В XVII—XVIII вв. индейцы чейены, черноногие, тетон-дакоты, кроу, кайова, команчи и другие создали типичную степную кочевую коневодческую культуру на территории равнин и прерий Северной Америки. Выделяя критерии оценки основных элементов культуры конных кочевников, американские ученые В. Стронг, К. Вильсон называли лошадь, Ф. Ру — переносное жилище, а К. Висслер — волокушу. В настоящее время собачья и конная волокуши являются яркими предметами быта индейцев Северной Америки, а в прошлом это были существенные элементы материальной культуры.
В американском отделе Музея антропологии и этнографии хранится собачья волокуша черноногих, присланная из Музея национальной истории в Нью-Йорке в 1905 г. наряду с другими изделиями индейцев алгонкинов. К началу XX в. собачья волокуша была вытеснена из обихода кочевников вместе с лошадиной и заменена европейской телегой и фургоном, однако некоторые пожилые индеанки продолжали изготавливать волокуши для личных целей.
Описания волокуш, которые содержат ранние литературные источники, не позволяют провести четкую грань между волокушами и санями (тоббоганом). В общих чертах к кругу транспортных средств индейцев равнин санно-волокушного типа можно отнести два вида волокуш — «настоящие» (или постоянные) и импровизированные (вязанки хвороста, колья для типи), а также тоббоганы и шкуры животных, в которые заворачивали мясо убитых на охоте зверей и волоком тащили в деревню1.
В 1541 г. участники экспедиции Коронадо первыми из европейцев увидели на юге равнин (Канзас, Небраска, Вайоминг) волокуши индейцев кроу. Хронисты описали их как составленные из двух кольев, на которые можно было положить до 40 фунтов груза2. Последователи Коронадо, торговцы пушниной и путешественники указывали на широкое распространение волокуш в тех же районах3. В 1743 г. Лa Верандри отмечал, что равнинные ассинибойны Ред-Ривер использовали собак с волокушами для походов за хворостом; собак сопровождали женщины и дети, которые несли вязанки дров на себе4. В 1774 г. сиу, жившие на берегах Миссисипи, использовали собак для перевозки грузов столь же широко, как и лошадей. Собачья и лошадиная волокуши применялись сиу и ассинибойнами по р. Миссури в 1834—1838 гг. Принц Максимиллиан видел груженые сани у индейцев черноногих летом 1833 г.5 Дж. Кэтлин наблюдал волокуши у прекрасно оснащенных лошадьми команчей6, а Дж. Фремонт в 1844 г. на р. Канзас — грузовые собачьи и лошадиные волокуши в среде индейцев сиу и чинни. К сожалению, по его записи трудно установить, были ли это настоящие волокуши, в которые впрягали собак, или тюки, навьюченные на спины животных. В 1857—1860 гг. волокуши для обоих видов животных широко употреблялись индейцами Саскачевана7. Фотографии зафиксировали волокуши у шошонов в 1855 г.
К. Уисслер первым подробно описал волокушу для собак, применяемую индейцами черноногими8. Он отметил, что «настоящие» волокуши для собак использовались преимущественно племенами северной части прерий, но черноногие изготавливали этот тип транспортных средств как для собак, так и для лошадей. Аналогичные волокуши делали хидатса. К ним крепили вязанки хвороста длиной 60 см, поэтому 4—5 собак могли обеспечить дровами семью на неделю, а 15—20 собак — на месяц9 (рис. 3).
Рис. 3. Волокуша индейцев черноногих из собрания Музея антропологии и этнографии в Ленинграде
«Настоящие» волокуши, привязанные к лошадям, применяли для перевозки кольев для типи, домашнего скарба, сена, просушивания амулетов, шаманских трубок, индивидуальных ритуальных связок тетон-дакоты, равнинные кри, сарси, манданы, шошоны, не-персе, ассинибойны, сиу, чинни, хидатса. На волокушах сушили мясо, а поставленные вертикально под углом друг к другу волокуши использовали в качестве навесов от солнечных лучей и дождя. Хидатса устраивали из трех волокуш временное жилище с очагом в центре. С помощью волокуш индеанки взбирались на типи для натягивания покрышек10. В период Пляски Солнца на волокуши набрасывали специальные накидкн треугольной формы из прутьев ивы, оплетенных полосками кожи. У шошонов и команчей волокуши особенно часто применялись в качестве носилок для перевозки раненых и больных.
Помимо волокуш, транспортными средствами, необходимыми в условиях кочевой жизни на открытых пространствах равнин, в зимнее время у индейцев служили лыжи-ракетки, лодки типа лоханок с деревянным каркасом, обтянутым кожей бизона. В процессе экологической адаптации индейцы бассейна Миссури создали целый комплекс транспортных средств, применявшихся во время охоты. Например, хидатса брали с собой две Лоханкообразные лодки, связывали их друг с другом; в первую садились участники охоты, во вторую клали имущество, а сверху грузили волокушу. Собаки располагались в первой лодке, рядом с хозяевами. Упакованный таким образом скарб не препятствовал мобильности семьи охотника и позволял совершать длительные путешествия как по суше, так и по воде11.
Кардинальные отличия «настоящих» постоянных волокуш от импровизированных заключались в том, что первые имели форму фиксированной рамы с настилом (грузовой площадкой) круглой, овальной или прямоугольной форм, а импровизированные были связками кольев для типи, вязанками хвороста, прикрепленными к седлу лошади или собачьей лямке. Индейцы хидатса высверливали в кольях для типи раскаленными свинцовыми стержнями на расстоянии б см от концов кольев, дырочки, служившие для просовывания сыромятных ремешков, которые крепили к седлу лошади 12.
Дж. Юверс полагал, что «настоящая» волокуша была поздним изобретением и именно она явилась специальным транспортным средством, созданным на базе импровизированной волокуши. Ф. Ру, напротив, считал собачью волокушу наиболее древним видом транспорта, не служившим для перевозки кольев или типи, так как такой груз был слишком тяжелым для собаки 13. Н. Макклинток называл «настоящими» волокуши из связок кольев, которые использовались для перевозки людей на лошадях14.
Материалом для изготовления «настоящих» волокуш были дерево и кожа. Колья делали из черного тополя, белого тополя, сосны, березы, ели. Аналогичные породы деревьев употребляли для кольев переносных жилищ15. По размерам колья для волокуш не превышали по длине 2,5 м. В работе они быстро изнашивались, и распространенным способом их ремонта было обрубание концов, стершихся при переездах. Колья с короткими передними выступами имели большой запас прочности и упругости. В верхней части их обматывали сыромятными ремнями кожи шириной 10—15 см. Полосы кожи покрывали колья волокуш до места крепления грузовой площадки, а свободные концы использовались для привязывания грузов. Сыромятные ремни предохраняли колья от рассыхания и растрескивания. Изготовлением ремней занимались специальные мастерицы. Особенно ценилось искусство женщин, которые могли сделать ремень из одной шкуры наиболее длинным и ровным по всей длине, а также тщательно очистить его от шерсти.
Индейцы равнин практиковали два основных способа соединения верхних концов волокуш — X- и У-образно, причем Х-образная конструкция была более древней. Именно так крепились волокуши ассинибойнов и хидатса, а также волокуша черноногих из собрания МАЭ16. Верхние концы волокуши для собак вдевались в меховой «мешок», к которому крепился сыромятный ремень с лямками, охватывавшими грудь собаки. Кроме них, в верхней части волокуши располагались другие ремни, также из сыромятной кожи, которые держали грузы.
Черноногие называли узел крепления кольев волокуши «мой груз», а грузовую платформу — «моя широкая дорога». Грузовая платформа сооружалась из обрубков жердей, более тонких, чем основные колья. Жердочки раскладывались параллельными рядами на расстоянии 5—6 см друг от друга. Бруски поперечного настила изготавливались из веток березы, декорировались красной краской и резьбой по неочищенной коре. Различия в форме грузовой площадки объяснялись племенной принадлежностью мастеров. Сарси, арапахо делали грузовую площадку прямоугольной формы, кри, ассинибойны, дакота, хидатса и манданы — овальной. Многие племена использовали оба вида настила 17. Над грузовыми площадками устанавливали навесы из прутьев, которые служили защитой от дождя, снега и солнечных лучей. В таких волокушах перевозили детей, больных, щенков.
Появление лошадей в хозяйстве индейцев равнин сказалось не только в удлинении кольев для типи (на лошадях стало возможным перевозить больше грузов), но и в разделении функций собак и лошадей в хозяйстве кочевника. Лошадей предпочитали использовать для езды верхом, на охоте, в военных походах и лишь кастрированных тяжеловозов и тихоходных — для волокуш. Собак также кастрировали, прежде чем сделать тягловыми животными 18.
Тренировали лошадей под волокуши при помощи сыромятной веревки, один конец которой привязывали к шее лошади, а другой — к волокуше из обычной шкуры бизона. Иногда веревку крепили непосредственно к хвосту лошади. Два-три: индейца вели животное на поводу, а дети садились в шкуру. Веревка имела достаточную длину, чтобы лошадь не задевала: копытом шкуру с детьми. Для тренировки выбирали луга с мягкой травой. Обучение могло длиться несколько дней, пока лошадь не привыкала к новой роли.
Собаки, которых запрягали в волокуши и использовали под вьюк, были крупнее и сильнее тех, что живут в индейских деревнях сегодня. Они больше напоминали одомашненных койотов .
Использование собак в качестве тягловых животных являлось лишь одной из причин их доместикации, главной и первоначальной целью которой было использование собак на охоте. Охотничьи собаки широко применялись всеми племенами индейцев североамериканского континента. Индейцы «степных деревень» прерий, юга и особенно севера равнин в период «этнографической современности» наиболее последовательно использовали собачьи волокуши в своем хозяйстве 20.
К. Уисслер вслед за Маккензи одним из первых указал северное происхождение индейцев черноногих, локализовав их родину в районе Невольничьего озера и Скалистых гор. В этно-генетических мифах черноногих, в частности в мифе о «Старике»-прародителе, первоначальное место обитания племени располагалось у Эдмонтона. На зиму черноногие возвращались к подножию Скалистых гор, где когда-то вели жизнь бродячих: охотников на бизонов21. С момента знакомства с лошадью» (при посредстве кри в районе Эдмонтона) они покинули леса и спустились к югу на равнины22. Собачьи волокуши как архаический элемент культуры бродячих охотников вместе с переносным жилищем и одеждой из замши черноногие принесли с севера. Во второй половине XIX в. волокуши для собак широко использовались атапасками северных берегов Медвежьего озера. Хотя Дж. Дженнис и указывал, что индейцы р. Маккензи не употребляли в своем хозяйстве собачьих волокуш, кроме чиппева, а эскимосы-медновцы грузили поклажу в тюках на спины собак, его статью иллюстрирует фотография, на которой изображена индеанка с собакой, запряженной в У-образную волокушу 23. Волокушный транспорт в форме саней широко использовался в северных широтах без временных перерывов 24. Этому способствовали экологические условия, ориентация экономики на промысел крупных зверей и т. п. Единственным тягловым животным для тоббоганов в высоких широтах была собака (в Азии наравне с собакой использовались также олени). Благодаря древним контактам с северными соседями черноногие были лучше знакомы с санно-волокушным транспортом, чем индейцы юга — Техаса, Новой Мексики, Канзаса. Кри переняли от эскимосов технику изготовления собачьей нарты — тоббогана, состоящего из прямоугольной рамы из кольев п куска коры, изогнутого в верхней части25. Тоббоганы, близкие к эскимосским собачьим нартам, употребляли индейцы Британской Колумбии: чилкат, тлинкинты, карриер, чилкотин, шусвап. Черноногие делали тоббоган для охоты на бизонов из куска коры: заехав на нем в стадо бизонов, они расстреливали животных из луков и ружей.
Рис. 4. Перекочевка племени черноногих (рисунок путешественника XIX в. Дж. Кэтлина)
Отсутствие дорог, видимо, затрудняло развитие волокушного транспорта у индейцев равнин, в частности применение волокуш для миграций на далекие расстояния (рис. 4). Поэтому здесь наибольшее распространение получила переноска грузов на себе или во вьюках, укрепленных на спины собак26. В литературе имеются указания на существование таких дорог, одна из которых, например, проходила через «Шаманскую гору» на территории индейцев кроу27. Однако их число едва ли могло быть значительным.
Наблюдения А. Кробера, проследившего характер распространения санно-волокушного транспорта по территории Северной Америки, подтвердили не только гипотезу Маккензи—Уисслера о северном происхождении индейцев черноногих, но и картину распространения волокуш с севера на юг, с территорий, занятых северо-западными алгонкинами и атапасками23. Достигнув южных районов, бродячие лесные охотники превратились в конных скотоводов. На их культуру оказывали влияние соседи с востока (разведение табака, появление племенной святыни — лопатки бизона29), но земледелие так и не стало ведущей отраслью их экономики, традиционно базировавшейся на охоте..
Существуют лишь косвенные данные об использовании собак в хозяйстве палеоиндейцев, охотившихся на ископаемого бизона 10—12 тыс. лет назад, позже в связи с похолоданием климата (6—7 тыс. лет назад) — на более мелких животных, а с 2— 4 тыс. лет назад — снова на бизонов (лесных бизонов), популяции которых восстановились в связи с потеплением30. Иными: словами, комплекс охотничьего хозяйства, ориентированного на промысел бизонов, включавший переносное жилище, собак, волокуши, сложился 2000—4000 тыс. лет назад. Раскопки стоянок Олд-Кроу и Драйк-Крик на Аляске позволили доказать, что собака была первым домашним животным, которое сопровождало первых американцев на их пути’из Азии в Америку. Возраст костей собаки Олд-Кроу — 30 тыс. лет31. Группы палеоиндейского населения, продвигавшиеся с севера на юг между Кордильерским и Лаврентьевским ледниковыми щитами, были достаточно хорошо экипированы для освоения высоких широт. Появление в Северной Америке собаки может быть связано с первой из трех «волн» миграций населения из Азии в Америку раннего периода. Первая «волна» мигрантов была представлена исключительно таежным монголоидным населением, которых сменили немонголоиды, соотносимые антропологами с кавказоидами, т. е. европеоидами. Третья «волна» была также представлена монголоидным населением Азии. Население равнин Северной Америки представили две расы американских аборигенов: восточная и южная. Первая засвидетельствована сериями черепов с высокими сводами, вторая — с низкими32. Если с первой «волной» миграций можно связать культуру палеоиндейского населения Северной Америки, т. е. первых групп охотников на бизонов, северного оленя и мамонта, то со второй могут ассоциироваться те группы охотников, которые оставили следы своего пребывания в Прибайкалье. В данной связи определенный интерес представляет гипотеза С. Л. Николаева и С. А. Старостина относительно родства американских (народы на-дене северных районов Северной Америки и пенути Калифорнии) и азиатских (синокавказские, праенисейские и др.) языковых семей на ностратическом уровне33.
С третьей «волной» миграций может ассоциироваться пласт населения, который сформировался в недрах Азии, на юге Сибири, севере Монголии. Хронологически эта «волна» может быть соотнесена с периодом продвижения племен бронзового века из Прикаспия через южную Сибирь в Северную Азию и далее по побережью океана в Америку. В распоряжении населения этой «волны» миграций были такие средства передвижения, как колесная повозка и волокуша. В данном аспекте интересны исследование остатков волокуш Пазырыкских курганов, а также изображения волокуш в наскальном искусстве Алтая и Хакасии34. Есть все основания считать, что развитие колесного и санно-волокушного транспорта Евразии связано с культурами мезолита и неолита Прикаспия, Балкан, Ближнего Востока, а саней и волокуш Северной Америки — с культурами Сибири.
Рис. 5. Петроглифы Сибири, изображающие санный и колесный транспорт
Конструктивные особенности волокуш индейцев равнин п древнейших сибирских волокуш, которые крепились к одноосным повозкам (петроглифы Сибири), демонстрируют определенное сходство. Волокуши индейцев прикреплялись также к мягкой лямке, накинутой на круп оленя, как это демонстрируют петроглифы, изображающие оленя, запряженного в Х-образную волокушу (петроглифы долины р. Елангаш) 35 (рис. 5). Простая волокуша, близх{ая по форме к импровизированной американской, известна народам Сибири вплоть до настоящего времени. Такие волокуши представляют собой связки кольев или хвороста, которые крепятся по обеим сторонам седла лошади; другой формой волокуши иногда еще служит шкура яка, привязанная к жерди, с двумя длинными веревками, которые крепятся к лошади 36.
Древность происхождения этого вида транспортного средства очевидна. Волокуша имеет своим далеким предшественником вьюк. Поздняя форма волокуши — импровизированная — была приспособлена к лошади.
Северное происхождение конных индейцев — кочевников равнин, их связи с населением высоких широт в области материальной культуры, в частности использование санно-волокушного транспорта, а также совпадения в конструкциях волокуш Азии (Южная Сибирь) и Северной Америки, затрагивают проблему контактов населения двух материков. Использование вьючных собак для волокуш индейцами равнин и населением Аляски, находки костей домашней собаки, датируемые палеолитическим временем, позволяют высказать предположение о проникновении практики использования собак в транспортных целях вместе с первой «волной» мигрантов из Азии. Наиболее активно волокуши употреблялись в Америке 2000—4000 лет назад.
- Roe F. The indian and the horse. Norman, 1955. P. 25.
- Ibid P. 20, 26; Coronado F. V. The journey of Coronado, 1540-1542. N. Y., 1922. P. 196.
- Dobie Y. F. The mustangs. Boston, 1952. P. 39; Hendrey A. (Hendey). The journal of A. Hendey // Proc. and Transl. Roy. Soc. Canada. Ser. 3. 1907. Sect. II. P. 343-348.
- Roe F. Op. cit. P. 20.
- Maximillian, Prince of Wied. Travels in the clutenor of North America, 1833-1834. V. XXII-XXIV. P. 104-141.
- Catlin G. Letters and notes on the North American Indians. L., 1851. V. 2. P 55
- Roe F. Op. cit. P. 61.
- Wissler C. Material culture of the Blackfoot indians 11 Anthropol. Pap. Amer. Mus. Natur. Hist. 1910. V. V. P. 88—92.
- Wilson G. The horse and dog in Indian culture//Ibid. 1924. V. XV, pt II. P. 208-209.
- Ibid. P. 134-135. Fig. 26a; P. 136, 226. Fig. 52.
- Ibid. P. 254.
- Ibid. P. 193, 278-279.
- Roe F. Op. cit. P. 17.
- MacClintock N. The old north trail. L., 1910. P. 518.
- Skinner A. Notes on the Eastern cree and Northern saulteaux // Anthropol. Pap. Amer. Mus. Natur. Hist. 1911. V. IX. P. 12.
- Wissler C. Op. cit. P. 82-92.
- Wissler C. North American Indians of the plains. N. Y., 1920. P. 32—39.
- Roe F. Op. cit. P. 57, 62.
- Wissler C. North American… P. 33.
- Ibid.
- Ibid. P. 17.
- Roe F. Op. cit. P. 123.
- Jennes D. The copper escimo // Report of the Canadian Arctic expedition, 1913-1918. Ottava, 1923. V. XII. P. 234. Fig. 189.
- Kroeber A. Culture element distribution. XV. Salt, dogs, tobacco: Archaeological records//Univ. Cal. Publ. Amer. Archaeol. and Ethnol. 1941. V. 6. N i.
- Skinner A. Op. cit. P. 144—146.
- Roe F. Op. cit. P. 16.
- Wedel W. Prehistoric man of the Great Plains. N. Y., 1955. P. 268, 299—310.
- Пример привнесения собачьей волокуши в материальную культуру кочевников юга демонстрируют равнинные апачи. Они происходят от атапасков северных территорий и пришли из Канады через равнины в Техас и Новую Америку. См. карту: Driver Н., Massey W. Comparative studies of North American indians // Trans. Amer. Philos. Soc. 1957. V. 47, pt 2. P. 282.
- Oliver S. Ecology and cultural continuity as contributing factors in the social organization of the Plains Indians.
- Wedel W. Op. cit. P. 248-359.
- Canby T. The search for the first Americans//Nat. Geogr. 1979. V. 156. P. 348.
- Newman G. R. The origin of the prairie physical types//Mus. News W. H. Oliver Mus. 1952. V. XIII, N 5; Hrdlicka A. Catalogue of human crania in US National museum collection//US Nat. Mus. Proc. 1927. V. LXIX, pt. 5.
- Старостин С. А. Гипотеза генетических связей сино-тибетских языков с енисейскими и северокавказскими языками//Лингвистическая реконструкция п древнейшая история Востока: Тез. и докл. конф. М., 1984. Ч. 4. С. 36.
- Руденко С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л., 1953. С. 234-235.
- Окладников А. П., Окладникова Е. А., Запорожская В. Д., Скорынина 9. А. Петроглифы долины р. Елангаш. Новосибирск, 1979. Табл. 62.
- Выражаю глубокую благодарность В. П. Дьяконовой за научные консультации и возможность ознакомиться с полевыми материалами.