Вопрос о хозяйственном развитии индейских общин имеет в настоящее время особо важное значение. Именно в сфере экономики лежат в конечном счете корни многих социокультурных проблем коренного населения. Длительный застой и кризис хозяйственной жизни, обособленность резерваций и недостаточность инноваций в условиях быстрого развития экономики Соединенных Штатов стали основными факторами, ухудшающими и без того трудное положение индейского населения. В этой связи характерно, что в последней программе федерального правительства в отношении индейцев — «Самоопределение без терминации», изложенной в специальном послании президента Р. Никсона в 1970 г., отмечалось, что основным средством решения проблем аборигенного населения является стимулирование развития экономики резерваций1.
Обнародование правительственной программы и возросшее внимание прессы к проблеме хозяйственного развития резерваций2 усилило интерес американских ученых к данному вопросу. Были подвергнуты изучению природные ресурсы индейских земель, участие коренного населения в экономике США (работа по найму и распределение его по основным сферам производства, роль наемного труда в жизнеобеспечении племен), проблемы создания в резервациях современного хозяйства, попытки самостоятельной предпринимательской деятельности аборигенов 3. Однако традиционным занятиям, в частности сельскому хозяйству, «повезло» значительно меньше, поскольку большинство ученых разделяет официальную точку зрения, согласно которой само по себе оно не в состоянии стать основой экономики индейских резерваций4.
Подобный подход, на наш взгляд, неправомерен. Отдаленность и географическая обособленность резерваций, которые, как правило, находятся на солидном расстоянии от промышленных центров и густонаселенных районов, вкупе с недостаточным культурным уровнем их обитателей обусловили изоляцию аборигенов от рынка труда и привели к тому, что даже в конце 60-х годов почти 30% из них занималось сельским хозяйством. Жители резервации Навахо, считающейся одной из наиболее богатых минеральными ресурсами и развитой в промышленном отношении, вплоть до настоящего времени около 15% годовых доходов получают за счет сельского хозяйства5. Задача настоящей статьи — рассмотреть, какое место в жизнеобеспечении индейского населения занимают сельскохозяйственные занятия [1].
Вопрос о том, какую роль играет данная отрасль хозяйства в жизни индейских общин, тесно связан с демографической и земельной ситуацией в резервациях, которая в современных условиях не может сохраняться неизменной. Среди демографических тенденций следует отметить прежде всего быстрый рост численности индейцев США. В 1950 г. их насчитывалось 357,4 тыс. человек, в 1960-м — 573,5 тыс., в 1970-м —763,5 тыс.6 По данным переписи 1980 г., индейское население в настоящее время составляет 1,41 млн. человек. Иными словами, за 30-летний период оно увеличило свою численность вчетверо7.
Этот процесс сопровождался усилением их миграций. Основным направлением миграций индейцев, как и других этнических групп США, было перемещение из сельской местности в города. Если в 1960 г. в сельской местности жило более 70% коренного населения, то в 1980 г.—56,4% Но поскольку темпы прироста населения все же превышали интенсивность перемещений, не говоря уже о том, что отъезд из резервации не всегда был окончательным, реально количество проживающих в сельской местности увеличилось за 20 лет с 366 тыс. до 750 тыс. человек8.
В то же время земельная база резерваций оставалась стабильной. По данным на 1978 г., общая их площадь составляла 52,2 млн. акров (1 акр=0,4 га). Это означает, что с учетом роста численности индейцев происходит уменьшение принадлежащих им земель в расчете на душу населения. Малоземелье — одна из наиболее серьезных проблем коренного населения, говорится в опубликованном министерством сельского хозяйства исследовании экономики резерваций9.
Хотя природные условия 266 индейских резерваций США, разбросанных главным образом по территории тихоокеанских, юго- и северо-западных штатов, сильно разнятся, в целом, по официальным данным, 69% принадлежащих индейцам земель (около 36 млн. акров) считаются условно годными для сельскохозяйственного использования. Однако площадь угодий, которые коренные жители в состоянии культивировать, составляет всего 2,6 млн. акров 10. Обработка прочих территорий в настоящее время в силу ряда обстоятельств невозможна. В первую очередь это связано с дорогостоящей и поэтому непосильной для индейских общин работой по улучшению их качества и плодородия. Американские ученые, неоднократно обследовавшие районы проживания индейцев, единодушно отмечают, что даже в тех случаях, когда территория резервации находится в климатической зоне, благоприятной для земледелия, низкое качество угодий (засушливость почвы, пересеченный рельеф местности и неудобное расположение участков) делает затруднительной обработку земли без дополнительных трудоемких работ и прогрессивной хозяйственной технологии. Особую важность в этой связи приобретают строительство ирригационных сооружений, применение химических удобрений, селекция семян, устойчивых к перепадам температур. Что касается остальных пригодных для сельского хозяйства земель, то они используются в основном как пастбища для скота. Но, хотя животноводство в меньшей, чем земледелие, степени зависит от качества земли и площадь пастбищ почти в 12 раз превышает пахотные угодья, отсутствие в достаточном количестве естественных источников воды и пересеченный характер местности во многих резервациях препятствуют продуктивному использованию этих территорий11. Таким образом, состояние земельной базы резерваций и сопутствующее ему увеличение реальной численности сельского населения создают в настоящее время неблагоприятные предпосылки для развития сельского хозяйства.
По данным сельскохозяйственной переписи 1974 г.[2], в резервациях было 4,3 тыс. ферм, общая площадь которых составляла 2,1 млн. акров 12. Они сильно различались по величине:
Площадь |
(акров) |
Число ферм |
% от общего числа |
Мелкие |
менее 50 |
1526 |
49,8 |
|
50-100 |
629 |
|
Средние |
100-180 |
704 |
24 |
|
180-260 |
335 |
|
Крупные |
260-1000 |
764 |
17 |
Очень крупные |
более 1000 |
361 |
8,3 |
Источник: 1974 Census of Agriculture, p. 54. |
|
Согласно оценке экспертов министерства сельского хозяйства США, для ведения интенсивного земледелия с использованием техники и многопольного оборота культур необходимо, чтобы площадь фермы была не менее 100 акров 13. Между тем практически половина индейских хозяйств была, как мы видим, меньше этого показателя, не говоря уже о том, что больше одной трети этого числа приходилось на долю ферм, площадь которых не превышала 50 акров.
Тормозом в развитии земледелия является и отставание в области механизации сельского хозяйства. По показателям, характеризующим уровень механизации, индейцы ощутимо уступают основному населению. Различная машинная техника используется лишь на 80% их ферм; в денежном исчислении стоимость ее в одном хозяйстве в среднем составляет 14,3 тыс. долларов, в то время как у белых этот показатель 24,0 тыс. долларов 14.
Вышеназванные факторы стали основной причиной сокращения продуктивности земледелия. Средний урожай пшеницы с одного акра земли в резервации составляет около 56% количества этой культуры, собираемой на аналогичном по площади и качеству участке земли на фермах белого населения, ячменя — 25, сена 61%. Приведенные цифры имеют тенденцию к уменьшению: если в 1955 г. средняя урожайность зерновых с одного акра в резервациях была 12 бушелей (1 бушель=35,2 л), то в 1975 г.— 10 бушелей15.
Масштабы производства в хозяйствах различной величины, естественно, не одинаковы. Это подтверждается статистическими данными. Согласно принятой в США классификации фермы в зависимости от объема реализованной за год продукции (в денежном исчислении) подразделяются на шесть категорий: I — более 40 тыс. долларов; II — 20—40 тыс.; III — 10—20 тыс.; IV —5—10 тыс.; V — 2,5—5 тыс. и, наконец, VI — менее 2,5 тыс.16 Ниже приводятся данные о числе индейских ферм различных категорий:
Объем производства (тыс. долл.) |
Число ферм |
Объем производства (тыс. долл.) |
Число ферм |
||
Менее 1 |
(VI) |
811 |
10-20 |
(ш) |
566 |
1-2,5 |
(VI) |
895 |
20-40 |
(и) |
400 |
2,5-5 |
(V) |
617 |
Более 40 |
а) |
350 |
5-10 |
(IV) |
683 |
|
|
|
Источник: 1974 Census of Agriculture, p. 55.
Таким образом, около 70% ферм, принадлежащих аборигенам,— это мелкие и средние производители (VI—IV категории). Такие хозяйства, по наблюдению очевидцев, как правило, «не в состоянии полностью обеспечить своих владельцев за счет произведенной продукции» 17. Приносимые ими доходы более чем скромны.
Число скотоводческих ранчо в индейских землях, согласно переписи 1974 г., составляло 2,8 тыс. Поголовье животных в них достигало 202,5 тыс. голов крупного рогатого скота и 51,0 тыс. голов овец и коз18. Однако вторая из приведенных цифр в высшей степени условна: перепись сельского хозяйства 1974 г. включила в нее только животных, находившихся в относительно крупных стадах, которые приносили своим владельцам доход не менее 2,5 тыс. долларов в год. Между тем по данным американских ученых, в резервациях имелось большое количество мелких стад овец. Хотя доходы 0т них были, как правило, не выше нескольких сотен долларов, общее поголовье животных в таких стадах, каждое из которых не превышало зачастую двух десятков, огромно. В одной только резервации Навахо число овец приближалось к 500 тыс.19, что, как мы видим, в 10 раз превышает официальные данные.
Индейские ранчо, как и фермы, отличает низкий уровень организации производства: слабо налажены вакцинация и другие формы ветеринарного обслуживания животных, недостаточное внимание уделяется селекции пород, процент гибели приплода очень высок. Все это сказывается на доходности данной отрасли хозяйства. По объему реализованной за год продукции в среднем индейские хозяйства уступают ранчо, принадлежащим белым американцам, в 2,5 раза: в первом случае он равен 8,6 тыс. долларов, а во втором — 22,8 тыс.20 Поэтому скот в резервациях, по меткому определению американского этнографа Б. Фонтаны, является «не столько источником прибыли, сколько живой чековой книжкой: когда ее владельцу требуется на какие-то нужды сотня-другая долларов, он продает в зависимости от надобности одно-два животных» 21.
Низкий уровень прибылей в сельском хозяйстве приводит к тому, что для многих индейцев единственным способом получать от своих земель какой-либо доход, не продавая их, стала сдача в аренду земельных участков. По данным ряда официальных источников, к 1983 г. аборигены сдали в аренду белому населению почти 12 млн. акров, или 26% своих сельскохозяйственных угодий22. Но арендные соглашения также не могут решить проблему средств существования жителей резерваций. Рентные выплаты по ним в настоящее время невелики: в расчете на душу населения индейцы получают в среднем около 56 долларов в месяц 23. И неудивительно, что показатели бедности среди сельского населения резерваций выделяются даже на фоне весьма низкого уровня жизни индейцев США в целом:
|
Сельское население резерваций |
Индейское население в целом |
Среднегодовой доход семьи (тыс. долл.) |
4,31 |
5,83 |
То же на душу населения |
1,10 |
1,57 |
% семей, живущих ниже официального уровня бедности |
45 |
33 |
Источник: 1970 Census of Population. PC(2)=IF, p. 120. |
|
Таким образом, картина состояния сельского хозяйства в индейских резервациях в настоящее время выглядит весьма удручающе: неблагоприятные условия, затрудняющие продуктивное использование земельных ресурсов, вместе с реальным ростом численности сельского населения способствовали тому, что в них сформировался специфический тип сельского хозяйства, характеризуемый недостаточной величиной земельных участков и низким уровнем развития производительных сил.
Низкая продуктивность данной отрасли является основным обстоятельством, уменьшающим ее роль в качестве источника жизнеобеспечения племен. Невозможность для большинства индейцев получать от своих земель доходы, сопоставимые с доходами других групп населения, побуждает их искать иные средства существования и в первую очередь — какую-либо работу по найму. Согласно статистическим данным, по роду деятельности резервационное население становится все менее связанным с сельским хозяйством: в 1950 г. в нем было занято 46,3% индейцев, в 1960 г.—29,6, в 1970 г.— 11,2, и, наконец, в 1980 г.—чуть более 2% 24. В этой связи ряд экспертов считает, что, исчерпав резервы своего развития, оно в недалеком будущем исчезнет у коренного населения. Поскольку в настоящее время «аграрное население разерваций в три раза превышает уровень, при котором возможно его адекватное обеспечение за счет использования земли, в скором времени индейцы впадут в катастрофическую нищету, и либо им предстоит удовлетвориться подобным существованием, либо — направить свою энергию в другие секторы экономики»,— заявил бывший уполномоченный по делам индейцев Р. Беннет 25.
Сомнение относительно перспектив использования земельной базы затронуло некоторые индейские общины. В резолюции совета резервации Навахо по проблемам хозяйства говорится: «Если мы желаем повысить уровень жизни нашего народа, то на основе традиционного хозяйства это невозможно… Быстрый рост населения и низкое качество земель делают сельское хозяйство для большинства индейцев нерентабельным занятием». Поэтому жителям резервации рекомендовалось больше ориентироваться на поиски работы по найму, чем на земельные ресурсы общины26.
Безусловно, нет оснований отрицать тенденцию сокращения числа аборигенов, живущих на средства от сельскохозяйственных занятий. Однако, на наш взгляд, роль их в жизни индейского населения значительно больше, чем можно предположить исходя из опубликованных статистических данных, которые основаны на стоимостных критериях и не в состоянии охватить всей специфики социально- экономических процессов в резервациях. Хозяйственная деятельность, связанная с обработкой земли, несмотря на бесперспективность, распространена в индейских землях по-прежнему очень широко. Подобная «живучесть» ее обусловлена целым рядом причин.
В первую очередь, как уже отмечалось, территориально обособленное положение резерваций оборачивается изолированностью их жителей от рынка труда. Теоретическая возможность трудоустройства коренного населения становится настолько ничтожна, «возможность выбора рода деятельности так мала, что, помимо сельского хозяйства, для него зачастую не существует никакого пути обеспечить хотя бы свои первичные потребности» . И хотя такая ситуация в одной из наиболее передовых в промышленном отношении капиталистических стран выглядит неправдоподобно, наблюдения американских этнографов показали, что в настоящее время продукты питания, произведенные в индейских хозяйствах, все еще составляют важный компонент пищевого рациона многих семей, живущих п резервациях. «Если земледелие и животноводство стали маловажными с точки зрения коммерции,- пишет в этой связи американская исследовательница Л. Раффинг,— они сохраняют определенное значение как источник существования и затрагивают практически каждую индейскую семью» 28.
Впрочем, и в случае трудоустройства индейцы, как правило, не порывают окончательно с сельским хозяйством, что связано в основном с неустойчивым положением индейской рабочей силы на рынке труда. Недостаточный уровень образования и профессиональной подготовки индейского населения, дополняемый дискриминацией в области трудовых отношений, привел к тому, что по оценке министерства сельского хозяйства США резервации «превратились в районы с хронической неполной занятостью». Удел большинства их жителей, стремящихся обеспечить себя работой по найму,— неквалифицированный сезонный или временный труд. По окончании срока временной работы индейцы вынуждены возвращаться в резервации и определенное время снова жить за счет сельского хозяйства вплоть до следующей попытки трудоустройства. Такой характер участия аборигенов в рыночной экономике породил типичный для резерваций хозяйственный уклад— «сезонное фермерство… которое играет роль стабилизатора доходов индейской семьи в условиях колебаний спроса на рабочую силу» 2Э. Подобные обстоятельства способствуют сохранению в индейских резервациях сельского хозяйства в форме вспомогательного, подсобного занятия.
Среди факторов социального порядка следует выделить сложности, связанные с отрывом от привычной деятельности и социокультурной среды, ибо резервации, где уровень безработицы только по официальным данным составляет почти 30 %30, не могут предоставить своим жителям широкие возможности трудоустройства. По словам X. Гормелы, члена совета по использованию экономических ресурсов резервации Навахо, «нельзя попросту взять и переключить индейцев с традиционных сельскохозяйственных занятий в иную сферу деятельности… Речь идет о живых людях, и мы не можем не думать насколько для многих из них этот труд и связанный с ним образ жизни привлекательны» 31. Нельзя не учитывать обстоятельства, кстати сказать, прекрасно понимаемого аборигенами, что «работа по найму на деле означает эксплуатацию дешевого индейского труда, приносящую выгоду предпринимателям». Поэтому, хотя в настоящее время наемный труд в состоянии лучше обеспечить существование племен, чем использование земли, этот путь для них не всегда приемлем, говорится в опубликованном заявлении Национального конгресса американских индейцев (НКАИ)32. Таким образом, земледелие и животноводство, обеспечивающие в первую очередь средства существования, а не получение прибылей, распространены в индейских резервациях достаточно широко и при этом проявляют определенную устойчивость в условиях колебания рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию и перемещений аборигенного населения. Иными словами, процесс сокращения числа индейцев, живущих за счет сельского хозяйства, происходит значительно сложнее, чем это явствует из официальной статистики; мнение о том, что данная область хозяйства в ближайшем будущем не будет играть никакой роли, пожалуй, преждевременно.
Судить о перспективах ее развития в настоящий момент сложно. Здесь, по-видимому, следует принимать во внимание сложную совокупность не только объективных (рост численности населения, состояние земельной базы, общие направления развития экономики США), но и субъективных факторов: социокультурные ценности индейского населения и его отношение к использованию своих земель. Сельскохозяйственные занятия в глазах аборигенов — нечто большее, нежели трудоемкий, сулящий малую выгоду путь жизнеобеспечения. Это — род деятельности, позволяющий сохранять самобытность и традиции, «заставляющий осознавать все то, что коренное население считает ценным»,—говорится в манифесте племени алгонкинов, переданном в конгресс США в 1978 г.33 Опрос, проведенный сотрудниками Центра по исследованию индейцев университета г. Норман (штат Оклахома) среди жителей резерваций Пайн-ридж, Стендинг-Рок и Сиссетон-сиу, определил, что свыше 60% их обитателей отдало предпочтение сельскому хозяйству по сравнению с другими путями обеспечения своего существования 34.
Данное обстоятельство неоднократно отмечалось американскими учеными. «Земля — это не только прошлое и настоящее, но и будущее индейского населения». Хотя условия не всегда позволяют возделывать ее в объеме, необходимом для жизнеобеспечения, «многие индейские общины, каковы бы ни были грядущие экономические перспективы, будут по-прежнему опираться на свою земельную базу». Как ни парадоксально, но даже те индейцы, которые желают покинуть резервацию, связывают свои планы на будущее с земельным владением, реализовав которые, они получат денежные средства, необходимые для устройства на новом месте, писал американский социолог С. Лэнгон. При этом подчеркивалось, что мотивы прибыли играют для индейского населения зачастую второстепенную роль и «устойчивое стремление ряда общин обеспечивать свое существование посредством эксплуатации земли… вызвано не столько экономическими факторами, сколько желанием подвести базис под традиционный образ жизни» 35.
К сожалению, многочисленные правительственные программы содействия экономическому развитию индейских резерваций игнорируют позицию индейского населения, делая упор на включение земельных и людских ресурсов резерваций в промышленное производство США. Концентрация имеющихся и создание дополнительных фондов капиталовложений в резервационное хозяйство планируются таким образом, чтобы средства от них шли на строительство в резервациях горнодобывающих предприятий и профессиональную подготовку индейской рабочей силы 36.
Правительственные планы встречают негативный прием у ряда индейских организаций. «Как нам объяснить американскому народу, что мы любим свою родную землю и свой образ жизни? Как нам сказать, что мы не нуждаемся в том, чтобы правительство США объясняло нам, как должно жить коренное население? Что нужно для того, чтобы убедить правительство Соединенных Штатов позволить нам жить в мире? Как нам настоять на том, чтобы правительство просто оставило нас в покое, чтобы мы могли сохранить свой уклад жизни?» — говорилось в заявлении участников похода в Вашингтон в 1978 г. И совершенно очевидно, подчеркивали они далее, что реализация подобных программ улучшения условий жизни аборигенного населения «в конечном итоге пойдет на пользу корпорациям, которые рвутся получить доступ к углю, урану, воде и другим богатствам индейской земли. Неконтролируемое развитие западного мира неизбежно разрушит индейский образ жизни»37.
С коренным населением солидарны и отдельные ученые, считающие, что экономическое развитие индейских общин должно увязываться с социокультурными потребностями индейского населения. Более того, содействие сельскому хозяйству было бы для федерального правительства легче осуществимо, поскольку оно в своей деятельности могло бы опираться на существующие немалые капиталовложения, опыт, знания и практику коренных жителей38.
Суммируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Земледелие в индейских резервациях по уровню своего развития значительно отстает от аграрного производства основного населения США. Роль его как источника получения прибылей имеет в целом тенденцию к уменьшению. Однако в качестве средства существования в условиях изолированности резерваций данная отрасль хозяйства все еще играет определенную роль. Несмотря на неблагоприятные природные условия, недостаточную помощь федерального правительства и низкую рентабельность, в силу социокультурных традиций аборигенного населения оно по-прежнему выглядит в его глазах весьма важным направлением экономического развития.
1. Documents of U. S. Indian Policy. Lincoln (Nebraska), 1975, p 288.
2. См статьи в след, изданиях: Navajo Sheiks.— Economist, 19/8, JN 7U52, p. ol, Texas Indians Turn Colorful Heritage into Tourist Business Profit.— Commerce Today 1973, v. Ill, N 9, p. 26; An OPEC Right in America’s own Background? — U. S. News and World Report, 1976, v. LXXXI, N 5, p. 29; Economic Basis for Conflict between Indian and White.— Political Affairs, 1976, N 11, p. 12.
3. Wax M. Indian Americans. Unity and Diversity. Englewood Cliffs, 1971; Talbot S. Roots of Opression: American Indian Question. New York, 1981; American Indian Economic Development (далее — A1ED). Paris, 1978.
4. U. S. Department of Agriculture. Agricultural Economic Report (далее AER) N 228. Washington, 1972, p. 6.
5. AER N 283. Washington, 1975, p. 14; Ruffing L. Navajo Economec Development: Dual Perspectives.— AIED, p. 25.
6. U.S. Bureau of Census. 1970 Census of Population. Subject Report PC(2) — lb: American Indians. Washington, 1973, p. XI.
7. Statistical Abstract of the U. S. 1981. Washington, 1982, p. 32.
8. AER N 283, p. 1; U. S. News and World Report, 1983, may 23, N 20, p. 72.
9. U.S. Bureau of Indian Affairs (далее —BIA). Annual Report of Indian Land 1978. Washington, 1978, p. 3; AER N 167. Washington, 1969, p. 13.
10. BIA. The American Indians. Answers to 101 Question. Washington, 1975, p. 13- AER N 149. Washington, 1968, p. 30. ’
11. Breadfield M. Changing Pattern of Hopi Indian Agriculture.—Royal Anthropological Institute of Great Britain and Northern Ireland. Occascinal Paper N 30. London, 1971, p. 3—4; Fontana B. Papago Indians and Economic Development.— AIED, p. 298—301; De Mallie R. Pine Ridge Economy.— Ibid. p. 263—267, 286; Riffing L. Navajo…, p. 25—27, 63—64; AER N 149, p. 31.
12. U. S. Bureau of Census. 1974 Census of Agriculture. Statistics by Subject, Operator Characteristics. Washington, 1978, v. 2, pt 3, chapter 3, p. 9.
13. The Indian: Unfinished America’s Business. Report of the Commission on Rights, Liberties and Responsibilities of American Indian. Norman, 1967, p. 79.
14. Рассчитано no: 1974 Census of Agriculture, p. 55.
15. Unfinished America’s Business…, p. 78; Ruffing L. Navaio…, p. 70.
16. AER N 228, p. 7.
17. Breadfield M. Changing…, p. 34.
18. 1974 Census of Agriculture, p. 79—80.
19. Ruffing L. Navajo…, p. 63—66.
20. 1974 Census of Agriculture, p. 27, 55.
21. Fontana B. Papago…, p. 529—530.
22. Рассчитано пo: BIA. Annual Report of Indian Land, 1978, p. 3; 1978 Census of Agriculture, v. 1, pt 51, p. 209; Department of Interior… Appropriations for 1984. Hearings Before the Committee on Appropriations. House of Representatives, 98 Congr., 1 sess. Washington, 1983, pt 9, p. 252.
23. Рассчитано пo: Department of Interior… Appropriations for 1984, p. 253.
24. AER N 283, p. 14; Economic Development in American Indian Reservations. Albuquerque, 1980, p. 71.
25. Bennet R. Economic Development as a Means for Overcoming Indian Poverty.—In: U.S. Congress. Jojnt Economic Committee. American Indians: facts and future. Toward Economic Development for Native American Communities (далее — TEDNAC). New York, 1970, p. 105.
26. Overall Economic Development Program. Navajo Tribe. Window Rock, 1974, p. 68 (цит. no: AIED, p. 27).
27. De Mallie R. Pine…, p. 263.
28. Ruffing L. Navajo…, p. 70; Breadfield M. Changing…, p. 32—34.
29. AER N 101. Washington, 1966, p. 57—58; N 167, p. 1.
30. 1 970 Census of Population. PC (2)-IF, p. 27.
31. TEDNAC, p. 272-273.
32. Economic Development of American Indian and His Land. National Congress of American Indians Position Paper.— TEDNAC, p. 415.
33. Текст манифеста на русском языке опубликован в БПИ ТАСС, 1978, 23.VIII, № 164, с. 32.
34. Unfinished America’s Business…, p. 76—77.
35. Langone E. Heirship Land Problem.—TEDNAC, p. 520; Bennet R. Economic…, p. 104.
36. Indian Economic Development Programs. Oversight Hearing before the Committee on Interior and Insular affairs. House of Representatives, 96 Congr., Sess. Washington, 1980.
37. БПИ TACC, 1978, 22.VIII, № 163, c. 34—35.
38. Riffing L. Navajo…, p. 79—81; Native American Today. Report of the 2-nd Convocation of American Indiam Scholars. San Francisco, 1974, P. 120.
[1] Речь в данной работе идет о так называемом статусном индейском населении, т. е. живущем на территории резерваций отдельными, официально зарегистрированными общинами и племенами. В 1981 г. оно насчитывало почти 800 тыс. человек, что составляет около 56% общей численности индейцев. Проблемы той части коренного населения, на которых этот статус не распространяется, требуют особого рассмотрения (Business Week, 1982, july 26, N 2749, p. 73).
[2] К сожалению, разделы переписи сельского хозяйства 1978 г., касающиеся классификации аграрного населения США по этническому признаку, пока не доступны. В использованном сводном разделе сообщается только общее число ферм и ранчо, принадлежащих индейцам,— 8,3 тыс. (U. S. Department of Agriculture. 1978 Census of Agriculture. U. S. Summary. Washington, 1981, у. 1, pt 51. chapter 2, p. 209).