Эдвард Шерифф Кёртис родился в Висконсине в 1868 году, однако, когда он достиг школьного возраста, его семья переехала в придорожную деревушку, расположенную в округе Сер штата Миннесоты. Здесь с самодельной камерой и книгой-руководством он стал фотографом-самоучкой.
В 1887 году Эдвард со своим отцом Джонсоном переехал из штата Миннесота в штат Вашингтон, где и прожил до 1920-х гг.
В 1891 году Кёртис переехал в Сиэтл, чтобы стать профессиональным фотографом. Здесь он стал успешным портретным фотографом и достиг мастерства в фотолитографии.
После прибыльного участия в партнерстве последовательно в двух студиях, в 1897 году он основывает собственную студию, которая вскоре стала частью истеблишмента Сиэтла – именно здесь были сняты портретные фотографии женщин высшего общества.
Фотографируя гору Рейнир в 1898 году, Кёртис встретился со взбирающейся наверх группой известных учёных и правительственных специалистов, среди которых были Клинтон Харт Мерриам, ведущий биолог, Гиффорд Пинчот, глава департамента лесного хозяйства, а также доктор Джордж Бёрд Гриннел, редактор журнала «Forest and Stream Magazine».
Они были глубоко впечатлены Эдвардом, особенно доктор Мерриам, который взял его главным фотографом в экспедицию Эдварда Генри Гарримана на Аляску. Гарриман был богатым железнодорожным магнатом, покровителем искусства и науки. В 1899 году он спонсировал научную экспедицию по исследованию Аляски. Экспедиция Гарримана отправилась из Сиэтла 30 мая 1899 года на пароходе George W. Elder, который был зафрахтован специально для этих целей.
Два месяца Эдвард Кёртис был в компании видных и влиятельных людей, участвовавших в экспедиции и впоследствии, благодаря друзьям из экспедиции, он был представлен президенту Теодору Рузвельту. Рузвельт настолько впечатлился работами Кёртиса, что организовал его встречу с финансистом Джоном Пирпонтом Морганом.
В результате в 1906 году г-н Морган решил профинансировать альбом «Североамериканские индейцы», а президент Теодор Рузвельт написал предисловие к первому тому 20-томного сборника.
Этот сборник, состоящий из 20 томов – самая известная работа Эдварда Кёртиса. В 10-м томе мы встречаем материалы по индейцам квакиутл. Своими впечатляющими обычаями, ритуальными нарядами и жизнью общества они произвели впечатление на Кёртиса.
Фильм «В краю охотников за головами»
В 1911 году Эдвард Кёртис решил создать фильм о кваквакэвакв – индейцах, более известных под названием квакиутл. Его фильм, как и фотографии в целом, изображают индейцев в своеобразной, живописной манере: не так, как они выглядели во время съёмок, а как выглядели бы во времена своих родителей и бабушек с дедушками.
Афиша к фильму Э. Кёртиса «В краю охотников за головами»
Кёртис был знаком с территорией, где проживали квакиутли, и сделал сотни фотографий людей северо-западного побережья. Вместе с собой он носил набор реквизитов и париков, чтобы сделать из индейца XX века собственный романтический идеал индейца из славного прошлого его народа.
Фильм «В краю охотников за головами» был выпущен в 1914 году и вскоре после этого о нем забыли и он был утерян из поля зрения вплоть до 1947 года, когда пленку подарили Филдовскому музею естественной истории в Чикаго. Когда Джордж Куимби покинул этот музей, то взял с собой копию фильма и в 1973 году вместе с Биллом Холмом восстановил его. Они убрали поврежденные части пленки и добавили саундтрек из диалогов и песен. При этом саундтрек озвучивали трое снимавшихся в фильме актера и восемь родственников других актеров, участвовавших в съемке.
Во время съемок фильма Э. Кёртиса «В краю охотников за головами»
Было отмечено, что сам фильм представляет интерес для нынешних исследователей по трем пунктам:
— в нём снимались актеры кваквакэвакв;
— здесь запечатлены церемонии коренных народов, что представляет собой этнографический интерес;
— и пониманием Кёртиса желания не индейской публики увидеть фильм-мелодраму.
Несмотря на то, что звуковое сопровождение восстановленного фильма далеко от «антропологической точности», следует отметить, что оно вписывается в концепцию создания оригинального фильма. Словами Кёртиса в проспекте компании Continental Film Company (основанной самим Кёртисом и ещё несколькими бизнесменами из Сиэтла) так объясняется его подход к созданию фильма:
«Могут возникнуть вопросы должна ли в документальном материале присутствовать интригующая, но ложная картинка. По мнению г-на Кёртиса в реальной жизни индейцев параллельно существуют и эмоции, помогающие реализовать все замыслы и придающие картине необходимую искреннюю заинтересованность. В связи с этим очень важно принимать в расчет мыслительные процессы индейца и [одновременно] запечатлеть его уникальный костюм… Во время подобных съёмок нужно тщательно передавать правдивый сюжет, церемония должна быть запечатлена верно и, что превыше всего, костюмы должны быть точными».
Для того, чтобы верно передавать как церемонии и костюмы, так и «мыслительный процесс индейцы» Кёртису был необходим помощник из числа местных аборигенов.
Когда Кёртис, намереваясь снять фильм, прибыл в Викторию в 1911 году, репутация Джорджа Ханта привлекла внимание режиссера и он решил нанять его.
Джордж Хант родился в Форт-Руперте на острове Ванкувер в 1854 г. Он был сыном знатной индианки народа тлинкит и торговца Гудзонова залива. Он прекрасно знал и понимал культуру и традиции квакиутл.
Джордж Хант с супругой
За три года до самих съемок Хант был задействован в различных сферах: в 1911-1912 гг. он работал с помощником Кёртиса Уильямом Майерсом, записывая историю и традиции для 10 тома альбома «Североамериканские индейцы», обеспечив, тем самым, этнографический фундамент для будущего фильма; в 1913-1914 гг.
Хант собирал реквизиты для фильма и фотографировал возможные места для проведения съемок. Среди собранных Хантом предметов встречаются старые церемониальные костюмы и маски. Так, Хант отобрал для фильма 21 маску и бесчисленное количество одеял, накидок, прочих одеяний, а также шейные кольца, сделанные из коры кедра. Часть этих предметов сейчас хранится в музее естествознания и культуры им. Бёрке Вашингтонского университета.
Хант также нанял и многих актеров и актрис, в том числе и своего сына Стенли, сыгравшего одну из важных ролей в фильме. Актерам не главных ролей выплачивалось по 50 центов ежедневно. Кёртиса это все устраивало – актеры были талантливыми, привлекательными да к тому же и слушались указаний Ханта.
Билл Холм и Глория Гранмер Вебстер сообщают, что актерам понравилось участвовать в съемках. И не только потому, что им было весело, но ещё и из-за того, что Кёртис платил им за ту деятельность перед камерой, за которую в противном случае по канадским законам им грозила бы тюрьма.
Помимо сбора реквизита, Хант также отвечал за наем и выступал в качестве бухгалтера и помощника режиссера. Холм и Куимби заявляют, что Хант не только обеспечил Кёртиса информацией, ставшей фундаментом фильма, но также обеспечил фильм большей частью текста и служил переводчиком. Фотограф Эдмунд Швинке запечатлел важную роль Ханта во время съемок картины – на двух фотографиях Кёртис стоит за камерой, а рядом с ним управляет действиями актеров с мегафоном в руках сам Хант.
Во время съемок фильма Э. Кёртиса «В краю охотников за головами». За камерой — Эдвард Кертис, рядом с ним — Джордж Хант
Кёртис заявлял, что не возможно было заставить актеров носить маски, если те не были их наследственной привилегией. Так что знание Ханта об актерах и их наследственных правах было решающим для режиссера. Лишь индеец со знанием традиционных церемоний и образа жизни аборигенов мог организовать съемки того, что планировал Кёртис.
Фильм «В краю охотников за головами», конечно, содержит элементы художественного кино, одно название чего стоит, однако нужно понимать, что конечный результат прошел экспертизу настоящего знатока традиций квакиутлей – Джорджа Ханта.
В декабре 1914 года фильм был показан в кинотеатрах: сначала в Нью-Йорке, затем в Сиэтле. Он был хорошо встречен критикой. Так, в статье «The Art of the Moving Picture» (1915 г.) знаменитый поэт Вейчел Линдсей назвал фильм «высшим достижением искусства, где местные прямо отлиты в бронзе».
Успех фильму, хотя и короткий, был гарантирован по большей частью тем, что он был выполнен в изобретенном Кёртисом стиле романтической мелодрамы. В фильме индейцы были показаны со всеми ожидаемыми в тот период от «других» признаками, стереотипами: охотники за головами, война, церемонии с изысканными ритуальными костюмами, злодеем, героем и любовью.
Сегодня на драматическую сюжетную линию уже особо и не обращают внимание, прощая Кёртису эти отступления. Сейчас этот фильм ценят за этнографический материал – за маски и костюмы и за документирования того, как с ними обращались.
Следует также отметить, что фильм Кёртиса был первой картиной о коренных народах северо-западного побережья.
По мотивам исследования Джорджа Ирвинга Куимби, профессора антропологии, и Билла Холма, профессора истории искусства, а также статьи Кэтрин Бунн-Мэркьюс «Кваквакэвакв в фильме» из книги «Walking a Tightrope: Aboriginal People and Their Representations» (ред. David T. McNab, Ute Lischke). Перевод: сайт «Мир индейцев».