Изображение флага, украшающего эту страницу, мы получили от журналиста Джона Блэйра, автора очерка «Как живут эскимосы» (см. «Америка» № 394, октябрь 1989). Узнав, что он открыл семейный бизнес по изготовлению и продаже этих флагов, мы попросили его рассказать об этом нашим читателям.
Если вы захотите отметить 250-летие открытия русскими Аляски, я предложу вам то, что для этого необходимо: флаг Российско-американской компании с изображением золотой короны и двуглавого орла. Моя жена Виктория, 16-летний сын Джон и я с удовольствием продадим вам копию флага, который некогда развевался от Алеутских островов до северной Калифорнии. Наша компания крепко держится на рынке: мы — источник русских колониальных флагов.
Нашим положением мы обязаны предпринимательскому инстинкту, который заговорил во мне несколько лет назад, когда я закончил очерк об Аляске для журнала «Америка». Я только что вернулся в Фэрбенкс из поездки по северным районам Аляски, где я посещал эскимосские поселки и брал интервью. У меня было много времени до отбытия в Вашингтон, и я решил познакомиться с русскими колониальными архивами Университета штата Аляска. Меня интересовало, что это были за люди, пришедшие сюда из России.
И вот передо мной записи молодых русских исследователей Юкона, морские карты побережий Аляски и Калифорнии императорского флота России, дневники православных миссионеров, живших на Алеутских островах. Материалы интереснейшие, полные святых и грешников, героев и мерзавцев. Я чувствовал, что нашел затерянную страницу нашей истории, не менее интересную, чем известные каждому американскому школьнику повествования о голландцах в Нью-Йорке или о французах в Луизиане.
И мне пришла в голову мысль: почему бы не напомнить об этом прошлом, предлагая американцам купить флаг Российско-американской компании? Идея казалась удачной. Это поможет американцам лучше понять историю своей страны. С чисто практической точки зрения дело представлялось мне увлекательным, может быть, даже доходным и во всяком случае более простым, чем убеждать редакторов заказывать статьи о Русской Америке.
Семья поддержала мою идею. Мы решили открыть компанию «Историческая Америка». Сын взялся составить список всех посещаемых туристами мест Аляски и Калифорнии. Жена придумала упаковку для флагов: пластиковые трубки с ярлыком, отпечатанным местной типографией. Моей задачей было коротко изложить историю Российско- американской компании и объяснить символику ее флага.
Мы сразу натолкнулись на трудности. Прежде всего — как же на самом деле выглядел флаг Российско-американской компании? Он был очень похож на национальный флаг Российской империи. Но чем-то он все-таки отличался. Мы нашли три разные версии флага компании.
Несколько месяцев поисков завершились тем, что директор Института по изучению флагов в Винчестере, штат Массачусетс, и автор соответствующего справочника Уитни Смит прислал нам подробный материал советского историка Светланы Федоровой, посвященный флагу Российско-американской компании, и снимок единственного сохранившегося в Эрмитаже экземпляра этого флага.
На стадии производства возникли новые осложнения. Никто из основных американских изготовителей флагов не принимал такого мелкого заказа. При небольшом заказе цена получалась астрономически высокой. Даже я не мог надеяться, что турист купит флажок за 14 долларов.
В конце концов мы заключили контракт с фирмой, предложенной нам Гонконгским торговым советом в Нью-Йорке. Мы быстро научились разбираться во фрахтовых, финансовых и таможенных премудростях.
В первый год заказ прибыл в середине лета — слишком поздно для туристского сезона. Половина следующего заказа оказалась негодной: на флагах были разводы красной краски, и подрублены они были неправильно. Только партия третьего года была доброкачественной. Опыт показал, что дешевый товар обходится очень дорого.
И все же компания «Историческая Америка» преодолела все трудности. Каждый год мы отбирали достаточно флагов, чтобы выполнять заказы и почти покрывать расходы. Работали мы, конечно, бесплатно, и работы было много. Наша гостиная была завалена русскими трехцветными флагами: горы побольше состояли из брака, горы поменьше — из того, что успешно прошло инспекцию сына, нашего главного контролера качества. Упаковка годных к отправке флагов занимала добрую часть ночи.
Как правило, работалось нам весело. Мы считали, что заполняем пробел в американской истории, и видели, как наше дело разрастается. На продукцию был большой спрос. Вскоре пришли заказы от организаторов театральной постановки, посвященной русской истории острова Кадьяк, от владельцев музейных магазинов в Анкоридже, от администрации парка «Форт-Росс», находящегося в 140 км к северу от Сан-Франциско. Даже Смитсоновский институт купил наши флаги для американо-советской выставки «На культурных перекрестках» (см. «Америка» № 401, апрель 1990).
В прошлом году мы нашли небольшое американское предприятие, изготовляющее отличные флажки по сносной цене. Сделка принесла нам прибыль, и мы съездили в «Дисней уорлд», оставив часть дохода на заказ очередной партии флажков. Они очень хороши и своим небольшим размером (10 на 15 см) удобны для туристов. Мы продаем их в магазины по три доллара партиями по 50 штук, при одиночном заказе — пять с половиной долларов с пересылкой.
Ко дню выхода в свет этого номера летний сезон 91-го года будет уже позади. Но «Историческая Америка» с оптимизмом встречает наступающий сезон. Наши старые клиенты возобновят заказы, а потенциальным мы разослали рекламки с напоминанием о предстоящем юбилее. Туристам захочется привезти домой первый флаг Аляски.
Но в любом случае жизнь будет продолжаться. Работается нам весело, свое дело мы любим и еще не прогорели. Флаг изменил нашу жизнь. Мы побывали в туманном «Форт-Россе» и ездили на пикник с милой Светланой Федоровой, когда она гостила в Вашингтоне.
Мы углубили наши знания истории и завязали новые интересные знакомства. Для нас Российско-американский флаг продолжает быть символом открытий и приключений.
Адрес компании Джона Блэйра: Historic America, P.O. Box 1792, Rockville, Maryland 20850, U.S.A.
Источник – ж-л «Америка», 1991, декабрь, № 421. Стр. 21