Начатые более 10 лет назад исследования обсидианов в археологических комплексах Приморья постепенно вывели автора настоящей статьи на более широкий круг вопросов эксплуатации вулканических стекол в древних технологиях тихоокеанского бассейна [Вулканические стекла Дальнего Востока России, 2000; Табарев, 1991, 1996, 1999, 2001]. Настоящий сюжет – яркая иллюстрация того, как своеобразно сочетаются в интерпретации роли и места обсидиана в культурах данные археологии, этнографии, технологии и экспериментальной археологии. Впервые о “танцах с бифасами” автор услышал от своего учителя и коллеги профессора Калифорнийского Университета (г. Риверсайд) Фила Уилки в 1994 г. во Владивостоке. Знакомясь с коллекциями памятника Бойсман-II в ДВГУ, Ф. Уилки обратил внимание на изящный обсидиановый бифас в одном из погребений могильника [Попов, Чикишева, Шпакова, 1997]. Внешний вид, размеры и местоположение изделия между предплечьями погребенного вызвали у него ассоциацию с “огромными обсидиановыми бифасами, демонстрировавшихся калифорнийскими индейцами во время ритуальных танцев”. На разработку сюжета потребовалось несколько лет поисков литературы в различных библиотеках, просмотра музейных коллекций, консультаций со специалистами по археологии, этнографии, фольклору и первобытной технологии. Данная статья — наиболее интересные эпизоды этого сюжета и малоизвестные отечественным специалистам факты.
Этнографические свидетельства. Разноокрашенное вулканическое стекло (обсидиан) занимало особое место в ряду природных материалов, эксплуатировавшихся коренными обитателями Северной Америки. Наряду с активным его применением в качестве сырья для орудий и инструментов, оно также присутствовало в декоративной, магической и ритуальной сферах. Использование обсидиановых бифасов в танцах или церемониях зафиксировано у ряда индейских племен, населявших северную часть Калифорнии (имеется в виду не штат Калифорния, а Калифорния как одна из десяти историко-культурных зон на территории Северной Америки). Речь идет, в первую очередь, о Tolowa, Karok, Yrok, Shasta, Hupa, Wiyot и Chilula, относящихся к различным языковым семьям, но проживавших в тесном соседстве с друг другом и практиковавших целый ряд сходных элементов в хозяйстве. Это касается охоты, промысла лосося, а также сбора съедобных желудей и других дикоросов. Социальная стратификация не достигала столь развитого уровня как у племен Северо-Западного побережья, удачные браки и обмен служили основными источниками накопления и приобретения соответствующего статуса и престижа в обществе охотников-собирателей. Символами этого престижа и свидетельствами благосостояния служили своеобразные “регалии”, выставляемые на обозрение в время праздников, церемоний и ритуалов при значительном стечении соплеменников и гостей. В роли таких “регалий” чаще всего выступали головные уборы, украшенные скальпами дятлов; наборы бус и украшения из раковин Dentalium, а также крупные ретушированные “пластины” из обсидиана (фактически “бифасы” – двусторонне обработанные изделия). Первое упоминание о них в специальной литературе содержится в статье Г. Раста, совершавшего в 1898 г. путешествие по рекам Кламат и Тринити [Rust, 1905; Moorehead, 1910]. Он описал великолепно обработанные крупные бифасы из черного, красного и серого обсидиана (длиной от 17 до 37,5 см и шириной от 5 до 10 см), которые хранились в специальных тайниках в семьях индейцев и оберегались (в том числе, и от посторонних глаз) как особо ценные реликвии и передавались либо по наследству по мужской линии, либо находились в общеплеменном владении. В ходе праздников, приуроченных к важным календарным или социальным событиям, их извлекали их тайников и использовали в танцах [War Dance, Brush Dance, Boat Dance, Woodpecker Dance, Jumping Dance].
Наиболее эффектно это выглядело в ходе White Deerskin Dance – танца со шкурой (шкурами) белого (альбиноса) или светлого оленя. Подробные описания (и серия фотоснимков) этой угасающей традиции были сделаны Г. Драйвером и В. Гольдшмитом в 1935 и 1937 гг. [Goldschmidt, Driver, 1943] у индейцев хупа. Владельцы обсидиановых бифасов не сами демонстрировали свои богатства, а передавали их четырем танцорам-хранителям (“flint carriers”), которые вместе с ведущим певцом и его подпевалами, а также шаманом (“medicine man”), являлись исполнителями танца. В ходе танца хранители попарно двигались перед линией певцов с бифасами в руках (или правой руке) и свистками во рту. Аналогичные наблюдения и фотоснимки были ранее (в конце XIX — начале XX вв.) сделаны у индейцев юрок, шаста и вайот [Kroeber, 1925; Gould, 1985]. По мнению ряда специалистов, в символическом смысле обсидиановый бифас близок копперу – яркому атрибуту потлатчей и “престижной” экономики Северо-Западного побережья Северной Америки. Согласно тем же этнографическим наблюдениям обсидиан красного и черного цвета служил одним из предметов обмена с другими племенами, проживавшими рядом с источниками вулканических стекол в Калифорнии и, особенно, на территории современного штата Орегон. Практически ничего не известно о том, кто, где и как изготавливал обсидиановые бифасы для церемоний — доставляли ли их в уже готовом виде из районов источников или специальные мастера “доводили” изделия на месте из заготовок. Исключение составляет указание Р. Гоулда, проводившего в начале 1960-х исследования среди последних толова на то, что 79-летний индеец ([Mr. Sam Lopez) вспоминал, как его отец приобретал (обменивал) блоки обсидиана откуда-то из Орегона [Gould, 1966]. В этой же статье Р. Гоулд приводит рисунки трех церемониальных бифасов длиной 25, 20 и 18 см.
Археологические данные можно разделить на две группы – материалы собственно археологических исследований и использование этих материалов при проведении социо-экономических реконструкций. Описания первых содержатся в публикациях о раскопках индейских погребений, поведенных в Калифорнии в конце XIX – первой трети XX вв. Наиболее интересны находки на пямятниках-могильниках Gunther Island [Loud, 1918] и Gold Hill [Cressman, 1933], возраст которых оценивается в диапазоне 1000 – 1500 лет. Л. Лоуд сообщает о пяти бифасах из черного (27,2 мм, 28 мм, 34,2 мм, 34,7 мм, 41 мм длиной) и восьми из красного обсидиана (самый крупный — 38-40 мм), найденных вместе с остатками костяков и другим погребальным инвентарем из камня, керамики и раковин. Автор рассматривает их как “церемониальные обсидиановые пластины” и сравнивает с изделиями, упомянутыми Г. Растом. Л. Крессман, в свою очередь, описывает 13 “церемониальных пластин” из черного и красного обсидиана, обнаруженных при раскопках могильника Gold Hillи приводит подробную статистику по размерам каждой находки. Так самый крупный черный бифас имел длину 29,4 см при толщине 14 мм, самый крупный красный — 30 см длины и 23 мм толщины соответственно. Примечательно то обстоятельство, что за исключением одного захоронения обсидиановые бифасы были найдены попарно (черный + красный) [Cressman, 1933, P.14]. В обоих могильниках наряду с “церемониальными бифасами” присутствовали и более мелкие орудия и изделия из обсидиана.
Уникальный бифас — длиной 75 см при ширине не более 13 см и весом около 2,860 кг — приводится в классическом двухтомном труде У. Мурхеда “Каменный век в Северной Америке” [Moorehead, 1910]. Надпись на бифасе сообщает, очевидно, место его находки – “Somesbar, Salmon River, Siskiyou County, California, 5” x 30”, 101 oz”. Там же приводится иллюстрация и второго “гиганта” длиной до 66 см и весом около 2 кг. Недавно в Интернете появилась визуальная информация еще об одном бифасе — 76,2 см длиной — из черного обсидиана и происходящего из того же района и той же коллекции (Whelpley Collection).
Совершенствование техник анализа обсидиана (рентген-флуоресцентного и нейтронно-активационного) позволило с большой точностью идентифицировать источники вулканических стекол, использовавшихся в первобытной технике и проследить динамику региональных приоритетов, начиная с палеоиндейского периода (12000 – 8000 лет назад) и до этнографической современности [Hughes, Bettinger, 1984; Jackson, Ericson, 1994 и др.]. Оказалось, что изделия утилитарного назначения выполнялись из обсидиана, происходящего из близрасположенных или среднеудаленных источников, тогда как “церемониальные” бифасы в подавляющем большинстве изготавливались из сырья источников, находящихся на значительном от мест использования расстоянии — до 350 – 480 км.
Рис. 1 Церемониальные бифасы (по Г. Расту).
Технология и эксперимент. Очень много интересных вопросов связано с технологией изготовления крупных бифасов из обсидиана. Условно можно говорить о трех уровнях мастерства обработки вулканического стекла. На первом (бытовом, универсальном) благодаря уникальным поделочным свойствам обсидиана навыки изготовления мелких наконечников стрел, скребков, режущих изделий и их ремонта (подправки) приобретаются достаточно быстро. Работа на втором уровне (уровень специализированных технологий, таких как производство стандартных пластин, микропластин, резцов и бифасов) требуется уже комплекс знаний о сырье и его свойствах, набор инструментов, следование традициям и значительный опыт. Рассматриваемые в настоящей работе “церемониальные” (ритуальные) бифасы — это третий уровень — уровень высоких технологий и исключительно высококвалифицированных мастеров. Опыт экспериментального расщепления обсидиана свидетельствует о том, что изготовление подобных крупных бифасов с соблюдением симметрии, формы и размеров сечения доступно лишь единицам. Многие современные специалисты и любители-flintknappers, потратившие на эксперименты по 10 – 15 лет, так и не выходят на подобный уровень.
Есть основания предполагать, что изготовление крупных бифасов осуществлялось в рамках системы контроля за месторождениями элитного сырья, его доставки от источников и распространения по “заказам” с помощью посредников. Мы также предполагаем существование специальных мастеров, работавших по таким заказам и имевшим особый социальный статус. Необходимо также отметить, что система требовала периодического воспроизводства, передачи навыков и знаний от учителя к ученику. Существование таких “учеников” или “помощников” косвенно подтверждает тот факт, что изготовление бифаса подразумевает участие ассистента — в среднем вес законченного изделия составляет 1/3 от веса исходного “бифаса-заготовки” и 85 – 90% его первоначальной длины; таким образом, мастер изготовивший, например, бифас длиной 75 см и весом 3,5 кг должен был начинать работу с десятикилограммовой преформой длиной до 90 см. Обработка фасов требует точных ударов, наносимых под строго определенным углом при полной неподвижности заготовки (скорее всего, прижимаемой к бедру мастера ассистентом-учеником) в условиях высочайшего риска расколоть практически законченную вещь одной ошибкой.
Искусство изготовления бифасов (наконечников), отличавшихся тончайшей обработкой, элитным сырьем и “аномальными” размерами уходит в эпоху первоначального заселения Нового Света и фиксируется по предметам из кладов-тайников (caches) периода Кловис [Табарев, 1999]. Именно там начинают просматриваться первые свидетельства их ритуализации, реализуемые в погребальных и церемониальных контекстах в течение многих тысячелетий. Разрушение традиционной экономической системы и характера обменных связей с соседними племенами, исчезновение мастеров и падение значения изделий из вулканического стекла среди калифорнийских аборигенов во второй половине XIX в. привели к угасанию интереснейшей церемонии, одного из последних свидетельств древних ритуалов – танцев с бифасами.
Список литературы
Вулканические стекла Дальнего Востока России: Геологические и археологические аспекты. – Владивосток, 2000.
Попов А.Н., Чикишева Т.А., Шпакова Е.Г. Бойсманская археологическая культура Южного Приморья. – Новосибирск, 1997.
Табарев А.В. Трижды забытый камень Обсидия (история одной загадки) // Современное состояние и перспективы развития научных исследований молодых обществоведов Дальнего Востока. – Владивосток, 1991. — С. 73 — 76.
Табарев А.В. Роль керамики и обсидиана в финальнопалеолитических культурах Юга Дальнего Востока России // Керамика как исторический источник. – Тобольск, 1996. – С. 59 – 61.
Табарев А.В. Обсидиановые пути древнего Приморья // Проблемы археологии, этнографии антропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы 5 годовой итоговой сессии в Институте археологии и этнографии СО РАН, декабрь 1997 г. – Новосибирск, 1997. – С.128 – 131.
Табарев А.В. Палеоиндейские клады-тайники Северной Америки // Гуманитарные науки в Сибири. – 1999. –№3. – С. 84 – 87.
Табарев А.В. Особенности универсальных, специализированных и “высоких” технологий в обсидиановых индустриях Пацифики // Диковские чтения. – Магадан, 2001. – С.53 – 57.
Cressman L.S. Contribution to the Archaeology of Oregon. Final Report on the Gold Hill Burial Site // University of Oregon Publication. – 1933. – V.IV. – N.3.
Goldscmidt W.R., Driver H.E. The Hupa White Deerskin Dance //University of California Publications in American Archaeology and Ethnology. – V.XXXV. – 1934 – 43. – P. 103 – 141.
Gould R.A. The Wealth Quest Among the Tolowa Indians of Northwestern California // Proceedings of the American Philosophical Society.- 1966.- V.110.- N.1.- P.67-89.
Gould R.A. The Indians of Northwest California // Masterkey. – 1985. – N.2 – 3. – P. 12 – 21.
Hughes R.E., Bettinger R.L. Obsidian and Prehistoric Sociocultural Systems in California // Exploring the Limits: Frontiers and Boundaries in Prehistory. BAR International Series. – 223. – Oxford, 1984.
Jackson T.L., Ericson J.E. Prehistoric Exchange Systems in California // Prehistoric Exchange Systems in North America. – New York, 1994. – P. 385 – 415.
Kroeber A.L. Handbook of the Indians of California // Bureau of American Ethnology Bulletin. – 1925. – V. 78.
Loud L.L. Ethnography and Archaeology of the Wiyot Territory // University of California Publications in American Archaeology and Ethnography. – V.XIV. – 1918. – N.3. – P. 221 – 436.
Moorehead W.A.M. The Stone Age in North America.- Boston and New York, 1910. – V.1 – 2.
Rust H.N. The Obsidian Blades of California // American Anthropologist. – 1905. – V.7. – P. 688 – 689.
Источник — Табарев А.В. Танцы с бифасами (обсидиан в ритуально-обрядовой практике индейцев Северной Америки) // История и культура Востока Азии. Материалы межд. конф. К 70-летию В.Е.Ларичева.- Новосибирск: Изд-во ИАиЭт СО РАН, 2002.- С.154-158.