В наше время употребление какао и шоколада очень распространено. Известна роль шоколада в питании летчиков, спецназовцев и др. Открытием этого продукта человечество обязано индейцам доколониальной Месоамерики. Дикие родоначальники культурного какао растут в качестве подлеска в густых тенистых лесах Центральной Америки — Мексика, Белиз, — в некоторых районах Южной Америки и др., (около 20 разновидностей). Среди них выделяются Theobroma bicolor и Theobroma сасао L. Очевидно, эти разновидности и явились разновидностями культурного растения. В настоящее время культурное какао представляет собой вечнозеленое дерево 3-8 м. высоты с блестящими темно-зелеными листьями и крупными желтыми или красными цветами. Плоды, растущие, обычно, на стволе, удлиненно-овальные, до 30 см. в длину. Внутри их находятся 25-60 красноватых или коричневых продолговатой формы семян, обычно называемых бобами. Одно деревце дает от 0,5 до 2 кг. семян. При последующей ферментации, высушивании и дальнейшей выжимке они дают порошок и масло для пищевой индустрии и медицины.
Культура какао была создана, очевидно, около 1500 г. до н.э., т.к. уже ольмеки снаряжали экспедиции за семенами какао. Само слово «какао», вероятнее всего, происходит из языковой семьи мише-соке, откуда оно попало в дальнейшем и в другие индейские языки. Испанские завоеватели узнали об этом напитке (по-ацтекски какоуатль — «вода какао») при завоевании Мексики. Индейцы Месоамерики до конкисты имели большие плантации деревьев какао. Полученные там семена подвергались просушке на солнце и размалывались. Различные сорта (вероятно, получаемые от разновидностей этого растения) именовались Сасо, Patacste, Реc, Tzoyilah сасо и др. и ценились по-разному. Получившийся порошок разводили водой, добавляя туда мёд, ваниль, октли (ферментированный сок агавы), иногда зерна зеленой кукурузы и молотый перец. Это питье называлось чоколатль (отсюда наше слово шоколад). Этот напиток употреблялся только представителями знати и жречеством. Из текста «Завоевание Новой Испании» Берналя Диаса дель Кастильо известно, что ацтекский правитель Мотекусома II после трапезы пил какао и курил сигару. Для какао употреблялись сосуды различной формы, как для подогревания, так и для охлаждения. Многие из них имеют на тулове рельефные или живописные изображения семян какао; у майя классического периода на некоторых сосудах есть иероглифические надписи «какао» или «для какао».
Епископ Ланда пишет о майя Юкатана: «Они также варят кукурузу, размалывают и разводят водой и, примешивая туда немного индейского перца или какао, получают очень освежающий напиток. Они делали также из кукурузы и размолотого какао особую пену, очень вкусную, с которой справляют свои празднества. Они добывают из какао масло, напоминающее коровье, и из этого масла и кукурузы делают другой напиток, вкусный и ценимый» (перевод Ю.В. Кнорозова). Особняком от этого текста Ланды стоит отрывок из «Сообщений из Юкатана», где говорится: «Многие умирают из-за употребления в пищу лесных плодов и корней, а также из-за употребления напитка, который они называют какао — оно у них ходит как монета, потому что это питье холодное и некоторых простуживает и губит» (перевод Ю.В. Кнорозова).
Восприятие какао как ценности определялось не только его собственно изысканными вкусовыми и тонизирующими свойствами, но и трудностями приобретения. Семена какао доставляли пешим ходом караваны носильщиков из отдаленных районов тихоокеанского побережья Гватемалы и Белиза. Отсюда и позднейшее использование этих семян в качестве денежного эквивалента. Вероятно, уже со времени расцвета Теотиуакана с его разветвленной торговой сетью семена какао стали использоваться как монета. Известны случаи подделки подобной денежной единицы — пустая оболочка заполнялась землей или глиной. Стоимость, насколько об этом свидетельствуют данные источников, в позднее время бывала достаточно высокой. Так, по сообщению информаторов Б. де Саагуна, стоимость одного молодого, предназначенного для жертвоприношения раба «хорошего телосложения и способного к священному танцу», то есть достаточно выносливого, равнялась четырем тысячам семян какао. Попутно отметим, что все плантации этих деревьев находились в личной собственности.
Сравнительно мало данных о роли какао в культе и ритуале. Известен обломок майяского рельефа классического периода из Хонуты (штат Табаско), на котором коленопреклоненный жрец приносит жертву дереву какао. На первом листе кодекса Фехервари-Майер среди четырех мировых деревьев, стоящих по углам Вселенной, находится и дерево какао, которому отдают почести два божества. В эпосе киче «Пополь-Вух» Шкик, будущая мать божественных близнецов, молит о помощи богиню какао — Ишкакау. Известна верхняя половина фигурной курильницы, по-видимому, изображающая данную богиню (датируется классическим периодом). Крышка этого керамического шедевра, происходящего с южного побережья Гватемалы, представляет собой раскрытый плод какао с плотно сидящими семенами. Передняя часть сосуда оформлена в виде фигуры молодой женщины, обнаженное тело ее и руки покрыты рельефными налепами в форме семян какао. В руках ее сосуд с двумя нераскрытыми плодами какао.
Доиспанских вербальных версий мифа о происхождении какао мы не знаем. Можно, конечно, толковать известный большой рельеф из Коцумальуапы как изображение Кецалькоатля, спустившегося в подземный мир за плодами какао, но этому противоречат как сохранившаяся письменная традиция (бог спускался в преисподнюю за зернами кукурузы), так и само изображение растения, совсем не похожее на дерево какао. Но об этом мне уже приходилось писать.
По-иному обстоит дело с материалами традиционного устного фольклора индейцев Месоамерики. В них встречаются предания о происхождении какао, вероятно, восходящие к доиспанскому времени. Следует отметить, что все они засвидетельствованы в районах, где может выращиваться какао. Таково, например, сказание, записанное немецким этнографом Л. Шульце-Йена в первой половине прошедшего века. Он работал в поселении Исалько, давнишнем месте обитания пипилей. Пипили — народ, относящийся к языковой семье науатль, — поселились в данном регионе (западная часть Эль-Сальвадора) в III в. н.э. Традиционная культура их несет четкие следы влияния Теотиуакана и классического Тахина.
В этом сказании повествуется, как удачливый охотник как-то ранил молодого оленя. Он преследовал животное по каплям крови. Неожиданно он увидел красивую девушку, стиравшую в ручье белье. Охотник спросил ее, не видела ли она раненого оленя. Девушка сказала, что нет. Тогда он поднял пеструю ленту, лежавшую около нее на земле, и увидел под ней капли крови. «Зачем же ты скрываешь?» — спросил охотник. «Ты убил много моих братьев-оленей и должен ответить за это». С этими словами она взяла мужчину за руку и повела куда-то под землю. Там сидел старик — отец девушки. Он сказал: «Ты убил много моих сыновей-оленей, поэтому ты останешься здесь, пока не восполнишь потери». Охотник вступает в связь с девушкой, и она каждый день рождает ему одного, а то и двух сыновей. Так проходят десять дней. Старик говорит, что он выполнил свой долг, и ведет его по подземелью. В одной из пещер растет деревце какао. Старик дает охотнику несколько семян и говорит: «С этим ты будешь богат». Пленника выводят наверх, и он возвращается домой. Он сперва не узнает детей — они очень выросли. Те тоже дичатся его. Муж спрашивает жену, прочему так быстро выросли дети, ведь он отсутствовал всего десять дней. Жена говорит ему, что он отсутствовал десять лет.
Несмотря на некоторые современные детали, этот миф, несомненно, носит отпечаток глубокой древности. Интересно, что девушка, в которой угадывается «Владычица какао», связана в данном мифе с древним образом старца — «Хозяина животных». Еще в середине прошлого века английский исследователь культуры народов Месоамерики Дж. Э. Томпсон показал возможность применения данных традиционного фольклора для расшифровки сюжетов росписи на полихромных сосудах майя классического периода. Много позже при раскопках в Альтун-Ха (Белиз) был найден сосуд, по моему мнению, изображающий миф, который засвидетельствован у пипилей. Анализ этой росписи дан в моей статье «Миф о происхождении какао у народов Месоамерики» (Проблемы истории и этнографии Америки. М., 1979).
Еще более показательны обычаи ритуального употребления напитка и мифологемы о какао, записанные Д. Стоун у индейцев Коста-Рики. Питье из размельченных семян какао (без ароматических добавок и меда) давали скончавшемуся для безвозвратного путешествия в страну мертвых. Такое же питье предлагали и знатным гостям. Примечательно, что беременным женщинам запрещалось рубить деревья какао из-за его связи с подземным миром.
Если у майя какао было связано с образом оленя, то у индейских племен Коста-Рики оно ассоциировалось с подземным ягуаром или ягуарихой — несомненно, более древним типом мифологемы. Получение первых семян какао почти точно повторяет майяскии миф об обретении первых зерен кукурузы.
В наши дни физиологи и диетологи вновь обратили свое внимание к какао и его производному — шоколаду — как продукту, необходимому для полноценной работы головного мозга.
Источник — Феномен удовольствия в культуре.
Матер. междунар. науч. форума
6-9.04.2004 г. — СПб.: Центр изучения культуры, 2004, с. 183-185.