Археологи отслеживают исчезновение примечательного типа керамики, чтобы переосмыслить историю упадка культуры.
Чаши Мимбрес, изготовленные народом, жившим на Юго-Западе с конца X до начала XII веков, известны своими уникальными изображениями на внутренней части сосуда. На керамике с черными рисунками на белом фоне часто наносили геометрические узоры. Есть также и те сосуды, где запечатлены сцены из повседневной жизни, местная фауна и даже мифические существа. Приведенные здесь сосуды были найдены в местечке Ранчо Свортсов. На них изображены охотник, возвращающийся домой с оленем, неизвестное существо, которое порой принимают за головастика или жабу, рожающая женщина и кролик с палкой, похожей на меч.
С момента первого обнаруженного в Нью-Мексико в конце XIX века впечатляющего керамического сосуда, изготовленного тысячелетием ранее людьми, жившими в долине реки Мимбрес американского Юго-Запада, эти чаши служили вдохновением для многих жуликов, фестивалей глиняных изделий, факультета антропологии университета Миннесоты и даже линии столовой посуды для железнодорожной компании.
Внешняя сторона этих сосудов ничем не примечательна, ни формой, ни техникой производства, но внутренняя часть чаш просто восхитительна – нескончаемые изображения черепах, рыб, прерийных зайцев, людей и геометрических узоров. Привлекают внимание такие сосуды своим контрастом – черными рисунками на белом фоне.
С конца X века за период более ста лет были изготовлены тысячи подобных черно-белых чаш. Дизайн сосудов Мимбрес наиболее впечатляющий и утонченный в сравнении с подобными предметами любых других культур Юго-Запада. «Это было ошеломляюще уникально», — отмечает Стив Лебланк, археолог музея археологии и этнологии Пибоди при Гарвардском университете, изучающий культуру изготовителей этой керамики с 1970-х годов. Фигуративная живопись на чашах – изысканно нарисованные животные, незамысловатые сцены и истории – выделяют керамику Мимбрес среди прочих сосудов соседних культур, где превалируют геометрические узоры. Затем, в 1130 году, по данным археологии производство чаш было прекращено.
Представители культуры Мимбрес проживали на территории, ныне расположенной на юго-западе штата Нью-Мексико, захватывая часть территории мексиканского штата Чиуауа. Археологи рассматривают Мимбрес, как часть культуры Могольон. Могольон, в свою очередь, была одной из трех основных культур древнего Юго-Запада, наряду с Анасази (известной также под названием предки пуэбло) и Хохокам. Предки пуэбло, прежде всего, известны большими, сложными поселениями и дорожной системой, как, например, Пуэбло-Бонито в каньоне Чако.
Хохокам сооружали сложные ирригационные каналы, не имеющие аналогов у других доколумбовых культур Северной Америки. Культура Могольон прослеживается до 200 года н.э. Люди этой культуры заселяли горную территорию у границы США с Мексикой и проживали в домах-полуземлянках. Однако интенсивным сельским хозяйством они не занимались. Тем не менее, Мимбрес использовали ирригационные методы, схожие с методами Хохокам – они использовали заливные луга вдоль реки Мимбрес, чтобы выращивать кукурузу, тыкву, бобы и другие сельскохозяйственные культуры.
Река Мимбрес названа так испанцами за росшие вдоль её берегов ивы – это был оазис в засушливом регионе, где дождевые облака проплывали над горой Блэк Маунтэйн («черная гора», англ.) до того, как пролиться на землю в виде осадков. Регион Мимбрес растянулся на восток до реки Рио-Гранде, а на западе – до долины реки Хила, там, где сейчас территория штата Аризона. С 1000 по 1130-е гг. приходился расцвет культуры, этот период называется классическим Мимбрес. Люди тогда возводили пуэбло, проживали в плотно заселенных деревнях долины реки Мимбрес. На пике расцвета там проживали 6 тысяч человек.
Люди культуры Мимбрес проживали в регионе, занимающем ныне юго-западную часть шт. Нью-Мексико и севера Мексики.
Археологическое исследование Мимбрес началось ок. 1919 года с ранних раскопок независимых археологов Бёрта и Хэтти Косгров. Их фундаментальная работа вскоре привлекла внимание гарвардского музея Пибоди. Их попросили провести тщательные раскопки в Ранчо Свортсов на юге Нью-Мекскико. Исследование растянулось с 1924 по 1927 год, результатом чего стало нахождение 700 классических черно-белых чаш. Они были настолько эффектными, что охотники за чашами начали заниматься мародерством, в том числе и на частной земле. Ранчо Свортсов было избрано местом раскопок, поскольку оно меньше всего пострадало от грабителей.
Затем археологические работы были приостановлены вплоть до 1970-х годов. В то же время разграбление древних памятников продолжалось. И когда грабители начали использовать в 1970-х годах тяжелые машины, уничтожая городища, г-н Лебланк основал фонд Мимбрес, который помог возобновить работы в таких местечках, как Руины Мэтток на юго-западе Нью-Мексико. Во многих изучаемых ими новых городищах, археологи наталкивались на сожженные балки крыш. Это позволило им выдвинуть версию о ритуальном оставлении места. Проведя анализ колец обугленной древесины, были получены даты временного отрезка, заканчивающегося 1130 годом. «В 1974 или 1975 гг. мы получили первые даты анализа древесных колец с последним 1130 годом и тогда мы начали задаваться вопросом, а что же, все-таки, произошло?», — говорит г-н Лебланк.
С тех пор превалирующей точкой зрения исследователей о том периоде было предположение о системном социальном коллапсе – сокращении численности населения и последующем оставлении городищ. У других ученых, как, например, у Маргарет Нельсон, археолога университета штата Аризона (ASU), которая начала изучать культуру гончаров Мимбрес ещё будучи аспирантом в 70-х годах прошлого века, сложилось другое представление о событии. Для г-жи Нельсон и её коллеги из ASU Мишель Хегмон, неожиданное прекращение производства керамики Мимбрес, несмотря на обрыв археологических записей, совершенно не означает конец самой культуры Мимбрес.
«Нам нравится эта керамика, мы называем их людьми Мимбрес и благодаря археологии они стали знаменитыми. Но люди всегда меняют стили, — отмечает г-жа Хегмон. – Я не уверена, что для них это была такая большая перемена, как мы себе это представляем».
На фотографии 20-х годов XX века археолог-любитель Хэтти Косгров с чашей и сосудом для воды. Ранчо Свортсов, расположенное к северу от современного города Деминг (шт. Нью-Мексико).
Первые рисунки на керамике Мимбрес в виде простых красных геометрических узоров на коричневой глине появляются около 600 года. Черно-белый стиль, использующийся на большинстве найденной на Юго-Западе керамике, как наиболее приятный художественный контраст черного с белым, появляется спустя 150 лет. К концу 900-х гг. исключительный дизайн, определяющий период классических Мимбрес, начал исчезать.
Художники Мимбрес разрисовали геометрическими узорами примерно 2/3 из найденных чаш и, соответственно, ок. 1/3 чаш были с изображением различных фигур. Индейские мастера выровняли внутреннюю поверхность при помощи камней, а затем нанесли на коричневую глину тонкий слой белой глины, на которую после наносили рисунки черной краской, сделанной из смеси размолотой железной руды с растительным элементом, вероятно, юккой. Из животных художники запечатлевали оленей, вилорогих антилоп, прерийных зайцев. Встречаются также изображения кузнечиков, пауков, змей и рыб. Ещё они рисовали пернатых змеев и других мифических существ. Более того, художники делали зарисовки сцен из церемониальной и повседневной жизни: ритуальных танцоров; охотников, возвращающихся домой с добычей, выслеженной собаками; рожающей матери. Чаши, очевидно, не предназначались для торговли, поскольку их редко находят вне городищ Мимбрес.
Было также определено, что эти сосуды изготовлялись тщательнейшим образом, однако в использовании они не были схожи с китайскими чайными сервизами, которыми пользовались по особым случаям. На внутренней стороне были найдены следы, указывающие на использование ложек, которые, вероятно, изготовляли из разлагаемого материала, например, тыквы или дерева, поскольку до нас они не дошли. Высота чаш была ок. 10 см., а диаметр варьировался от 15 до 40 см. Такое разнообразие чаш по диаметру предполагает различное их назначение, как, например, для сервировки и потребления пищи. Люди даже своих умерших хоронили с чашами – обычно их закапывали в пределах жилой зоны, а чаши клали на череп. Найденные с черепами чаши имели так называемые «убийственные отверстия» («kill hole»), выбитые посередине каким-то острым предметом – вероятно, это было сделано для того, чтобы душа умершего нашла выход. В Ранчо Свортсов семья Косгров зафиксировала 1009 подобных захоронений.
Не особо тщательно сделанные кувшины редко находили здесь не разбитыми. Чаще это были не раскрашенные и простые глиняные сосуды. Как считает Лебланк, лишь немногие гончары считали нужным разукрашивать горшки, изготовленные для приготовления пищи на огне или для хранения бобов где-нибудь в углу помещения. Кувшины были достаточно вместительными, чтобы хранить 4,5-9 литров воды. Встречаются также и небольшие сосуды, несколько сантиметров в сечении, достаточные для хранения семян. «Обычно мы находим лишь осколки кувшинов, — отмечает г-н Лебланк. – Целых и раскрашенных кувшинов было найдено 10 или 15, или около того, в сравнении с 10 000 чашами».
Лебланк заметил, что ученым ещё предстоит обнаружить источник глины для керамики Мимбрес. В то же время, активатор гамма-излучением, использованный для анализа химического состава глины, определил, что источник был местным. «Глина – тяжелое вещество, — комментирует Лебланк. – Я был бы удивлен, если бы они добывали её дальше нескольких километров».
В начале XII века после нескольких поколений благоприятного климата и без того подверженный засухе Юго-Запад испытал ещё один период засухи. Останки животных свидетельствуют, что их крупные представители, например, олени и вилорогие антилопы, уже в классический период были редкостью. Но несмотря на засуху люди, очевидно, все ещё занимались выращиванием сельскохозяйственных культур. Ученые брали на исследование в лабораторию землю с террасных полей и смогли на ней вырастить кукурузу.
Архивные фотографии, где показаны найденные археологами остатки каменной кладки (слева) стены здания в Маунтэйн Лайон Хэмлит. За той кладкой была обнаружена стена из хакаля (справа), заполненного землей каркаса из прутьев.
В пределах региона Мимбрес реакция на климатические изменения различались. Там, где расположен сток реки Хила архитектура и керамика Мимбрес исчезает к 1100 году. Стивен Лексон, археолог из Колорадского университета в Боулдере, работавший в регионе с г-жой Нельсон в 80-х годах прошлого века, считает, что многие жители долины Мимбрес постоянно переселялись на юг через деревни постклассического периода.
Последние два десятилетия Нельсон и Хегмон сконцентрировали свои раскопки на востоке, многообещающей территории, которая была меньше подвержена губительному воздействию грабителей в сравнении с главной долиной. В рамках проекта «Eastern Mimbres Archaeological Project» археологи провели раскопки не менее десяти мест, в т.ч. пяти классических деревень и расположенных в чуть более 2 километрах от них меньших по размеру поселений. В результате стало понятно, что люди адаптировались к климатическим изменениям и перестраивали свою социальную структуру.
Нельсон и Хегмон во время проведения полевых работ обнаружили схожую модель в меньших по размеру восточных поселений Мимбрес. Они находили комнаты размером с одноместный гараж и достаточно большие для небольшой семьи – с очагом, местом для перемола и вентиляции. Одно такое хорошо сохранившееся строение было найдено возле Маунтэйн Лайон Хэмлит, расположенного выше стока Паломас Крик, к югу от города Труф или Консиквенсес (шт. Нью-Мексико). Местечко названо так по петроглифу, где изображено существо с четырьмя лапами у которого, как отмечают биологи, длинный хвост, напоминающий хвост горного льва.
«Мы нашли каменную кладку, четыре стены, — говорит г-жа Хегмон, отмечая также наличие очагов для приготовления пищи и для отопления, а также места для перемола. – Это место выглядит так, как будто здесь жили круглогодично». Во время первоначальных раскопок в 1994 году ими был обнаружен выровненный и оштукатуренный пол, толщиной ок. 3 или более сантиметров, на котором было 16 отверстий для шестов. Шесты вероятнее всего поддерживали крышу, сделанную из балок и тростника. Каменная стена была высотой 90-120 см.
Когда археологи начали расчищать кладку одной стены, то наткнулись на отпечатки вертикальных шестов, которые были частью ранней стены, сделанной из хакаля, заполненного землей каркаса из прутьев. Дальнейшие раскопки выявили на глубине в 15 см. от верхнего пола ещё один уровень неравномерно оштукатуренного пола со следами грязи. По аналогии с другими местами, археологи пришли к выводу, что изначально здесь было временное строение хакаль с тремя стенами – полевой дом классического периода, используемый крестьянами для хранения урожая.
Нельсон сравнивает перестройку полевых домов с переделкой небольшого горного домика, который был построен для того, чтобы его посещали всего несколько раз в году. «А вот когда вы уедете из своего города и поселитесь в этом небольшом домике, то, вероятно, вы обустроите его какими-либо предметами, чтобы сделать его удобнее для постоянного проживания, — разъясняет она. – Именно это мы наблюдаем у тех, кто остался в регионе, покинув свои деревни в конце классического периода».
Радиоуглеродная датировка балок крыши и кукурузы, а также анализ обсидиановых артефактов – наконечников и отщепов – подтверждает постклассический период для обновленных деревушек, найденных на востоке региона Мимбрес. Лучшие даты, однако, были получены при составлении хронологии керамики, найденной в таких местах, как, например, Лизард Террас («терраса ящерицы», англ.) с 12 комнатами на верхней террасе и 10-12 комнатами – на нижней.
На верхнем, последнем, археологическом уровне была найдена мешанина керамических осколков самых торгуемых изделий на Юго-Западе после 1150 года, в т.ч. осколков полихромной керамики St.John, которую обычно находят на западе центральной части шт. Нью-Мексико. Внутренняя часть чаш имеет оранжево-красную полоску и черные геометрические полукруглые или угловатые узоры. Внешняя часть таких полихромных сосудов покрывалась белым рисунком с узором попроще. Также были обнаружены полихромные изделия Эль-Пасо, которые легко распознаются даже с выцветшими красками по «попкорновскому стилю» — по белым камешкам на поверхности. На самом нижнем уровне была обнаружена лишь классическая черно-белая керамика Мимбрес.
Находки Нельсон и Хегмон буквально зеркально повторяются в другом городище классических Мимбрес, где недавно также проводили археологические работы – в Блэк Маунтэйн («черная гора», англ.). Это поселение находится на юге долины Мимбрес и было заселено уже к 1200 году, а то и ранее. Археологи обнаружили здесь смесь различных изделий из керамики, связанных с разными регионами во всех направлениях.
Проводя раскопки в Блэк Маунтэйн, постклассическом поселении Мимбрес, археологи нашли несколько различных типов керамики, в т.ч. полихромные изделия Эль-Пасо.
Кэти Путсэвидж, докторант Стивена Лексона, начала раскопки в Блэк Маунтэйн в 2010 году и обнаружила руины 2 больших пуэбло с 200 комнатами. Она завершила свои раскопки в прошлом году и теперь занимается анализом найденного материала. Уже сейчас находки дают некоторые интересные представления о жизни народа. Помимо полихромной керамики St.John и Эль-Пасо, г-жа Путсэвидж также нашла гончарные изделия, связанные с регионами, расположенными далеко от Мимбрес, например, с южным регионом Чиуауа. Наличие лишь малого количества черно-белой керамики Мимбрес интерпретируются г-ном Лексоном, как отказ от старых традиций.
«По типам керамики мы можем рассказать, где произошло расширение торговой сети после периода классического Мимибрес, — говорит Кэти Путсэвидж. – Мне было бы интересно сравнить это с керамикой долины Мимбрес более раннего периода. Вполне возможно, некоторые типы керамики изготовлялись из глины того же источника, что и керамика раннего периода».
Люди Мимбрес отказываются от создания и использования одних лишь иконографических чаш, характеризующих их культуру в пользу керамики 8 различных типов, которые либо импортируют, либо делаются их местные копии.
Следующей задачей для археологов является определение, какие именно из этих 8 типов керамики импортировали, а какие изготовляли здесь же. Ключ к разгадке лежит в определении источника сырья для каждого из видов керамики. Как уже отметили Нельсон и Хегмон, некоторые кувшины Эль-Пасо были изготовлены из местной коричневой глины, при этом местами не очень качественно, как будто гончары лишь обучались новому стилю.
«Если они копировали гончарные изделия, то вполне вероятно, что они воспроизводили и многие другие вещи, связанные с изготовлявшими эту керамику людьми и с регионом, где она изготовлялась, — размышляет Нельсон. – Это важное наблюдение, потому что оно показывает нам, как проходил социальный процесс адаптации определенной керамики».
И хотя ещё предстоит затратить много времени на анализ найденных артефактов, имеющиеся свидетельства с востока долины Мимбрес и южных городищ, таких как Блэк Маунтэйн, указывают нам на изменения у народа Мимбрес – от закрытого общества, производящего поразительные произведения искусства к импортерам других традиций. «Это всегда волновало меня – предположение, что когда исчезает керамика, то исчезает и народ» — говорит г-жа Нельсон. Несмотря на недостаток доказательной базы, Стивен Лексон выдвигает предположение, что большая часть народа Мимбрес осела в регионе Касас-Грандес, где сформировала основу населения Пакиме, живших на северо-западе мексиканского штата Чиуауа. Пакиме был последним главным городом на Юго-Западе до контакта с европейцами в XV веке.
«Кто они? – вопрошает Лексон о людях, населявших Блэк Маунтэйн. – Те же люди, другие одежды».
Джуд Изабелла – научный журналист-фрилансер из Виктории (Британская Колумбия)
Источник – ж-л Archaeology, май/июнь 2013 / www.archaeology.org