Чак-Мооль – название характерных каменных статуй, весьма распространённых в Месоамерике. Обычно Чак-Мооль изображает человеческую фигуру размером чуть более живого человека. Иногда это могут быть ягуары. Фигура находится в лежачем положении с головой повернутой на 90 градусов налево или направо, ноги в коленях согнуты, грудная клетка приподнята. В основном встречаются Чак-Мооли лежащие на спине, но бывают и те, что лежат на боку. В руках у них либо поднос, либо чаша, но иногда встречаются статуи без чаш, однако всегда поверхность над животом плоская, чтобы на неё можно было поставить предположительно чашу для подношений – у поздних центральномексиканских цивилизаций (ацтеки, тлашкальцы) в качестве подношений могли служить сердца принесенных в жертву пленников. Повторяющихся и идентичных статуй Чак-Моолей не найдено.
О. Ле-Плонжон (с бородой) сидит на обнаруженной статуе Чак-Мооля. Чичен-Ица. 1875 или чуть позже.
Чак-Мооль из Чичен-Ицы.
Своим названием статуи обязаны археологу-любителю, исследователю Огюсту Ле-Плонжону, который в конце 19 века обнаружил, вероятно, первый подобный монумент в Чичен-Ице. Причем он назвал статую Чаакмолем («громовая лапа»), а затем при публикации сообщения о находке она была переиначена на Чак-Мооль. Древнее название неизвестно.
Чак-Мооли из Тулы. Фото Джима Кука.
В Месоамерике данные статуи появляются где-то с 9 века и распространяются в Центральной и Западной Мексике, в области майя и др. районах. Также они встречаются в Сальвадоре и даже в Коста-Рике. Кто первый стал их высекать в камне пока не совсем понятно. Предположительно они появляются сначала в Центральной Мексике, возможно, в Туле, а затем в Чичен-Ице и далее в других местах. Но есть версия, что всё было наоборот – сначала они появляются в области майя, в т.ч. в Чичен-Ице, а затем быстро оказываются в Туле, а оттуда уже в других частях Центральной Мексики. В пользу этой версии говорит большое количество и разнообразие найденных именно в этом городище статуй, а также схожее изображение пленников в иконографии майя классического периода (в частности на стелах), в то время, как предшественников данного образа в Центральной Мексике найдено не было. В связи с этим делается предположение, что изначально Чак-Мооль мог изображать пленника.
Чак-Мооли из Мичоакана.
В археологическом контексте Чак-Мооли находят в основном в связке с храмами и тронами. Так, в Чичен-Ице такая статуя стояла перед помещением храма, внутри которого был найден ягуарий трон. У ацтеков сохранивший до наших дней яркие краски Чак-Мооль был обнаружен на главном храме Темпло Майор возле святилища Тлалока. Также была найдена и другая статуя с «очками» и клыками. Таким образом, в Центральной Мексике постклассического периода прослеживается связь Чак-Мооля с богом молний и дождя, который у науа назывался Тлалоком. Есть предположение, что, как принимающий пожертвование, Чак-Мооль выступал неким посредником между нашим и потусторонним миром. У постклассических культур, в частности у ацтеков, Чак-Мооль мог выступать и в качестве жертвенного камня, на котором жрецы вырезали сердце принесённого в жертву человека. Также, возможно, скульптуру использовали для специального обряда, когда над чашей Чак-Мооля будущему правителю прокалывали нос.
Ацтекские Чак-Мооли.
Тлашкальский Чак-Мооль.
Карта находок Чак-Моолей.
При подготовке статьи были использованы фото следующих сайтов: