Существование в прошлом у аборигенов Арктики своеобразной половозрастной структуры й особых механизмов регулирования численности и роста популяций считается признанным фактом этнографической науки. Брачные и репродуктивные нормы, отношение к детям и старикам у народов Крайнего Севера часто используются как пример для очень широких кросс-культурных аналогий и порой даже рассматриваются как модель для всех обществ охотников и собирателей. Более того, некоторые авторы, считают демографическое поведение традиционных групп Арктики удобным источником для подкрепления различных концепций демографического развития в первобытности1.
Однако в большинстве случаев цитируемые при этом документальные материалы ограничиваются территорией американской Арктики и даже более конкретно — центральным сектором арктического побережья Канады, областью расселения эскимосов нетсилик, иглулик, медных, карибу и др. Данные по указанным группам пе только представляются порой как «типично эскимосские» (и тем самым прямо или косвенно распространяются на весь огромный эскимосский ареал от северо-востока Сибири до Гренландии), но и сами эскимосы оказываются как бы единственными или «наиболее типичными» представителями обширного круга арктических народов, обитателей полярных окраин эйкумейы. В специальной публикации я уже рассматривал па широком циркумполярном фоне один из классических стереотипов «арктической демографии»: соотношение мужчин и женщин в традиционных популяциях аборигенов Арктики как вариант адаптивной стратегии в экстремальной среде обитания2. Здесь мне хотелось бы подробнее остановиться на механизме, который формирует эту стратегию. По мнению большинства зарубежных антропологов, таким механизмов в прошлом было регулярное; убийство новорожденных девочек — селективный инфантицид.
Сведения о том, что эскимосы убивают новорожденных и малолетних детей, в особенности девочек, появились в литературе с последних десятилетий XIX в. и прочно вошли во все классические работы по этнографии американской Арктики3. Уже в первой сводной монографии об эскимосах Э. Вейер предложил экологическое объяснение практики селективного инфантицида, связав ее с известной теорией «оптимальной плотности» А. Карр-Саундерса4. Впоследствии Э. Хобель использовал пример инфантицида у эскимосов для построения своих концепций демографического процесса в первобытности, где важную роль играло присущее якобы всем первобытным обществам стремление сокращать число своих непродуктивных членов путем убийства детей, стариков, инвалидов, больных и т. п.5
В 60—70-е годы интерпретация инфантицида как адаптивной (прежде всего экологической) стратегии аборигенных групп американской Арктики пользовалась большой популярностью в антропологической литературе6. Свое наиболее яркое выражение она получила в работах Дж. Бердселла, который утверждал, что арктические и — подобно им — верхнепалеолитические охотничьи коллективы убивали до 15—50% новорожденных девочек, регулируя таким образом свой естественный прирост и структуру популяции 7.
Объяснения селективного инфантицида как адаптивной стратегии в условиях экстремальной среды обитания явно или неявно предполагали универсальность этой практики для всей Арктики или по крайней мере для всей территории обитания эскимосов 8. Но аргументы, приводимые обычно в подтверждение, отнюдь нельзя было считать универсальными. Как и в случае с другими стереотипами «арктической демографии», дискуссия велась почти исключительно на примере эскимосов центральной части канадской Арктики (в первую очередь эскимосов нетсилик) 9. В то же время сведения по другим аборигенным группам Крайнего Севера и особенно по народам Северной Евразии были на удивление фрагментарными. Даже самые полные сводки цитировали главным образом устаревшие издания, случайные упоминания путешественников или попутные наблюдения участников различных экспедиций XVIII — начала XX в.10
Между тем проблема селективного инфантицида у эскимосов могла быть проанализирована на фоне гораздо более представительных материалов по другим народам Севера и прежде всего — по аборигенам сибирской Арктики. Подчеркну, что доступный массив демографической информации о традиционных группах Крайнего Севера Евразии огромен и по своему богатству намного превосходит имеющийся корпус данных об американских эскимосах. Статистический учет коренного населения Сибири был начат, как известно, еще в первые десятилетия XYII в., а арктических групп Европейского Севера — в XVI в. При всем несовершенстве сохранившегося с того времени фонда документальных материалов эти источники уже не раз весьма успешно использовались для реконструкции исторической динамики численности народов Сибири, начиная с XVII в. и вплоть до настоящего времени11.
Русские архивные документы XVII — начала XX в. содержат огромное количество ценной демографической информации, включая сведения об общей численности аборигенных групп Сибири на разные годы, движении населения и даже различные виды подробных посемейных списков (групповых переписей) с указанием возраста многих сотен, порой тысяч людей. Этот материал может быть использован при решении вопроса об универсальности инфантицида в аборигенных группах Крайнего Севера Евразии, который со времен сводок А. Карр-Саундерса (1922) и Л. Крживицкого (1934) в этнографической литературе специально не рассматривался 12.
Имеющиеся упоминания об инфантициде у народов Сибири, действительно, чрезвычайно скудны и касаются лишь немногих народов: чукчей, камчадалов (ительменов), юкагиров, нивхов13. Во всех отмеченных случаях они скорее свидетельствуют об эпизодичности этой практики или ее заведомо неселективном характере. Современные этнографические публикации практически не прибавляют новых сведений или сводят инфантицид к убийству уродливых, деформированных детей или оставлению грудных младенцев в случае преждевременной смерти матери (данные Г. М. Василевич об эвенках 14).
В то же время ряд свидетельств имеет противоположный характер. В. Г. Богораз, например, отрицал существование селективного инфантицида у чукчей15, а Иохельсон (описавший инфантицид у юкагиров по данным фольклора) вообще не отметил его у приморских и оленных коряков. Нет никаких упоминаний об инфантициде в более поздних специальных работах о семейных отношениях или обрядах, связанных с рождением детей у различных аборигенных групп северной Сибири — энцев, кетов, долган, нганасан и др.16 Напротив, приводимые примеры имен близнецов мальчиков и девочек у энцев 17 или искусственного вынашивания 7—8-месячных недоношенных младенцев у долган и эскимосов 18 явно свидетельствуют об отсутствии этого обычая у аборигенных групп Сибири, по крайней мере в случаях, обычных для американских эскимосов.
В ходе моих полевых исследований среди азиатских эскимосов на юго-восточном побережье Чукотки (1975—1981) мне также не удалось найти убедительных свидетельств существования у них в конце XIX — начале XX в. регулярного селективного инфантицида. Прямые сообщения информантов, документальные источники этого времени, фольклорная и бытовая традиция эскимосов, их генеалогия, данные местной регистрации движения населения в 1920—1930 гг. не подтверждают его распространения в качестве социально признанного обычая, тем более имевшего жесткую селективную ориентацию. Правда, среди 144 зарегистрированных случаев смерти детей до 1 года в 8 эскимосских поселках в течение конца 1920-х — начале 1930-х годов — 65 мальчиков и 79 девочек. Но в тех населенных пунктах, где регистрация была наиболее полной (Сиреники, Имтук, Аван и Урелики), соотношение умерших мальчиков и девочек составило уже 33 : 31.
При составлении генеалогий эскимосских семей, уходящих в прошлое вплоть до второй половины XIX в., я столкнулся с неоднократными примерами выращивания грудных младенцев при усыновлении или преждевременной смерти матери, случаями доживания уродливых или физически неполноценных детей до весьма взрослого возраста. Мне удалось также записать воспоминания информантов об искусственном вскармливании недоношенных младенцев в конце XIX — начале XX в., которые повторяли и дополняли уже цитированные описания В. Г. Богораза. Все эти факты если и не опровергают прямо существование инфантицида у азиатских эскимосов, то, безусловно, свидетельствуют о редкости или даже отсутствии подобной практики в ситуациях, типичных для эскимосов канадской Арктики.
Однако гораздо более обоснованно мы можем судить о существовании инфантицида у народов Крайнего Севера Сибири по статистическим источникам, которые дают нам фактическое численное соотношение мальчиков и девочек в различных аборигенных популяциях. В табл. 1 приведены сведения по 26 традиционным группам Северной Евразии, использованным мной ранее для анализа традиционной половозрастной структуры19. Взятые документальные источники имеют хронологический диапазон с конца XVIII до первой трети XX в. и в целом отражают тот период исторического развития народностей Крайнего Севера Евразии, когда они находились в условиях относительно стабильного состояния в составе (или сфере влияния) крупного централизованного государства. В этом смысле рассматриваемые группы можно условно считать стадиально синхронными: все они являлись трансформированными традиционными обществами, в той или иной степени удалившимися от состояния доконтактных аборигенных популяций. Впрочем, реальная степень аккультурации большинства из них вряд ли была заметно большей, чем у эскимосов западной Гренландии и Лабрадора в конце XVIII в., северных атапасков в конце XIX в. или австралийских аборигенов на рубеже XIX и XX вв.
Выводы из табл. 1, на мой взгляд, достаточно очевидны: соотношение мальчиков и девочек в самых младших возрастных группах у рассмотренных народностей Крайнего Севера Евразии никак не подтверждает тезис об «адаптивности» и «универсальности» селективного инфантицида в Арктике, по крайней мере для XIX — начала XX в. Подчеркну, что в равной мере это относится как к группам, находившимся в сфере заметного и устоявшегося русского культурного влияния (кольские саами, европейские ненцы, эвенки северо-запада Якутии), так и к тем народам Крайнего Севера, которые вплоть до начала XX в. сохраняли традиционные формы социального устройства, семейнобрачных отношений и религиозного мировоззрения (нганасаны, лесные ненцы, оленные чукчи и др.). Некоторые бросающиеся в глаза случаи превышения численности мальчиков над девочками относятся в большинстве как раз к давно христианизированным группам (эвенки, селькупы, европейские ненцы). Они связаны, очевидно, с неточным определением возраста при разграничении переписчиками «детей» и «подростков» 20.
Но там, где мы располагаем полными посемейными списками крупных коллективов, мы можем судить о возможности и распространенности селективного инфантицида не только по общему соотношению полов в различных возрастных когортах. Если селективный инфантицид был реальным регулятором полового состава популяции, мы вправе ожидать в ней достоверно большее число семей с преобладанием мальчиков и минимальное число семей, где были бы только девочки. Расчет такого распределения семей на основе полных списков достаточно прост; при этом он даже несколько занижает реальную долю девочек, поскольку обычно они выходили замуж и покидали родительские семьи намного раньше мальчиков.
Таблица 1. Число девочек на 100 мальчиков в аборигенных популяциях Северной Евразии по возрастным когортам
Таблица 2. Распределение семей по полу и числу детей в некоторых аборигенных группах Арктики
|
Север Сибири |
Американская Арктика |
|
||||
Брачные пары, имеющие детей, % |
|
|
|
|
|
|
|
эскимосы |
чукчи |
юка гиры |
ненцы |
Ангмагс- садик |
Лабрадор |
медные эскимосы |
|
Мальчиков |
28,4 |
28,6 |
23,7 |
28,1 |
24,4 |
32,0 |
59,0 |
Девочек |
22,7 |
20,9 |
30,5 |
19,1 |
28,0 |
24,0 |
16,9 |
Обоего пола |
48,9 |
50,5 |
45,8 |
52,8 |
47,6 |
44,0 |
24,1 |
В том числе преобладают мальчики |
20,5 |
18,1 |
16,9 |
26,9 |
14,6 |
24,0 |
7,2 |
преобладают девочки |
7,9 |
17,1 |
12,0 |
12,4 |
12,2 |
20,0 |
0 |
поровну |
20,5 |
15,2 |
16,9 |
13,5 |
20,7 |
0 |
16,9 |
Пары с двумя и бо лее девочками |
19,3 |
39,0 |
25,9 |
22,5 |
23,2 |
28,0 |
4,8 |
Всего пар с детьми |
88 |
105 |
59 |
89 |
82 |
25 |
83 |