Опубликовано в сокращенном виде: Индейская Америка. История, культура, искусство, литература. Под ред. А.В. Ващенко, М., 2011, № III, стр. 25-45
Худ. Дэвид Престон Смит
Каноэ беотуков резко выделяются из всего «модельного» ряда каркасных каноэ североамериканских индейцев, обшитых древесной корой, да и других лодок. Форма их может показаться необычной, иногда говорят что эти лодки были похожи на открытый кошелек. Основными характерными чертами, присущими только этим каноэ, являются: V-образный в поперечном сечении корпус, резкий изгиб линии бортов, образующий «крылья», наличие киля в конструкции каркаса и использование балласта. А в некоторых случаях высоко задранные нос и корма, сильный изгиб линии киля. Корпуса каноэ беотуки покрывали красной охрой. В списке слов беотуков, составленном Кормаком, каноэ обозначено как tapathook или dapathook.
Эдвин Адни, специалист по традиционному каноэстроению, создавший множество реконструкций индейских берестяных каноэ, в т.ч. и беотукское, говорил следующее: «доступные описания неполноценны, и, в результате, многие важные детали остаются предполагаемыми. Некоторые эпизоды более полных описаний неясны и не согласуются друг с другом». В рассмотренных источниках не существует единого мнения относительно того, чем обусловлены некоторые конструктивные особенности этих лодок, поэтому автор в статье выскажет свои предположения по этим вопросам.
* * *
Самое первое письменное упоминание о каноэ беотуков относится к началу XVI в. Спустя всего 20 лет после открытия Америки Колумбом, в 1512 г., в Париже была издана книга Анри Этьена «Хроники Эсебиуса», в которой сказано следующее: «в 1509 г. некоторые дикари были привезены с острова, который называют Ньюфаундлендом, в Руан (на французском корабле Бонавентуре, шесть человек) c их лодками, одеждой и оружием…Их каноэ сделаны из древесной коры, одной рукой человек может поместить лодку себе на плечи.»
Спустя сто лет, осенью 1612 г, когда произошла встреча английских поселенце с беотуками в Бычьем Рукаве залива Троицы на юго-востоке Ньюфаундленда [1], Джон Гай, член Компании Колонии Ньюфаундленда сделал краткое описание конструкции и рисунок каноэ беотуков. Это изображение представляет особую ценность, т.к. является наиболее ранним, сохранившимся до наших дней, рисунком, выполненным с натуры или по памяти.
Как правило, беотуки избегали встреч с европейцами, либо относились к ним враждебно, поэтому контакты с поселенцами, даже торговые, были весьма немногочисленны на протяжении всего исторического периода, вплоть до исчезновения беотуков в 1829 г., когда умерла Шанавдитит (Нэнси Эйприл), последняя, как принято считать, представительница этого народа. Когда беотуки стали привлекать внимание исследователей, они уже находились на грани исчезновения. В XIX в. сами очевидцы зачастую не видели их каноэ в действии, а лишь находили обломки. К сожалению, ни одного образца каноэ беотуков не сохранилось, и уже в начале XX в. исследователи, изучая лодки беотуков и восстанавливая их облик и особенности конструкции, опирались на ранние описания и модели каноэ, изготовленные индейцами. Ценный материал в этом отношении представляет модель каноэ, выполненная в 20-х гг XIX в. Шанавдитит. Также имеется три модели, обнаруженные в могилах беотуков: одна из них найдена в могиле вождя беотуков Ноносабасута в 1827 около оз. Красных Индейцев, еще два игрушечных каноэ, а также фрагменты весла и третьей модели, найдены Сэмуэлем Коффином в 1869 г. на маленьком островке Биг Айленд в зал. Нотр Дам в пещере с захоронениями беотуков. Среди могил была и могила мальчика, возле которого и были обнаружены эти и другие артефакты.
Крайне важны свидетельства о описания очевидцев и первопроходцев, в частности: уже упомянутого Джона Гая, лейтенанта Джона Картрайта, исследовавшего в 1767-1768 гг побережье Ньюфаундленда и давшего наиболее подробное описание лодок беотуков, а также Вильяма Кормака, первого европейца, прошедшего по внутренним районам Ньюфаундленда в 1822 г. Целью экспедиции Кормака был поиск беотуков, переселившихся к XIX в. в глубинные районы острова под давлением белых поселенцев и союзных им микмаков, он также был основным интервьюером Шанавдитит.
* * *
Рисунок Джона Гая, 1612 г
«Их каноэ около двадцати футов длинной, и четыре с половиной фута шириной на миделе вверху. Для киля и тимберсов, они используют тонкие светлые куски сухой ели, и обрабатывают их до такого состояния, как будто на токарном станке, а вместо досок [для обшивки – НШ], они используют кору березы, которая тонка и имеет много сгибов, сшитых вместе нитками, сделанным из тонких корней, [расщепленных вдоль – НШ] на четыре части. Они хорошо держат четырех человек, и весят меньше центнера [2]. Они сделаны в форме месяца, форштевень и корма одинаковы, и находятся на равных расстояниях от самого широкого места. Форштевень и корма около ярда высотой. Легкие тонкие штоки обметаны вокруг небольшими корнями, за которые они держаться, когда выносят каноэ на берег, они служат вместо линя. И гавань, для места высадки они могут найти в любом месте, и берут свои каноэ с собой на берег. В море они выходят только в безветренную или ясную погоду. На миделе [борт – НШ] каноэ намного выше, чем в изгибах в четвертях; [обводы борта в поперечном сечении, — НШ] на всем протяжении киля имеют не изогнутую, а прямую линию. Они устанавливают над лодками тенты из парусины, которую они получили от христиан. »
/Джон Гай, 1612/