежда шьется из того же материала, что и мужская, и по форме очень напоминает мужскую. Короткая кухлянка без разреза, обычно украшенная вышивкой, имеет выступы- мысы спереди и сзади. В отличие от мужской на женской кухлянке есть заплечный кожаный мешок, в котором носят грудных детей. Женщины надевают на тело кожаную рубашку с хвостовидным удлинением сзади. Женские натазники несколько шире, а меховые штаны значительно короче мужских, поэтому меховые сапоги женщины длиннее мужских. Одежда шьется и подгоняется с таким расчетом, чтобы нигде не поддувало. Эскимосская одежда имеет локальные варианты, отличающиеся длиной кухлянки, деталями покроя и отделкой.
Траппер в эскимосской одежде
В «Руководстве по Арктике» пишется об этой одежде следующее: «Эскимосы создали лучший костюм для защиты от холода. Он весит менее 4 кг и в нем можно путешествовать при температуре —50°». А в пособии для военных инженеров указывается, что никакой арктический костюм не является полным без парки из меха и шерсти. Там же отмечено, что эскимосские меховые сапоги, сделанные из шкуры карибу, являются лучшей обувью при низких температурах. По образцу их изготовляются промышленностью США унты с кожаной или каучуковой подметкой и парусиновым голенищем [19].
Эскимосы в национальной одежде и снеговых очках
Не случайно поэтому, что не только военные, но и другие поселенцы на американском севере часто одеваются как эскимосы [20].
Культурный вклад эскимосов не ограничивается тем, что они внесли в изучение Арктики и в создание наиболее приспособленных к условиям севера типов жилища и одежды.
От них и от индейцев американцы заимствовали ступа- тельные лыжи-ракетки, очень удобные для передвижения по рыхлому снегу, специальные очки для защиты от снежной слепоты и ряд других элементов «северной» культуры.
Орудие морской охоты — гарпун
Очень большое значение имеет то, что эскимосы непосредственно осваивали и осваивают Арктику. Современная Гренландия с ее городами и промышленными предприятиями в буквальном смысле создана руками эскимосов, составляющих даже ныне более 80% ее населения. Современное развитие и освоение Аляски и Северной Канады также во многом совершается за счет эскимосов.
На Канадском севере эскимосы и индейцы составляют 43% всего населения, а на Аляске 26% [21]. На северном же побережье Аляски и Канады и на прилетающих островах эскимосов значительно больше, чем пришлого населения. Например, в Канадской Арктике, по переписи 1951 г., жили 8500 эскимосов и 300 временных поселенцев[22]. В последние годы эскимосы все шире используются промышленными фирмами и особенно армией Канады и США как дешевая рабочая сила, наиболее приспособленная к местным условиям. Например, на никелевом руднике Ренкин-Инлет в Восточной Канаде работают почти исключительно эскимосы. Именно этим объясняется повышенный интерес правительственных организаций Канады и Соединенных Штатов к эскимосам и ряд мер, принятых для сохранения этого народа.
Большое значение вкладу эскимосов в освоение и будущее развитие зарубежной Арктики придают американские и канадские ученые. Современный канадский исследователь эскимосов Д. Уилкинсон пишет: «Эскимосы имеют свое место в мире. Они единственные подлинные граждане арктических районов. Это их дом. А значение Арктики все время возрастает. Эскимосы помогают сохранять суверенитет Канады над ее огромными северными районами. Счастье и трудности эскимосов во многом такие же, как и наши.
Каяк
В будущем развитии Канадской Восточной Арктики эскимос должен занять важное место. Эскимосы гордые и умные люди. Люди такого типа дают силу нашей стране» [23].
Большие потенциальные возможности эскимосов, их ум и одаренность отмечает один из старейших канадских этнографов Дайамонд Дженнес[24]. Он подчеркивает, что эскимосы проявляют большие способности к механике, исключительно быстро осваивают современную технику.
Технические способности в сочетании с практическим знанием Арктики делают эскимосов незаменимыми для ее освоения и их роль в развитии американского севера непрестанно возрастает.
[1] Свыше 1 тыс. эскимосов живут в нашей стране на востоке Чукотки и на о-во Врангеля.
[2] Ф. Нансен. На лыжах через Гренландию. Соч. т. I, 1937, стр. 78.
[3] Ф. Нансен. Жизнь эскимосов. Соч., т. I, стр. 205—206.
[4] А. В. Ефимов. Из истории великих русских географических открытий. М., 1950, стр. 17.
[5] М. Б. Черненко. Путешествия по Чукотской земле и плавание на Аляску казачьего сотника Ивана Кобелева в 1779 и 1789—1791 гг. «Летопись Севера», II. М., 1957, стр. 122—124.
[6] В. Стефанссон. Гостеприимная Арктика. М., 1948, стр. 13—14.
[7] И. П. Магидович. Очерки по истории географических открытий. М., 1957, стр. 609—610.
[8] Б. Ф. Адлер. Карты первобытных народов. «Изв. об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии при Моск. ун-те», т. CXIX, 1910, стр. 64—66.
[9] Р. Пири. Северный полюс. М., 1948, стр. 19.
[10] Р. Пири. Северный полюс. М., 1948, стр. 39—40.
[11] R. Finnie. Canada moves North. New York., 1944, p. 21—22
[12] М. А. Кузнецов. Снежные хижины «иглу». М.—Л., 1949; приведенные выше сведения об использовании снежных хижин в Восточной Арктике взяты из этой работы М. А. Кузнецова.
[13] М. А. Кузнецов. Указ. соч., стр. 4.
[14] Arctic Manual Prepared under the direction of the chief of the Air corps U. S. Army. Washington, v. I, 1940, p. 161—190.
[15] U. S. Navy Civil Engineer Corps. Cold-weather engineering. Navy department (без места издания), p. 56—58, 64.
[16] Arctic Manual…, p. 149—157.
[17] Одежда сходного типа ость и у ряда народов Сибири: нганасан, чукчей, коряков.
[18] Камус — кусок шкуры с ноги оленя.
[19] Cold-weather engineering, p. 73—74.
[20] М. Macdonald. Canadian North. London, 1945, p. 201.
[21] Г. А. А г р а н а т. Положение коренного населения Американского Севера. «Информационный бюллетень по Зарубежному Северу», № 2(4). М., 1958, стр. 6.
[22] Canadian Regions. Putnam (Ed.). Toronto, 1954, p. 481.
[23] D. Wilkinson. Land of the long day. New York, 1956, p. 252—254.
24 D. J e n n e s s. Dawn in Arctic Alaska. Minneapolis. 1957, p. 215.