Волокуши индейцев равнин в этногенетическом и этноэкологическом аспектах

Без рубрики

В XVII—XVIII вв. индейцы чейены, черноногие, тетон-дакоты, кроу, кайова, команчи и другие создали типичную степную ко­чевую коневодческую культуру на территории равнин и прерий Северной Америки. Выделяя критерии оценки основных элемен­тов культуры конных кочевников, американские ученые В. Стронг, К. Вильсон называли лошадь, Ф. Ру — переносное жилище, а К. Висслер — волокушу. В настоящее время собачья и кон­ная волокуши являются яркими предметами быта индейцев Се­верной Америки, а в прошлом это были существенные элемен­ты материальной культуры.

В американском отделе Музея антропологии и этнографии хранится собачья волокуша черноногих, присланная из Музея национальной истории в Нью-Йорке в 1905 г. наряду с другими изделиями индейцев алгонкинов. К началу XX в. собачья воло­куша была вытеснена из обихода кочевников вместе с лошади­ной и заменена европейской телегой и фургоном, однако неко­торые пожилые индеанки продолжали изготавливать волокуши для личных целей.

Описания волокуш, которые содержат ранние литературные источники, не позволяют провести четкую грань между волоку­шами и санями (тоббоганом). В общих чертах к кругу транс­портных средств индейцев равнин санно-волокушного типа можно отнести два вида волокуш — «настоящие» (или постоян­ные) и импровизированные (вязанки хвороста, колья для типи), а также тоббоганы и шкуры животных, в которые заворачивали мясо убитых на охоте зверей и волоком тащили в деревню1.

В 1541 г. участники экспедиции Коронадо первыми из евро­пейцев увидели на юге равнин (Канзас, Небраска, Вайоминг) волокуши индейцев кроу. Хронисты описали их как составлен­ные из двух кольев, на которые можно было положить до 40 фун­тов груза2. Последователи Коронадо, торговцы пушниной и путешественники указывали на широкое распространение во­локуш в тех же районах3. В 1743 г. Лa Верандри отмечал, что равнинные ассинибойны Ред-Ривер использовали собак с волокушами для походов за хворостом; собак сопровождали женщины и дети, которые несли вязанки дров на себе4. В 1774 г. сиу, жившие на берегах Миссисипи, использовали со­бак для перевозки грузов столь же широко, как и лошадей. Собачья и лошадиная волокуши применялись сиу и ассинибойнами по р. Миссури в 1834—1838 гг. Принц Максимиллиан видел груженые сани у индейцев черноногих летом 1833 г.5 Дж. Кэтлин наблюдал волокуши у прекрасно оснащенных ло­шадьми команчей6, а Дж. Фремонт в 1844 г. на р. Канзас — грузовые собачьи и лошадиные волокуши в среде индейцев сиу и чинни. К сожалению, по его записи трудно установить, были ли это настоящие волокуши, в которые впрягали собак, или тюки, навьюченные на спины животных. В 1857—1860 гг. волокуши для обоих видов животных широко употреблялись индейцами Саскачевана7. Фотографии зафиксировали волокуши у шошонов в 1855 г.

К. Уисслер первым подробно описал волокушу для собак, применяемую индейцами черноногими8. Он отметил, что «настоя­щие» волокуши для собак использовались преимущественно племенами северной части прерий, но черноногие изготавливали этот тип транспортных средств как для собак, так и для лоша­дей. Аналогичные волокуши делали хидатса. К ним крепили вязанки хвороста длиной 60 см, поэтому 4—5 собак могли обес­печить дровами семью на неделю, а 15—20 собак — на месяц9 (рис. 3).

Рис. 3. Волокуша индейцев черноногих из собрания Музея антропологии и этнографии в Ленинграде
 

Рис. 3. Волокуша индейцев черноногих из собрания Музея антропологии и этнографии в Ленинграде

 

«Настоящие» волокуши, привязанные к лошадям, применяли для перевозки кольев для типи, домашнего скарба, сена, просушивания амулетов, шаманских трубок, индивидуальных ри­туальных связок тетон-дакоты, равнинные кри, сарси, манданы, шошоны, не-персе, ассинибойны, сиу, чинни, хидатса. На воло­кушах сушили мясо, а поставленные вертикально под углом друг к другу волокуши использовали в качестве навесов от сол­нечных лучей и дождя. Хидатса устраивали из трех волокуш временное жилище с очагом в центре. С помощью волокуш индеанки взбирались на типи для натягивания покрышек10. В период Пляски Солнца на волокуши набрасывали специаль­ные накидкн треугольной формы из прутьев ивы, оплетенных полосками кожи. У шошонов и команчей волокуши особенно часто применялись в качестве носилок для перевозки раненых и больных.

Помимо волокуш, транспортными средствами, необходимыми в условиях кочевой жизни на открытых пространствах равнин, в зимнее время у индейцев служили лыжи-ракетки, лодки типа лоханок с деревянным каркасом, обтянутым кожей бизона. В процессе экологической адаптации индейцы бассейна Миссу­ри создали целый комплекс транспортных средств, применявших­ся во время охоты. Например, хидатса брали с собой две Лоханкообразные лодки, связывали их друг с другом; в первую садились участники охоты, во вторую клали имущество, а свер­ху грузили волокушу. Собаки располагались в первой лодке, рядом с хозяевами. Упакованный таким образом скарб не пре­пятствовал мобильности семьи охотника и позволял совершать длительные путешествия как по суше, так и по воде11.

Кардинальные отличия «настоящих» постоянных волокуш от импровизированных заключались в том, что первые имели форму фиксированной рамы с настилом (грузовой площадкой) круглой, овальной или прямоугольной форм, а импровизирован­ные были связками кольев для типи, вязанками хвороста, при­крепленными к седлу лошади или собачьей лямке. Индейцы хидатса высверливали в кольях для типи раскаленными свин­цовыми стержнями на расстоянии б см от концов кольев, дырочки, служившие для просовывания сыромятных ремешков, которые крепили к седлу лошади 12.

Дж. Юверс полагал, что «настоящая» волокуша была позд­ним изобретением и именно она явилась специальным транспорт­ным средством, созданным на базе импровизированной волокуши. Ф. Ру, напротив, считал собачью волокушу наиболее древним видом транспорта, не служившим для перевозки кольев или типи, так как такой груз был слишком тяжелым для собаки 13. Н. Макклинток называл «настоящими» волокуши из связок кольев, которые использовались для перевозки людей на лошадях14.

Материалом для изготовления «настоящих» волокуш были дерево и кожа. Колья делали из черного тополя, белого тополя, сосны, березы, ели. Аналогичные породы деревьев употребляли для кольев переносных жилищ15. По размерам колья для воло­куш не превышали по длине 2,5 м. В работе они быстро изна­шивались, и распространенным способом их ремонта было обру­бание концов, стершихся при переездах. Колья с короткими передними выступами имели большой запас прочности и упру­гости. В верхней части их обматывали сыромятными ремнями кожи шириной 10—15 см. Полосы кожи покрывали колья воло­куш до места крепления грузовой площадки, а свободные концы использовались для привязывания грузов. Сыромятные ремни предохраняли колья от рассыхания и растрескивания. Изготовле­нием ремней занимались специальные мастерицы. Особенно ценилось искусство женщин, которые могли сделать ремень из одной шкуры наиболее длинным и ровным по всей длине, а также тщательно очистить его от шерсти.

Индейцы равнин практиковали два основных способа соеди­нения верхних концов волокуш — X- и У-образно, причем Х-образная конструкция была более древней. Именно так крепи­лись волокуши ассинибойнов и хидатса, а также волокуша черноногих из собрания МАЭ16. Верхние концы волокуши для собак вдевались в меховой «мешок», к которому крепился сыромятный ремень с лямками, охватывавшими грудь собаки. Кроме них, в верхней части волокуши располагались другие ремни, также из сыромятной кожи, которые держали грузы.

Черноногие называли узел крепления кольев волокуши «мой груз», а грузовую платформу — «моя широкая дорога». Грузовая платформа сооружалась из обрубков жердей, более тонких, чем основные колья. Жердочки раскладывались парал­лельными рядами на расстоянии 5—6 см друг от друга. Бруски поперечного настила изготавливались из веток березы, декори­ровались красной краской и резьбой по неочищенной коре. Различия в форме грузовой площадки объяснялись племенной принадлежностью мастеров. Сарси, арапахо делали грузовую площадку прямоугольной формы, кри, ассинибойны, дакота, хи­датса и манданы — овальной. Многие племена использовали оба вида настила 17. Над грузовыми площадками устанавливали навесы из прутьев, которые служили защитой от дождя, снега и солнечных лучей. В таких волокушах перевозили детей, боль­ных, щенков.

Появление лошадей в хозяйстве индейцев равнин сказалось не только в удлинении кольев для типи (на лошадях стало воз­можным перевозить больше грузов), но и в разделении функций собак и лошадей в хозяйстве кочевника. Лошадей предпочита­ли использовать для езды верхом, на охоте, в военных походах и лишь кастрированных тяжеловозов и тихоходных — для воло­куш. Собак также кастрировали, прежде чем сделать тягловы­ми животными 18.

Тренировали лошадей под волокуши при помощи сыромят­ной веревки, один конец которой привязывали к шее лошади, а другой — к волокуше из обычной шкуры бизона. Иногда ве­ревку крепили непосредственно к хвосту лошади. Два-три: индейца вели животное на поводу, а дети садились в шкуру. Веревка имела достаточную длину, чтобы лошадь не задевала: копытом шкуру с детьми. Для тренировки выбирали луга с мяг­кой травой. Обучение могло длиться несколько дней, пока ло­шадь не привыкала к новой роли.

Собаки, которых запрягали в волокуши и использовали под вьюк, были крупнее и сильнее тех, что живут в индейских деревнях сегодня. Они больше напоминали одомашненных койотов .

Использование собак в качестве тягловых животных явля­лось лишь одной из причин их доместикации, главной и перво­начальной целью которой было использование собак на охоте. Охотничьи собаки широко применялись всеми племенами индей­цев североамериканского континента. Индейцы «степных дере­вень» прерий, юга и особенно севера равнин в период «этногра­фической современности» наиболее последовательно использовали собачьи волокуши в своем хозяйстве 20.

К. Уисслер вслед за Маккензи одним из первых указал се­верное происхождение индейцев черноногих, локализовав их ро­дину в районе Невольничьего озера и Скалистых гор. В этно-генетических мифах черноногих, в частности в мифе о «Стари­ке»-прародителе, первоначальное место обитания племени располагалось у Эдмонтона. На зиму черноногие возвращались к подножию Скалистых гор, где когда-то вели жизнь бродячих: охотников на бизонов21. С момента знакомства с лошадью» (при посредстве кри в районе Эдмонтона) они покинули леса и спустились к югу на равнины22. Собачьи волокуши как архаический элемент культуры бродячих охотников вместе с пере­носным жилищем и одеждой из замши черноногие принесли с севера. Во второй половине XIX в. волокуши для собак ши­роко использовались атапасками северных берегов Медвежьего озера. Хотя Дж. Дженнис и указывал, что индейцы р. Маккен­зи не употребляли в своем хозяйстве собачьих волокуш, кроме чиппева, а эскимосы-медновцы грузили поклажу в тюках на спи­ны собак, его статью иллюстрирует фотография, на которой изображена индеанка с собакой, запряженной в У-образную во­локушу 23. Волокушный транспорт в форме саней широко исполь­зовался в северных широтах без временных перерывов 24. Этому способствовали экологические условия, ориентация экономики на промысел крупных зверей и т. п. Единственным тягловым животным для тоббоганов в высоких широтах была собака (в Азии наравне с собакой использовались также олени). Бла­годаря древним контактам с северными соседями черноногие были лучше знакомы с санно-волокушным транспортом, чем ин­дейцы юга — Техаса, Новой Мексики, Канзаса. Кри переняли от эскимосов технику изготовления собачьей нарты — тоббогана, состоящего из прямоугольной рамы из кольев п куска коры, изогнутого в верхней части25. Тоббоганы, близкие к эскимос­ским собачьим нартам, употребляли индейцы Британской Ко­лумбии: чилкат, тлинкинты, карриер, чилкотин, шусвап. Черно­ногие делали тоббоган для охоты на бизонов из куска коры: заехав на нем в стадо бизонов, они расстреливали животных из луков и ружей.

Рис. 4. Перекочевка племени черноногих (рисунок путешественника XIX в. Дж. Кэтлина)
 

Рис. 4. Перекочевка племени черноногих (рисунок путешественника XIX в. Дж. Кэтлина)

 

Отсутствие дорог, видимо, затрудняло развитие волокушного транспорта у индейцев равнин, в частности применение волокуш для миграций на далекие расстояния (рис. 4). Поэтому здесь наибольшее распространение получила переноска грузов на себе или во вьюках, укрепленных на спины собак26. В литературе имеются указания на существование таких дорог, одна из кото­рых, например, проходила через «Шаманскую гору» на терри­тории индейцев кроу27. Однако их число едва ли могло быть значительным.

Наблюдения А. Кробера, проследившего характер распростра­нения санно-волокушного транспорта по территории Северной Америки, подтвердили не только гипотезу Маккензи—Уисслера о северном происхождении индейцев черноногих, но и картину распространения волокуш с севера на юг, с территорий, заня­тых северо-западными алгонкинами и атапасками23. Достигнув южных районов, бродячие лесные охотники превратились в кон­ных скотоводов. На их культуру оказывали влияние соседи с востока (разведение табака, появление племенной святыни — лопатки бизона29), но земледелие так и не стало ведущей отраслью их экономики, традиционно базировавшейся на охоте..

Существуют лишь косвенные данные об использовании собак в хозяйстве палеоиндейцев, охотившихся на ископаемого бизо­на 10—12 тыс. лет назад, позже в связи с похолоданием клима­та (6—7 тыс. лет назад) — на более мелких животных, а с 2— 4 тыс. лет назад — снова на бизонов (лесных бизонов), популя­ции которых восстановились в связи с потеплением30. Иными: словами, комплекс охотничьего хозяйства, ориентированного на промысел бизонов, включавший переносное жилище, собак, волокуши, сложился 2000—4000 тыс. лет назад. Раскопки стоя­нок Олд-Кроу и Драйк-Крик на Аляске позволили доказать, что собака была первым домашним животным, которое сопро­вождало первых американцев на их пути’из Азии в Америку. Возраст костей собаки Олд-Кроу — 30 тыс. лет31. Группы палеоиндейского населения, продвигавшиеся с севера на юг между Кордильерским и Лаврентьевским ледниковыми щитами, были достаточно хорошо экипированы для освоения высоких широт. Появление в Северной Америке собаки может быть свя­зано с первой из трех «волн» миграций населения из Азии в Америку раннего периода. Первая «волна» мигрантов была представлена исключительно таежным монголоидным населе­нием, которых сменили немонголоиды, соотносимые антрополо­гами с кавказоидами, т. е. европеоидами. Третья «волна» была также представлена монголоидным населением Азии. Население равнин Северной Америки представили две расы американских аборигенов: восточная и южная. Первая засвидетельствована сериями черепов с высокими сводами, вторая — с низкими32. Если с первой «волной» миграций можно связать культуру палеоиндейского населения Северной Америки, т. е. первых групп охотников на бизонов, северного оленя и мамонта, то со второй могут ассоциироваться те группы охотников, кото­рые оставили следы своего пребывания в Прибайкалье. В данной связи определенный интерес представляет гипотеза С. Л. Ни­колаева и С. А. Старостина относительно родства американских (народы на-дене северных районов Северной Америки и пенути Калифорнии) и азиатских (синокавказские, праенисейские и др.) языковых семей на ностратическом уровне33.

С третьей «волной» миграций может ассоциироваться пласт населения, который сформировался в недрах Азии, на юге Си­бири, севере Монголии. Хронологически эта «волна» может быть соотнесена с периодом продвижения племен бронзового века из Прикаспия через южную Сибирь в Северную Азию и далее по побережью океана в Америку. В распоряжении на­селения этой «волны» миграций были такие средства передви­жения, как колесная повозка и волокуша. В данном аспекте интересны исследование остатков волокуш Пазырыкских курга­нов, а также изображения волокуш в наскальном искусстве Алтая и Хакасии34. Есть все основания считать, что развитие колесного и санно-волокушного транспорта Евразии связано с культурами мезолита и неолита Прикаспия, Балкан, Ближне­го Востока, а саней и волокуш Северной Америки — с культу­рами Сибири.

Рис. 5. Петроглифы Сибири, изображающие санный и колесный транспорт
 

Рис. 5. Петроглифы Сибири, изображающие санный и колесный транспорт

 

Конструктивные особенности волокуш индейцев равнин п древнейших сибирских волокуш, которые крепились к одно­осным повозкам (петроглифы Сибири), демонстрируют опреде­ленное сходство. Волокуши индейцев прикреплялись также к мягкой лямке, накинутой на круп оленя, как это демонстри­руют петроглифы, изображающие оленя, запряженного в Х-образную волокушу (петроглифы долины р. Елангаш) 35 (рис. 5). Простая волокуша, близх{ая по форме к импровизированной аме­риканской, известна народам Сибири вплоть до настоящего вре­мени. Такие волокуши представляют собой связки кольев или хвороста, которые крепятся по обеим сторонам седла лоша­ди; другой формой волокуши иногда еще служит шкура яка, привязанная к жерди, с двумя длинными веревками, которые крепятся к лошади 36.

Древность происхождения этого вида транспортного средства очевидна. Волокуша имеет своим далеким предшественником вьюк. Поздняя форма волокуши — импровизированная — была приспособлена к лошади.

Северное происхождение конных индейцев — кочевников рав­нин, их связи с населением высоких широт в области материаль­ной культуры, в частности использование санно-волокушного транспорта, а также совпадения в конструкциях волокуш Азии (Южная Сибирь) и Северной Америки, затрагивают проблему контактов населения двух материков. Использование вьючных собак для волокуш индейцами равнин и населением Аляски, на­ходки костей домашней собаки, датируемые палеолитическим временем, позволяют высказать предположение о проникновении практики использования собак в транспортных целях вместе с первой «волной» мигрантов из Азии. Наиболее активно воло­куши употреблялись в Америке 2000—4000 лет назад.


  1. Roe F. The indian and the horse. Norman, 1955. P. 25.
  2. Ibid P. 20, 26; Coronado F. V. The journey of Coronado, 1540-1542. N. Y., 1922. P. 196.
  3. Dobie Y. F. The mustangs. Boston, 1952. P. 39; Hendrey A. (Hendey). The journal of A. Hendey // Proc. and Transl. Roy. Soc. Canada. Ser. 3. 1907. Sect. II. P. 343-348.
  4. Roe F. Op. cit. P. 20.
  5. Maximillian, Prince of Wied. Travels in the clutenor of North America, 1833-1834. V. XXII-XXIV. P. 104-141.
  6. Catlin G. Letters and notes on the North American Indians. L., 1851. V. 2. P 55
  7. Roe F. Op. cit. P. 61.
  8. Wissler C. Material culture of the Blackfoot indians 11 Anthropol. Pap. Amer. Mus. Natur. Hist. 1910. V. V. P. 88—92.
  9. Wilson G. The horse and dog in Indian culture//Ibid. 1924. V. XV, pt II. P. 208-209.
  10. Ibid. P. 134-135. Fig. 26a; P. 136, 226. Fig. 52.
  11. Ibid. P. 254.
  12. Ibid. P. 193, 278-279.
  13. Roe F. Op. cit. P. 17.
  14. MacClintock N. The old north trail. L., 1910. P. 518.
  15. Skinner A. Notes on the Eastern cree and Northern saulteaux // Anthropol. Pap. Amer. Mus. Natur. Hist. 1911. V. IX. P. 12.
  16. Wissler C. Op. cit. P. 82-92.
  17. Wissler C. North American Indians of the plains. N. Y., 1920. P. 32—39.
  18. Roe F. Op. cit. P. 57, 62.
  19. Wissler C. North American… P. 33.
  20. Ibid.
  21. Ibid. P. 17.
  22. Roe F. Op. cit. P. 123.
  23. Jennes D. The copper escimo // Report of the Canadian Arctic expedition, 1913-1918. Ottava, 1923. V. XII. P. 234. Fig. 189.
  24. Kroeber A. Culture element distribution. XV. Salt, dogs, tobacco: Archaeo­logical records//Univ. Cal. Publ. Amer. Archaeol. and Ethnol. 1941. V. 6. N i.
  25. Skinner A. Op. cit. P. 144—146.
  26. Roe F. Op. cit. P. 16.
  27. Wedel W. Prehistoric man of the Great Plains. N. Y., 1955. P. 268, 299—310.
  28. Пример привнесения собачьей волокуши в материальную культуру ко­чевников юга демонстрируют равнинные апачи. Они происходят от ата­пасков северных территорий и пришли из Канады через равнины в Те­хас и Новую Америку. См. карту: Driver Н., Massey W. Comparative stu­dies of North American indians // Trans. Amer. Philos. Soc. 1957. V. 47, pt 2. P. 282.
  29. Oliver S. Ecology and cultural continuity as contributing factors in the social organization of the Plains Indians.
  30. Wedel W. Op. cit. P. 248-359.
  31. Canby T. The search for the first Americans//Nat. Geogr. 1979. V. 156. P. 348.
  32. Newman G. R. The origin of the prairie physical types//Mus. News W. H. Oliver Mus. 1952. V. XIII, N 5; Hrdlicka A. Catalogue of human cra­nia in US National museum collection//US Nat. Mus. Proc. 1927. V. LXIX, pt. 5.
  33. Старостин С. А. Гипотеза генетических связей сино-тибетских языков с енисейскими и северокавказскими языками//Лингвистическая рекон­струкция п древнейшая история Востока: Тез. и докл. конф. М., 1984. Ч. 4. С. 36.
  34. Руденко С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л., 1953. С. 234-235.
  35. Окладников А. П., Окладникова Е. А., Запорожская В. Д., Скорынина 9. А. Петроглифы долины р. Елангаш. Новосибирск, 1979. Табл. 62.
  36. Выражаю глубокую благодарность В. П. Дьяконовой за научные кон­сультации и возможность ознакомиться с полевыми материалами.
.