Фильм Роберта Гарднера «Танцы квакиутлей» относится к ряду произведений кинематографического искусства, где показана важность танца для выражения церемоний, проводимых кваквакэваквами (кваквакэвакв – самоназвание народа, которому было ошибочно дано другое, более известное ныне название квакиутл).
Эта двенадцатиминутная картина была собрана из отснятого для двадцатиминутного фильма «Бланден Харбор» материала. Съемки фильма велись в 1950 году.
Цели съемок фильма Гарднера остаются неясными. Нет никаких записей, что фильм снимался для коммерческих показов, хотя и был продюсирован компанией Orbit Films для реализации через компанию Dimensions Inc. Также они не привлекли и внимание научного сообщества, хотя другие фильмы Гарднера были довольно популярны. Более того, сам Гарднер в своих записях не оставил ни одного упоминания об этих фильмах – он указывал, что был в Сиэтле, но о самих картинах не сказал ни слова, лишь упомянул, что провел там «ряд экспериментов в кинематографе».
Есть сведения, что компания Orbit Films была совместно основана Гарднером и Сидни Петерсоном и одной из целей её создания была «съёмка антропологического фильма». Также сам Гарднер упоминал о своих фильмах про народ кваквакэвакв в неопубликованном интервью Джеймсу Блю, где описал проект как «поэтическое, лирическое документирование народа квакиутл».
В собственных записях он указывал, что лично ему близка позиция концепции «культуры и личности», где фокусом является взаимосвязь и противоречия между «волей индивидуума и культурными ограничениями». Подход «культура и личность» использовался Рут Бенедикт, ученицей Франца Боаса, в труде «Примеры культур» (Patterns of culture), где исследовались несколько групп коренных народов, в т.ч. и квакиутли. Однако Гарднер, похоже, не использовал этот подход в своем фильме «Бланден Харбор», в отличие от его фильма «Мёртвые птицы». Здесь нет личностей и нет пояснений к ритуалам сообщества, к чему впоследствии он приходит в более поздних работах.
Очень сложно понять, сколько было привнесено в фильм «Бланден Харбор» самим Гарднером, а сколько его кинооператором Уильямом Хейком – оба они заявляют себя режиссерами, но совершенно очевидно, что за саму киносъемку отвечал Хейк.
Что касается короткометражного фильма «Танцы квакиутлей», то, как уже сообщалось, он снимался в то же время, что и большая картина. Те же танцоры, певцы и персонажи появляются в каждом из этих фильмов.
В этом фильме даётся лишь одно небольшое пояснение. После названия фильма появляются руки и лица танцоров крупным планом, а после звучит вступление рассказчика:
«50 лет назад индейцы квакиутл из Британской Колумбии проводили свои Зимние Церемонии, чтобы вернуть юношу, который оставался со сверхъестественным защитником их общества. Песни и танцы были необходимы для успешного исполнения церемонии. Позже и замысел, и само исполнение Зимних Церемоний были по большей части изменены. Танцоры перестали играть значимую роль в комплексе ритуала, а их исполнение стало зависеть от личного и спонтанного желания танцора реконструировать очень древнюю и синкопированную форму танца.»
Пожалуй, здесь и скрыто столкновение личности с культурными ограничениями. Но дальше не следует никаких пояснений: нет ни указаний кто эти танцоры, ни что это за церемония. Также как и в фильме «Бланден Харбор», несмотря на смену танцоров в кадре, как и их движений, песни, сопровождающие фильм, не меняются.
Эти фильмы, вероятно, являются экспериментами визуальной поэзии – попытки, как писал сам Гарднер, сделать «что-то, что возвысит гуманизм, и что также принадлежит искусству… стремление отобразить жизнь людей так, чтобы это могло выявить его значимость».
По мотивам статьи Кэтрин Бунн-Мэркьюс «Кваквакэвакв в фильме» из книги «Walking a Tightrope: Aboriginal People and Their Representations» (ред. David T. McNab, Ute Lischke). Перевод: сайт «Мир индейцев».